Успенский собор на Городке


1399—1400         РоссияРоссия, Звенигород

Успенский собор на Городке в Звенигороде – один из немногих полностью сохранившихся памятников истории и культуры, относящихся к периоду становления московского стиля в архитектуре. Храм, построенный на рубеже XIV–XV вв., относится к числу лучших образцов русского зодчества.

История храма

Успенский собор построен на Городке, в древнем центре Звенигорода, некогда укреплённом земляными валами, по повелению младшего сына Дмитрия Донскогокнязя Юрия Звенигородского. Точное время его строительства неизвестно. В различных исторических источниках указывается как 1390 г., так и 1417 г. Это один из четырех сохранившихся без значительных изменений храмов, относящихся к периоду раннего московского зодчества. Строила его, по всей вероятности, та же артель зодчих, что возводила церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле (1393) по повелению княгини Евдокии, матери князя Юрия Звенигородского.

Утрата Звенигородом в XV в. статуса удельной столицы и последующий упадок города неожиданно обернулся благом для его храмов. В отличие от Москвы, где старые соборы полностью разрушались или значительно перестраивались по требованию царей и времени, в маленьком Звенигороде на строительство новых храмов не было средств, а зачастую их не хватало и на ремонт. Эта парадоксальная ситуация помогла сохранить Успенский собор с минимальными изменениями.

Во все времена собор сохранял статус первого уездного храма. Ему принадлежали большие земельные владения, которые он сохранил за собой и после секуляризации земель XVIII в. Многие его настоятели имели чин протоиерея и возглавляли городское благочинение.

Самые значительные изменения в экстерьере храма произошли в XVIII в., когда он обветшал настолько, что дальнейшие богослужения в храме без ремонта здания оказались невозможными. Неотложной замены потребовала кровля храма. В результате ремонта собор утратил свою первоначальную позакомарную кровлю. Пространство между закомарами было заложено кирпичом и сооружена четырехскатная крыша. В это же время была сделана металлическая облицовка главы. В 1746 г. из-за опасности обрушения была разобрана старая шестиугольная деревянная колокольня. Снятые с неё колокола были размещены на хранение в стенах храма.

В 1773 г. в соборе с дозволения Синодальной конторы был освящён придел во имя великомученика Георгия. Он был украшен за счёт пожертвований коллежского асессора А. Т. Юдина, воеводы Звенигородской воеводской канцелярии. В 1830–1837 гг. в соборе были запрещены богослужения по причине крайней ветхости здания. Восстановить храм помогли пожертвования звенигородского купца Рахманова. На эти деньги были заменены дубовые тяги, укреплены арки и растёсаны окна.

Над Успенским собором не раз возникала угроза разрушения. В годы Великой смуты XVII в. храм был разграблен, пострадал он и во время Отечественной войны 1812 г. В середине XIX в. горожане сами хотели снести собор, чтобы построить на его месте церковь во имя князя Александра Невского. Спасло собор от разрушения только вмешательство императора Александра II. В 1880 г. во время сильной бури с храма был сброшен крест, который при падении разбился. Взамен него по старому образцу был изготовлен новый позолоченный крест «с короной».

В XIX в. была построена новая трёхпролётная каменная звонница. Колокола в ней были подвешены на двух ярусах. С основным храмом её соединяет небольшая переходная галерея. Верхний ярус колокольни перекрыт куполообразной кровлей со шпилем. Собор Успения Пресвятой Богородицы был малопосещаемым в холодное время года, постольку не имел отопления. Ещё в 1893 г. Археологическая комиссия запретила его устройство из-за опасения, что это может нанести ущерб старинному зданию и его интерьеру.

После революции в храме продолжались службы до середины 1930-х годов. В последнее предвоенные годы он был закрыт. В 1936 г. городские власти планировали разрушить здание для постройки стадиона. В этот раз храм отстояли широкие круги научной общественности.

После завершения Великой Отечественной войны здание собора было возвращено церкви. С 1946 г. в храме возобновились богослужения. В 1995 г. по указу святейшего патриарха Алексия II Успенский собор получил статус монастырского подворья возрожденного Саввино-Сторожевского монастыря. С 1991 г. при храме действует воскресная школа, которую посещают дети и молодёжь от 3 до 18 лет. В программе школы предусмотрено изучение основ православной культуры, священной истории, церковно-славянского языка, музыки, пения, народных промыслов и игр. Вместе с членами молодёжной группы учащиеся школы совершают паломнические поездки по храмам и монастырям страны.

Архитектурный облик

При возведении Успенского собора на Городке зодчие не только умело следовали Владимиро-Суздальской традиции, но и заложили основы раннемосковского стиля в архитектуре. При строительстве храма они искусно использовали рельеф местности и хитроумные приёмы, благодаря которым он кажется значительно более высоким, чем есть на самом деле. Высота храма не превышает 12,5 м, но особенности «пирамидальной» каменной кладки стен, трёх апсид и светового барабана зрительно увеличивают его высоту. Как показали замеры, основной объём храма и самые крупные архитектурные элементы немного сужаются кверху. То, что собор построен на подклети высотой в 1,5 м, также визуально увеличивает его фактические размеры. Устремленность здания ввысь подчеркивали и высокие крылечки перед каждым входом в собор. Прежде переход от стен к куполу органично оформляли два ряда кокошников.

По своему типу это обычный крестово-купольный четырехстолпный храм, но его пропорции ради увеличения внутреннего пространства немного нарушены. Зодчие увеличили площадь алтарного помещения и размеры апсид собора. Вместе с этим, благодаря сдвинутым к восточной стороне столбам, увеличилось пространство для верующих. Перемещена относительно центра храма и его глава. Это привело к несоответствию внутреннего и внешнего членения здания, заметное только специалистам. Толстые стены храма сложены из тщательно подогнанных друг к другу каменных блоков. Они сложены «бутовым» методом: пространство между внутренней и внешней кладкой стен заполнено осколками камней и известковым раствором, создавшим монолитную массу.

Каждый из трёх фасадов храма разделен традиционными лопатками на три прясла, завершающиеся закомарами. Изящные полуколонки, примыкающие к лопаткам имеют ажурные резные капители в виде снопа. Подобные архитектурные детали также делят плоскости стен храмовых апсид. Их верхняя часть украшена декоративным резным поясом. Такой же декор присутствует и на барабане собора.

Перспективные порталы у каждого входа в храм обрамлены арками на колоннах. Оригинальные узкие вытянутые окна сохранились только в верхней части северного и южного фасадов и в середине главной апсиды. Оконные проёмы по периметру украшали каменная резьба и килевидные кокошники. В декоративном оформлении фасадов здания вместо аркатурно-колончатых горизонтальных поясов, часто использовавшихся владимирскими мастерами, появляются три широкие декоративные резные ленты.

Кровля Успенского собора древними зодчими первоначально была устроена по закомарам и только в XVIII в. у храма появилась четырёхскатная крыша. Коробовый свод храма усложняют четыре угловые закомары с поясом декоративных килевидных кокошников у основания барабана купола.

Настенная роспись

Сразу по завершении строительства внутренние стены собора были расписаны московскими мастерами. Старинная стенопись, сохранившаяся фрагментарно, была раскрыта от поздних наслоений 1918 г. художниками-реставраторами под руководством Н. Д. Протасова. Художественное оформление интерьеров собора большинством современных исследователей приписывается кисти А. Рублёва, Д. Черного и их ученикам.

Фрагменты первоначального живописного декора можно увидеть в алтаре, барабане купола, на столбах-пилонах в восточной части собора, а также его северной стене. Остальная сохранившаяся настенная роспись выполнена значительно позднее, в основном в XIX в. Купольный барабан расписан образами праотцов церкви в два яруса. Чуть ниже находятся поясные изображения библейских пророков. Из живописи этого яруса лучше всего сохранилось изображение пророка Даниила.

В 1969–1972 гг. группой реставраторов род руководством В. В. Филатова в простенках барабана были раскрыты фрагменты фрески «Успение» на северной стене, фресковые композиции на жертвеннике, отражающие историю жизни Иоанна Предтечи.

Меньше всего пострадали от времени и позднейших ремонтов росписи восточных столбов. До начала XX века они были прикрыты высоким иконостасом. После революции он был временно разобран, а затем перемещен на новое место в храме.

На западных плоскостях столбов нанесены три регистра изображений. В верхней части в медальонах написаны поясные образы святых Фрола и Лавра. По мнению искусствоведов, выбор образов этих мучеников для стенописи по замыслу иконописцев должен служить напоминанием о божественной помощи русскому народу. По свидетельству летописей именно в день эти святых князь Дмитрий Донской получил благословление на битву на Куликовом поле от Сергия Радонежского. Под ними изображены голгофские кресты. В нижней части столбов-пилонов изображены сцены библейских преданий. На северном столбе – это дарование преподобному Пахомию монашеского устава, а на южном – беседа св. Варлаама с индийским царевичем Иосафом, его учеником. На свитке, который держит в своей руке Варлаам, начертано: «Поведаю тебе, чадо, о бисере бесценном, которым является Христос...».

Такое внимание к монашескому подвижничеству очень не обычно для городского храма. Использование подобных сюжетов в росписях объясняется взаимоотношениям звенигородского князя Юрия Дмитриевича с его духовным наставником Саввой Сторожевским.

Обе эти сцены фактически являются частью местного чина иконостаса. В них в полной мере проявляются особенности московской школы иконописи XV в. Для образов характерен специфический тип ликов, отображающих состояние сосредоточенности и покоя. Силуэты тел узкие, с маленькими конечностями и головой. Складки неприлегающей плотно к телу одежды наполнены воздухом. Струящиеся изящные линии контуров тел придают им округлую, выточенную рельефность. Спокойные, но выразительные жесты персонажей демонстрируют принятие христианского учения.

В 1848 г. росписи интерьера собора были обновлены по инициативе и на средства купца В. Смолина. Большинство дошедших до настоящего времени фресок имеют ещё более позднее происхождение. Последний раз храм расписывался в 1880-х годах. Ходатайствовали об этом в Археологическом обществе священник Иоанн Рождественский и церковный староста купец Стариченков. Подновление росписи завершилось к 1887 г. и было приурочено к 900-летию крещения Руси.

Древние фрески очень чутко реагируют на жар и копоть церковных свечей и, хотя в действующем храме нет прямого запрета на их использование, зажигать свечи в помещении крайне нежелательно.

Основная масса древних изображений была сбита во время ремонта в XVIII в., так как к этому времени они уже утратили свою былую красочность. В 1986 г. во время археологических раскопок около собора среди строительного мусора было обнаружено большое количество мелких фрагментов сбитых фресок. После завершения работ они были переданы в музей при Саввино-Сторожевском монастыре. В 2001 г. осколки штукатурки с фресками были тщательно изучены искусствоведом О. В. Лелековой. Искусствовед пришла к выводу о необыкновенной одаренности иконописцев, расписавших собор по завершению строительства. Она сравнила стенопись с красочными книжными миниатюрами русских летописей XV в. В 2008–2010 гг. многие фрагменты были успешно сложены в цельные художественные композиции, которые можно увидеть в музее. Общепризнано, что авторами росписей в Успенском соборе были иконописцы из круга близкого к А. Рублёву, но их имена остались неизвестны.

Иконы и иконостас храма

Пятиярусный иконостас, установленный сегодня в Успенском соборе относится к XVII в. Он несколько раз обновлялся в XIX в., но сам по себе не представляет большой художественной ценности. Намного интереснее с искусствоведческой точки зрения были размещённые на нём иконы. В 1998 г. образы были очищены от поздних наслоений и теперь все входящие в храм могут видеть их в почти первозданном состоянии.

В Звенигородском соборе, в прошлом часто называвшемся «домом пречистой», хранится несколько чтимых образов богоматери. Это Казанская икона богоматери XVII в. и её Толгский (XVIII в.) и Киево-Братский (XIX–XX вв.) образы. Последняя икона попала в собор от прихожанки Е. М. Бабакиной вскоре после повторного открытия храма в 1946 г. Она почитается в городе как чудотворная не только из-за многочисленных исцелений, но и как спасительница Звенигорода от захватчиков в годы Великой Отечественной войны. По городской легенде, именно этот образ носили по улицам города в те дни, когда немецкие войска были в окрестностях Звенигорода.

С Успенским собор на Городке связаны знаменитые иконы древнерусского письма, автором которых был Андрей Рублев. Во время реставрационных работ 1918 г., проводимых Комиссией по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, в храме были обнаружены три иконы, входившие в деисусный чин иконостаса: Спас Вседержитель, Архангел Михаил и Апостол Павел. Первоначально этот ряд иконостаса состоял из семи или девяти икон, но остальные образы сейчас безвозвратно утрачены. Эти произведения иконописи, безусловно, относятся к шедеврам русской живописи и составляют всемирно известный Звенигородский чин и сейчас находятся в собрании Третьяковской галереи.

Образы были обнаружены случайно в удручающем состоянии в начале XX в. Обстоятельства, при которых эти произведения искусства были найдены, теперь полностью неизвестны, Существует несколько версий их открытия для знатоков и ценителей искусства. По воспоминаниям участника реставрационных работ, известного историка искусств И. Э. Грабаря, одна из них служила ступенькой лестницы, а две других были обнаружены в дровяном сарае, где и были найдены реставратором Г. О. Чириковым. По другой версии две иконы с архангелами принёс в московские реставрационные мастерские священник Успенского собора Д. Крылов.

Ещё одна очень ценная икона этого ряда хранится в соборе. Образ Иоанна Предтечи, как подтверждают результаты исследований доски и фрагментов паволоки, был написан одновременно с иконами Звенигородского чина А. Рублёва. Однако в XVIII в. икона была переписана заново.

Иконы Успенского собора в Звенигороде по единодушному мнению историков живописи из всех подобных произведений по своему стилю наиболее близки к лучшим византийским образцам. В то же время они имеют свои национальные особенности в иконографии. Византийскому наследию можно отнести пластичность и легкость форм, ракурс положения тела. Русский стиль письма проявился в большей эмоциональности образов, выразительности силуэтов и цветовой палитре.

До наших дней в стенах Успенского храма на Городке сохранились не только шедевры стенописи и уникальные иконы, но и другие православные святыни. В двух ковчежцах, расположенных под фресками кисти учеников А. Рублёва, хранится около 150 частиц мощей святых православной церкви. В конце 1980-х гг. в храм архимандритом Евлогием из Свято-Данилова монастыря были переданы частицы мощей святого угодника Саввы Сторожевского.

Успенский собор на Городке, «красавец-богатырь в вышитой холщёвой рубахе и золотом шлеме» – один из самых старых на московской земле. Прошедшие столетия немного исказили его облик, но ясность и простота воплотившихся в нём замыслов древних зодчих, величественная монументальность храма продолжает поражать и радовать наших современников.

Ссылка на источник: http://www.bankgorodov.ru/sight/Yspenskii-sobor-na-Gorodke


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

http://www.360cities.net/image/zvenigorod-cathedral-of-the-assumption-on-gorodok-russia

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб