Тевтонский орден: от истоков до современности

12.09.2017

Тевтонский орден: от истоков до современности

Сегодня известно о многих событиях, которые происходили в разные исторические периоды. Также в огромных томах литературы упоминается о тех или иных героях, которые внесли бесценный вклад в благополучие жизни каждого из нас и благодаря которым современники живут в сформированном мире.

Однако мало кто знает о тех мужественных людях, которые свято верили в помощь ближним и в защиту беззащитных нуждающихся людей. В этой статье каждый читатель сможет узнать о непростом историческом пути одного из самых величественных, благородных и мужественных сообществ – Тевтонском ордене.

Госпиталь на территории Акры

Исторический путь Тевтонского ордена берет свое начало с далекого 1189 года. В это время император Германии по имени Фридрих Барбаросса начал готовить свою армию для реализации Третьего крестового похода. В последних числах августа того же года под его контроль попадает крепость Акра, расположенная в Сирии, которая была возведена предположительно во II тыс. до начала нашей эры.

Во время осады города купцами из Бремена и Любека был создан госпиталь, который предназначался для лечения раненных в бою крестоносцев. Позднее лечебница становится так называемым «Странноприимным домом», а уже в 1191 году после благословения Папы Римского Клемента III госпиталь объявили «Тевтонским братством». Прежде всего сообщество было основано на религиозных канонах, по которым рыцари жили и отдавали за них свои жизни в безжалостных боях.

«Перевоплощение» госпиталя

В 1193 году госпиталь становится монастырем, который был наделен городскими правами. Немаловажно то, что на территории Ближнего Востока положение было, «мягко» говоря, шатким, именно поэтому в те времена монастырские лазареты достаточно часто выступали в качестве военных защитных укреплений, которые как-никак могли лучше защитить свой город от нападений со стороны врагов.

В 1196 году госпиталь был переквалифицирован в орден «Духовности». По истечению нескольких месяцев монашеский Орден был официально признан Папой Римским Иннокентием III. На церемонии были провозглашены главные задачи, которые беспрекословно должно было выполнять созданное братское сообщество:

обеспечивать защиту рыцарям, имевшим немецкое происхождение, так как только они имели право становиться членами организации;
не отказывать в лечении заболевшим и раненым крестоносцам;
бороться с теми отступниками, которые не признавали или не поддерживали католические церковные традиции.

Стремительное развитие Тевтонского ордена

С того времени ряды ордена начали пополняться, и его войско стремительно выросло. Это стало еще одной причиной того, что одной из основных функций объединения стало обеспечение защиты, которое оно уже могло предоставить в полной мере. Однако нельзя сказать, что тевтонцы были воинами, они скорее были теми, кто борется с несправедливостью и просто защищает свои владения. С тех пор вступление в сообщество становилось достаточно престижным, в особенности это касается круга феодалов Европы.

Несмотря на то, что основное здание ордена функционировало на территории Акры и представляло собой некую резиденцию, его владения стремительно расширялись по всей европейской территории благодаря тому, что феодалы и монахи, желающие вступить в сообщество, в качестве уважения дарили земли. Это были своеобразные пожертвования с их стороны.

По правилам в Тевтонский орден имели право вступать исключительно немецкие рыцари, однако эти каноны не всегда придерживались. В скором времени силы сообщества возросли до таких высот, что были наравне с орденами госпитальеров и тамплиеров, созданными ранее.

Тевтонские уставы поделили членов на две основные категории: священников и рыцарей. Они же в свою очередь в обязательном порядке принимали три основные монашеские присяги: безбрачия, бедности и повиновения. К тому же они были обязаны вести борьбу с вероотступниками и оказывать помощь больным.
Также у рыцарей и священников были разные функции. Если первым перед вступлением в орден нужно было доказать свое благородное происхождение, то вторым нужно было просто вести религиозные службы, а также причащать больных в госпиталях и рыцарей, прежде чем те отправятся на поле сражения. К тому же, они нередко отправлялись на войны и выполняли обязанности медиков.

Рыцари проживали совместно, для сна у них были созданы простые спальни с ложами, питались в общей столовой. Что касается денег, то у них было ограниченные финансы. На протяжении дня рыцари тренировались со специальным снаряжением, работали, а также ухаживали за своими лошадьми и собственным оружием.

Завоевание прусских земель

В 1217 году рыцари Тевтонского ордена отправились в поход, организованный Папой Римским Гонорием III. Причиной такого решения с его стороны послужило то, что язычники, прибывшие из Пруссии, захватили польские земли, принадлежащие князю Конраду I Мазовецкому. Но что самое необычное и в то же время грандиозное, так это тактика, которая применялась рыцарским орденом.

Заключалась она в следующем: они сражались с племенными прусскими союзами поодиночке, следовательно, получали дополнительную силу и превосходство «в лице» пораженных язычников, которые в итоге воевали со своими племенами. На землях, которые тевтонцы завоевали, они возводили собственные замки. Таким образом, в 1255 году «на свет» появился замок, получивший название «Кёнигсберг».

Знать завоеванной Пруссии принимала не только новое правление, но и христианство. Такие изменения со временем коснулись и племен, жителей которых обучали немецкому языку. Ведь без этого невозможно было найти работу в образованном Тевтонском государстве. Таким образом, орден постепенно «с корнем» вырвал прусские наречия.

Давление на Восток

В период с 1230 по 1240 год тевтоны тщательно продумывали варианты расширения собственных границ в сторону Востока. Их преимуществом было то, что русская территория была достаточно «ранима», так как еще не успела пережить нападения и разрушения со стороны Батыя. Также в планах рыцарей было переведение русского населения с православия под духовную римскую власть.

Уже в 1242 году под контролем рыцарей находилось два русских города: Псков и Изборск. Собственно,  это и стало причиной возникновения в 1242 году военного сражения на просторах Чудского озера. Однако, большая часть тевтонов была убита, а после скинута врагами в озерные воды. Но все же это поражение не смогло остановить орден, который с новыми силами стремительно развивался и рос.

В 1386 году была образована так называемая «личная уния», предполагающая объединение Великого Литовского княжества и Польши под властью единой короны. Причиной ее возникновения послужил брак между князем из Литвы по имени Огайо, который к тому же стал католиком, и прямой наследницей Польши.

Фатальный Грюнвальд

Союз между Польшей и Литвой не входил в планы Тевтонского ордена. Более того, он представлял для рыцарей достаточно серьезную угрозу, которую нужно было как-то решать. Единственным вариантом устранения проблемы была война между образовавшейся унией и братьями, возникшая в 1409 году.

Однако, литовско-польское объединение знало о том, что на Жемойтской территории образовалось восстание, которое ему было только «на руку». Также оно стремилось забрать у ордена те земли, которые он завоевал за многие годы своего существования.

В 1410 году военные действия были окончены полным поражением Тевтонского ордена, которые в истории упоминается как «Грюнвальдские». Это самая кровопролитная и крупная война, которая на века вписана в историю средневековой Европы.

Около 25 000 тевтонов смело сражались за свои идеи, однако, пало намертво около 8000 рыцарей и около 14 000 оказалось в плену у врага. Но были захвачены не только «чистокровные» тевтонцы, но также все их оружие. Полноценным окончанием войны считается 1411 год. Эта дата стала решающей для ордена, который с тех пор утратил свое влияние и могущество.

«Магистр-расстрига»

Из-за масштабных финансовых потерь, необходимости выкупа взятых в плен тевтонов, а также потребности обязательной оплаты контрибуции, ордену пришлось вводить в действие новые налоговые выплаты на тех землях, которые еще находились под его контролем. Естественно, такие изменения негативно и даже в какой-то степени дерзко воспринимались населением.

Это привело к тому, что в 1440 году жителями была сформирована так называемая «Прусская конференция», основной целью которой было свержение правления Тевтонского ордена, по крайней мере, на их территории. В начале февраля 1454 года король Польши Казимир IV получил обращение со стороны Прусской Конференции с просьбой сделать ее частью Польских земель.

Естественно, для польского правителя такое предложение было достаточно выгодным, поэтому он согласился. Это и стало причиной возникновения Тринадцатилетней войны. И в этом сражении ордену пришлось столкнуться с потерями владений и рыцарей. Более того, у него также были забраны восточные земли.

Однако, и это не стало «жирной точкой» в существовании Тевтонского ордена. Он еще действовал на протяжении нескольких десятилетий. Последним Великим магистром-тевтоном стал Альбрехт Гогенцоллерн.

Однако и он предал идеалы Тевтонского ордена, приняв лютеранство в 1525 году. Более того, он не только полностью отказался от должности тевтонского главы, но и, ко всему прочему, объявил о секуляризации оставшихся земель Пруссии, которые в то время были собственностью ордена.

На их территории было сформировано прусское герцогство, которое он, собственно, и возглавил. Это было первое европейское государство, в котором действовал протестантизм. Однако, при этом оно было практически полностью подконтрольным со стороны Польши, где действовало только католическое вероисповедание.

Возрождение из пепла

Официальной датой, до которой просуществовало сообщество, является 1809 год. Именно с этого времени начинает свое нашествие Наполеон, поэтому орден был попросту распущен, так как не имел ни сил, ни какой-либо возможности бороться дальше. Ситуация кардинально изменилась в 1834 году благодаря императору Францу I.

Именно он смог подарить «новую жизнь» утраченным тевтонским традициям на территории Австрии. Однако теперь основной его целью была благотворительность и оказание помощи больным. Что касается Прусских земель, то там орден продолжал тайно существовать, но уже в качестве так называемого «Железного креста». Однако, деятельность общества снова была остановлена нацистами, которые пришли к власти до тех пор, пока не закончилась Вторая мировая война. Сегодня основное здание Тевтонского ордена находится на территории Вены.

Именно здесь бережно хранятся все исторические свидетельства деятельности одного из самых величественных орденов в мире. Также в стенах резиденции находятся архивы, подтверждающие могущественное влияние тевтонов на европейскую историю.

 

Более того, в Вене находится и действует церковь тевтонского ордена.


Однако, самым любопытным моментом, связанным с обществом является то, что большая часть его членов не братья, а сестры, которые занимаются благотворительностью и помогают нуждающимся.