Михайловский Златоверхий монастырь


1108—1113         УкраинаУкраина, Киев

Михайловский Златоверхий монастырь, древнейшая святая обитель Киева, включает в свой комплекс величественный храм, возведённый во имя архангела Михаила, покровителя города. Кроме несомненных художественно-архитектурных достоинств собора, его особенностью является то, что он был первым на Руси храмом, купола которого покрывало золото. Это и дало название всему монастырскому комплексу.

Принято полагать, что строительство монастыря связано с именем киевского митрополита Михаила, выдающегося церковного деятеля X века. Однако возведение знаменитого златоверхого собора началось лишь спустя столетие, во времена правления князя Святополка Изяславича. Приняв крещение, он был наречён Михаилом, и возведение храма стало знаком его смиренного преклонения перед дарованным ему небесным покровителем.

Возведённый благочестивым князем, собор занимал немаловажное место в жизни горожан, так как Киев находился под небесным покровительством архангела Михаила. Неслучайно Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, в комплекс которого он входил, с XII века стал местом захоронения лиц княжеского рода. Это был своего рода пантеон, запечатлевший на своих могильных плитах значительный период истории Киевской Руси. Первые золотые купола на Руси В 1108 году свершилось знаменательное событие в жизни монастыря: из византийской столицы Константинополя были перенесены в него мощи великомученицы Варвары, ставшие главной святыней обители. К этому же периоду исследователи относят и рождение новой по тем временам архитектурной традиции золочения куполов. Церковь святого архангела Михаила была первой на Руси, где зодчие осуществили это новшество.

Нашествие татар и польская юрисдикция Тяжело отразились на судьбе обители годы нашествия иноплеменных завоевателей. Среди них наибольший ущерб монастырю причинили полчища татар, захватившие Киев в 1482 году. Ими были разрушены многие постройки на территории обители и уничтожены бесценные памятники древнерусской живописи и письменности. Когда Михайловский Златоверхий монастырь, вместе со всем Киевом, попал под юрисдикцию польских королей, ему были жалованы грамоты, дававшие право самостоятельно избирать игуменов и обеспечивавшие независимость от церковной власти митрополитов и произвола воевод. Это послужило толчком к его развитию, и, как следует из исторических документов той эпохи, к середине XVI века обитель становится крупнейшим и богатейшим религиозным центром Киева. Борьба с униатами Свидетелем драматических событий Михайловский Златоверхий монастырь стал в начале XVII века, когда король Польши передал его во владение униатов – представителей греко-католической церкви, пытавшейся распространить своё влияние на территорию южных и юго-западных районов России.

Их попыткам овладеть монастырём и принадлежащими ему имениями положили конец казаки, с оружием в руках вставшие на защиту отеческих святынь. Кровь защитников обители пролилась не зря. Благодаря их мужеству монастырь остался в ведении православной церкви, а его игумен Иов Борецкий был возведён в митрополиты. Оставшись жить в стенах обители, он тем самым значительно повысил её статус, сделав на долгие годы постоянной митрополичьей резиденцией.

События XVII-XVIII веков Очередным важным этапом в жизни обители стал 1654 год, когда произошло присоединение Киева и подвластных ему территорий к Российскому государству. Несмотря на то что Михайловский Златоверхий монастырь лишился части своих земельных имений, ставших собственностью Речи Посполитой, эта потеря была с лихвой возмещена гетманами и казацкими старшинами, отписавшими во владение монахов значительные территории, расположенные в Левобережной Украине. Начиная с 1800 года монастырь стал также резиденцией викариев киевской епархии.

В период XVII-XVIII веков весь комплекс зданий подвергся значительной перестройке в модном для того времени стиле барокко. В результате проведённых работ древнюю, ещё домонгольскую церковь включил в себя собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. От неё остались лишь алтарные абсиды, фрагменты стен и центральный купол. Особое внимание было уделено старинным мозаикам и фрескам, украшавшим стены храма. Достаточно изученные искусствоведами, они были впоследствии расчищены и отреставрированы. Вспоминая дореволюционную историю монастыря, нельзя не упомянуть принадлежавший ему скит, построенный недалеко от Киева, и находившийся поблизости от него одноименный женский монастырь, переведённый в 1712 году на Подол. Эта святая обитель была также основана в честь небесного покровителя города – архангела Михаила. Разрушение собора в советский период Ни от татарских полчищ, ни от иноземных завоевателей Михайловский Златоверхий монастырь не понёс таких невосполнимых утрат, как от собственных граждан, охваченных в советский период атеистическим безумием. Когда столица УССР была перенесена из Харькова в Киев, и потребовалось много места для строительства административных зданий, республиканские власти распорядились снести старинный собор. Несмотря на все попытки искусствоведов спасти от разрушения уникальный памятник старины, в 1934-1936 году были проведены работы по его демонтажу. Мозаики и фрески Михайловского собора Златоверхого монастыря удалось частично спасти. Они были укреплены на новом основании и помещены в Софийском соборе, расположенном в центре Киева.

Ссылка на источник: http://fb.ru/article/221544/mihaylovskiy-zlatoverhiy-monastyir-opisanie-istoriya-oformlenie-freski-i-mozaiki


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб