Сицилия
Сицилийская вечерня
30 марта 1282 Италия, Палермо
Связь с другими материалами
События
07 ноября 1917
Октябрьская революция01 января 1970
Войны Восточной Хань с цянами9369 год
Смута годов Дзёхэй и Тэнгё
☓
Белый
Сепия
Ночь
Под именем «Сицилийская вечерня» в историю вошло народное восстание на Сицилии против французских завоевателей, разразившееся на Пасху, 29 марта 1282 года. Восставшие сицилийцы свергли власть короля Карла I Анжуйского из династии Капетингов, чьё правление оказалось для них невыносимым. Среди причин недовольства сицилийцев можно назвать бесчинства солдат французского гарнизона, назначение на высшие государственные должности французов и провансальцев, обложение жителей Сицилии высокими налогами (ведь кроме всего прочего Карлу было необходимо оплачивать многочисленные военные походы Карла: в Италии, Тунисе, на Ближнем Востоке), перенос столицы Сицилийского королевства из Палермо в Неаполь. В 1270 году на Сицилии уже поднималось восстание – тогда оно было жестоко подавлено. Но Карлу Анжуйскому не удалось сломить воинственный дух сицилийцев. В 1280 – 1281 годах на Сицилии начал зреть очередной заговор. Однако восстание вспыхнуло неожиданно. 29 марта 1282 года жители Палермо праздновали Пасху. К веселящимся людям подошли несколько изрядно выпивших французских солдат. Один из них, сержант Друэ, грубо схватил сицилийскую женщину и начал к ней приставать. Муж этой женщины встал на её защиту, и ударил Друэ ножом. Когда французы поспешили на помощь своему товарищу, к месту происшествия сбежались сицилийцы, огласившие местность криками «смерть французам». Началась резня. В это время на находившейся рядом церкви Святого Духа, расположенной поблизости, зазвонили колокола, созывавшие народ на вечернюю службу. Этот звон жители Палермо восприняли как сигнал к началу восстания. Люди взялись за оружие и начали убивать всех французов, которых только встречали на своём пути. Резали и женщин, которые были замужем за французами. Опьянённые ненавистью к завоевателям, сицилийцы врывались в монастыри доминиканцев и францисканцев и заставляли монахов произносить сицилийское слово «чичиро» (горошек), тех же, кто произносил это слово с малейшим акцентом, убивали на месте. Новость о восстании распространилась по острову мгновенно. Повстанцы заняли все города, кроме Мессины, где французский гарнизон смог укрыться в крепости. 28 апреля восставшие сицилийцы овладели и Мессиной. В порту города повстанцы сожгли французский флот. Считанным французам удалось бежать из Сицилии, среди них – лишь один представитель знати, Гийом де Порселе, и один представитель высшего духовенства, викарий Карла Анжуйского Герберт. За всё время восстания на Сицилии были убиты, по разным подсчётам, от 3 до 4 тысяч французов. Поскольку восстание началось с колокольного звона к вечерней службе, восстание стало называться «Сицилийской вечерней». События Сицилийской вечерни произвели большое впечатление на современников. Так, средневековый флорентийский философ Леонардо Бруни (1369 – 1444) писал, что восстание вспыхнуло из-за того, что французы, обыскивая местных жителей на предмет ношения оружия, принуждали к этому и женщин, стараясь в ходе обыска подольше потискать их за груди. После восстания 1282 года новый импульс получило коммунальное движение, придавленное при Карле Анжуйском. Сразу же после кровавых событий пасхального вечера городская коммуна возникает в Палермо и Корлеоне, а затем и в других городах. Представители коммун Сицилии отправили папе римскому Мартину IV (1281 – 1285) письмо с просьбой принять их под своё покровительство. Однако, как нам известно, папа был целиком и полностью на стороне французов, поэтому он оставил прошение без ответа. Тем временем, в конце мая 1282 года близ Мессины высадилась армия французов, поддержанных итальянскими гвельфами. В июне они приступили к осаде Мессины. Оборону города возглавил Алаймо ди Лентини, один из вождей Сицилийской вечерни. Несмотря на все старания осаждавших, Мессину им взять не удалось, и в сентябре того же года им пришлось покинуть Сицилию. Несмотря на первоначальные успехи, восставшим сицилийцам стало ясно, что им необходим покровитель и вождь для того, чтобы избавить страну от посягательств Карла Анжуйского. Один из предводителей восстания, сторонник гибеллинов Джованни да Прочида предложил избрать королём Педро III Арагонского. Задолго до Сицилийской вечерни Джованни да Прочида готовил заговор против французов, и в 1275 году был вынужден бежать из Сицилии. Будучи в изгнании он обращался к различным монархам с просьбой поддержать мятежных сицилийцев, и при арагонском дворе ему оказали тёплый приём. Теперь же, когда восстание уже свершилось, и перед сицилийской знатью стояла задача – выбрать нового суверена, Педро III Арагонский оказался лучшим выбором. Избрание состоялось, и 30 августа 1282 года новый монарх высадился на западной оконечности острова Сицилии, в порту Трапани. После высадки короля Педро Арагонского между ним и Карлом Анжуйским началась «война Сицилийской вечерни». Она длилась с 1282 по 1302 год и окончилась договором, заключённым в сицилийском городе Кальтабелотто между сыном Педро Арагонского, королём Федериго II (1295 – 1337), и сыном Карла I Анжуйского, Карлом II Хромым (1285 – 1309). По условиям мира, Федериго стал править на Сицилии, а Карл Хромой – в Неаполитанском королевстве. Сицилийская вечерня стала кристаллизующим моментом в формировании сицилийского субэтноса, после этого события у сицилийцев появилось чувство идентичности. Восстание на Сицилии имело не только национально-освободительный, но и антифеодальный характер, о чём свидетельствуют попытки повстанцев возвратить городам ранее утерянные коммунальные права. После событий Сицилийской вечерни разразилась война между Арагоном и Неаполитанским королевством, окончившаяся переделом политической карты Европы. Ссылка на источник:http://www.cult-turist.ru/country-topics/686/?q=524&it=686&tdp=fshk |