Стены и ворота Старого города (Иерусалим)


XVI век         ИзраильИзраиль, Иерусалим

Столица Израиля, Иерусалим, расположился на склонах Иудейских гор: Акра, Сион и Мориа.

Если подняться на Масличную гору, то перед вами, как на ладони, предстанет вид на сердце Иерусалима - Старый город.

Отсюда он открывается во всем своем величии: мощные крепостные стены с 34 башнями и 8 воротами, купола храмов, мечетей и синагог.

Но если вы спуститесь в сам город, то окунетесь в атмосферу какой-то особой святости, таинственности и непроходящей волшебной сказки. Посещение Старого города - это всегда потрясение, событие, волшебство. И не важно, пришли вы сюда впервые, или бывали здесь уже много раз.

Узкие мощеные улочки, римские колонны, величественные стены с многочисленными арками сразу становятся родными и наполняют вас ощущением нереальности всего происходящего. Каждый камень Старого города готов рассказать вам свою историю. Именно здесь был построен Иерусалимский храм, здесь распяли Христа и отсюда Мухаммед поднялся в рай. По этим, отполированным миллионами ног улицам, проходили цари и рабы, воины и паломники, торговцы и нищие.

Современный старый город примерно в три раза меньше древнего Иерусалима. Он поделен на четыре квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский.

Мусульманский квартал, самый большой из четырех, населяют арабы, приехавшие из окрестных деревень, после того, как евреи и христиане покинули эти места. Здесь находятся наиболее значительные места для мусульман: мечети Купол скалы и Аль-Акса. Они почитаются мусульманами наравне с Меккой. Здесь же проходит и Виа Долороса - Крестный путь Христа.

Улочки арабского квартала сплошь усеяны магазинчиками и лавочками, рассчитаными на туристов. Они представляют собой довольно живописное зрелище: продавцы на всех языках мира зазывают покупателей, в невероятной тесноте, то и дело, образуются пробки потоками туристов и паломников, а в воздухе витают дурманящие ароматы трав и пряностей.

Христианский квартал начал строится в 4 веке н.э. В нем располагается около 40 церквей, монастыри и хостели для паломников. В центре квартала находится Храм Гроба Господня, где, согласно церковной традиции, был распят, похоронен, а затем воскрес Иисус Христос.

Армянский квартал - самый маленький квартал Старого города. Армяне начали селиться в Иерусалиме из религиозных побуждений примерно в то же время, когда начал строится и христианский квартал. Здесь был построен Собор святого Иакова, ставший центром армянской общины в Израиле. Это один из самых закрытых, замкнутых и немноголюдных кварталов Старого города, туристов здесь не очень-то жалуют. Армяне живут своей немногочисленной и замкнутой общиной, говорят на своем языке, учатся в национальных школах.

Представители армянской диаспоры занимаются в основном творческими профессиями: среди них много художников, фотографов, ремесленников. Их гончарные изделия пользуются спросом у туристов и жителей города.

В еврейском квартале расположена святая святых иудейского народа - Стена плача. Каждый день к ней приходят туристы и израильтяне. Они записывают на листочках бумаги свои просьбы к Б-гу или заветные желания и вкладывают их между камнями стены, а потом молятся или просто просят Б-га своими словами об исполнении желаний.

В еврейском квартале раскопана часть древней римской улицы Кардо, построенной еще римским императором Адрианом. В те времена она была главной торговой улицей, где между колонн распологались лавки и лотки. Сегодня, проходя по мостовым римской кладки и созерцая колонны двухтысячелетней давности, можно ощутить себя современником римских императоров.

В Старый город ведет 8 ворот: Дамасские (Шхемские), Яффские, Сионские (ворота Давида), Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые.

Дамасские, или Шхемские, Колонные ворота - самые красивые и богато украшенные, ведут в мусульманский квартал. От этих ворот начиналась дорога на Дамаск и Шхем. В своем теперешнем виде построены турецким султаном Сулейманом Великолепным. Арабы называют их Колонными, в память о колонне римского периода, от которой измерялось расстояние от Иерусалима до других городов.

От Яффских ворот удобнее всего совершать прогулки по Старому городу, поэтому они самые оживленные и здесь всегда много туристов. От них начиналась дорога, ведущая в Яффо - главный порт Средиземного моря того времени. В 1898 году их расширили для проезда кареты германского императора Вильгельма Второго, во время его посещения Иерусалима. В 1917 году в Яффские ворота прошел британский генерал Алленби после победы над турками.

Сионские, или ворота царя Давида, расположены рядом с горой Сион, на которой находится гробница царя Давида. Они ведут в еврейский квартал города. В современном виде построены все тем же Сулейманом Великолепным. В свое время Сионские ворота не имели первостепенного значения и использовались местными жителями для выхода из города при посещении кладбища или религиозных святынь, расположенных на горе Сион.

Ворота до сих пор хранят следы от пуль, полученные в боях израильской армии за независимость.

Мусорные, или Навозные ворота, самые маленькие и ведут в мусульманский квартал. Через них вывозили мусор на городскую свалку. Арабы иногда называют их по имени селения, находившегося поблизости - Силуах (Шилуах). Когда-то это был небольшой проем в крепостной стене. Но в свое время иорданцы расширили ворота до теперешних размеров и сейчас там могут проезжать автомобили.

Львиные, или Гефсиманские, Овечьи, ворота девы Марии, Стефановы ворота украшены геральдическими львами, символами мамлюков, и обращены в сторону Иерихона. Согласно легенде, святой Стефан был замучен поблизости от этих ворот (откуда и название). В христианской традиции, Иисус перед казнью вошел в Иерусалим именно через эти ворота. Их иногда называют воротами девы Марии, так как недалеко от них находится ее гробница. Через них можно попасть в мусульманский квартал. Здесь берет свое начало и Виа Долороса - Крестный путь или Путь страданий Иисуса Христа.

Ворота Ирода, или Цветочные, "ворота лунатиков" ведут в мусульманский квартал. Названы в честь Ирода Антипы, сына Ирода Великого, так как дом, находящийся поблизости от ворот, ошибочно считали принадлежавшим ему. Их еще называют Цветочными, так как их украшает орнамент из цветочных гирлянд, а также, согласно другой легенде, когда то у этих ворот было высажено большое количество цветов. Арабы называют их "Ворота лунатиков" по названию соседнего кладбища.

Новые, или ворота Хамида, построены в конце девятнадцатого века по распоряжению султана Абдул Хамида для уменьшения потока паломников, идущих к храму Гроба Господня через Яффские ворота. Они стали очень удобны для въезда со стороны зарождающегося нового города. Новые ворота ведут в христианский квартал города.

Золотые, или ворота Милосердия, Ответа, уже много лет замурованы. Согласно еврейской традиции, через них с Масличной горы, должен попасть в город Мессия и, по приказу Сулеймана Великого, турки заложили ворота, чтобы преградить ему путь. А перед воротами арабы-мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом и верховный иудейский священник не может ступать на кладбищенскую землю. Христиане считают, что именно через эти ворота проехал Иисус на белом ослике, чтобы войти в Храм.

В 1967 г. Давид Бен Гурион, провозгласивший создание государства Израиль и его первый премьер-министр, призвал разрушить стены Иерусалима, разрушить стены Старого города. Это произошло через несколько месяцев после окончания Шестидневной войны, после того, как армия обороны Израиля освободила весь Иерусалим, освободила Старый город и Храмовую гору, Стену Плача и Масличную гору.

Однако, чтобы понять, почему Бен Гурион призвал разрушить современные стены Старого города, давайте вспомним, кто их построил и почему.

В 1517 г. турецкая империя завоевала Землю Израиля. 20 лет спустя султан Сулейман Великолепный приказал отстроить стены Иерусалима. Традиция говорит, что однажды ночью султану приснился сон, в котором он увидел двух львов, которые стояли над ним и хотели разорвать его на части. Он услышал голос: “Отстрой стены моего города, иначе убью”. На следующую ночь сон повторился, и султан Сулейман приказал отстроить стены Иерусалима.

Другую версию о строительстве стен рассказывают историки. В это время король Испании Карл V высадился со своей армией на берегах Северной Африки. Угрожая завоевать Иерусалим, он угрожал Османской империи новым крестовым походом, который мог нанести тяжелый удар по престижу турецкой империи. Чтобы это предотвратить султан приказал отстроить стены Иерусалима. Отстроить, а не построить, потому что стены Иерусалима были построены и разрушены много раз.

Площадь города составляет около одного квадратного километра, длина стен достигает 4-х километров, а их ширина – от трех до пяти метров. На строительство стен Иерусалима ушли деньги с восьми лет налогов всего Египта. С этого момента Иерусалим превратился в один из самых красивых и укрепленных городов Востока. Стены и ворота города охранялись турецкими солдатами. Ворота закрывались при закате солнца и открывались только на следующее утро. Ночью не войти, не выйти. Снаружи были пустые горы, и дикие звери, или еще хуже – бедуины, которые могли не только раздеть и ограбить, но и убить.

Так Иерусалим жил более 300 лет. В то время не было понятия “Старый город”, потому что не было “Нового”. Все жили внутри стен города. Только в середине 19-го века, из-за значительного увеличения населения, начался выход из стен Иерусалима. Нужна была большая смелость, чтобы пересечь ущелье Гей бен-Ином (Геенна Огненная) и построить первый еврейский квартал Мишкенот Шаананим за стенами города (1860 г.). Только после этого появились понятия “старый” и “новый” Иерусалим.

Пятнадцать лет спустя, в 1875 г, когда уже стояли шесть еврейских кварталов Нового Иерусалима, ворота перестали закрывать на ночь, город вышел из стен. В 1898 году, в Иерусалим приехал кайзер Германии Вильгельм II. Турки, во многом зависевшие от Германии, не хотели ввозить его карету через узкие ворота города. Они засыпали ров, защищавший Яфских ворота, разобрали часть стены, и появился новый широкий въезд в Старый город. После этого стены Иерусалима перестали функционировать.

В конце XIX века Иерусалим быстро развивался. Евреи, мусульмане и христиане строили новые кварталы города. С началом Британского мандата на Палестину 1917-48 гг. этот процесс получил новый толчок. Однако все это пришло к концу в 1947/8 гг., с началом войны за Независимость.

29 ноября 1947 г. в ООН состоялось голосование за раздел Палестины на два государства – еврейское и арабское. Местные арабы (которых было в два раза больше чем евреев) не приняли решение о создании (также) еврейского государства, и на следующий день начали войну. Война за Независимость стала самой длительной войной в истории Израиля. Арабы перекрыли дороги, атаковали машины и транспорты, пытались завоевать отдаленные еврейские поселения. Полгода Еврейский квартал Иерусалима находился в блокаде.

15 мая 1948 г. с выходом последних британских солдат с территории Израиля и провозглашением государства Израиль началась вторая стадия войны. 7 арабских армий, вооруженных пушками, танками и самолетами, атаковали только что созданное еврейское государство. В Иерусалиме действовал Иорданский легион, в тот момент самая сильная армия на Ближнем Востоке. Основной удар они направили на Еврейский квартал Старого города.

28 мая 1948 г., после двух недель тяжелых боев, не получив никакой подмоги, еврейский квартал сдался. Большая часть населения получила возможность уйти в западную часть города, находившуюся под властью Израиля. 300 человек остались в плену.

Старый город оказался полностью в руках Иордании. Храмовая гора, Стена Плача, Масличная гора были вне еврейской досягаемости. В течение 19 лет, с 1948 г. по 1967 г., Иерусалим был разделен на две части – Западный и Восточный. По жилым кварталам города проходила граница из бетонной стены, колючей проволоки и минных полей. На стенах Старого города располагались иорданские снайперы. Время от времени один из них поднимал ружье и стрелял, а кто-то в Западной части падал. Начиналась перестрелка. Под конец дня иорданцы заявляли, что солдат “маджнун” – сошел с ума, сумасшедший. Только в западном израильском Иерусалиме таких маджнунов называли очередными, как будто они стояли в очереди.

В 1967 г. Израиль оказался перед тяжелой опасностью уничтожения. С севера и с юга нам угрожали большие армии Сирии и Египта, которые объединились, чтобы уничтожить Израиль. Наше правительство обратилось к Иордании с просьбой не вступать в войну. Голда Меер несколько раз встречалась с королем Иордании Хусейном, чтобы предотвратить третий фронт. Иордания решила иначе.

5 июня 1967 г., в первый день Шестидневной войны, иорданская армия начала обстреливать еврейские жилые кварталы Иерусалима, захватывать ничейные и Ооновские позиции в городе. Этого Израиль не мог вытерпеть, и за два с половиной дня боев Израиль выкинул Иорданскую армию за реку Иордан, освободив Иерусалим, Иудею и Самарию. Самые святые места Израиля оказались в наших руках.

Самым возвышенным моментом войны стало провозглашение Мота Гура, командира бригады десантников, освободивших Иерусалим. Когда прозвучал его голос “Храмовая гора в наших руках”, содрогнулся сердце всего еврейского народа. И тогда поднялась твердая уверенность, что больше Иерусалим не будет разделен.

Именно на этом фоне можно понять слова Бен Гуриона, призвавшего несколько месяцев спустя разрушить стены Старого города. Ведь именно эти стены, как ничто большее символизировали разделенный Иерусалим. Мы хотели Иерусалим единый.

Ссылка на источник:http://www.erusalim.ru/staruy_gorod.html

http://parnis.co.il/articles/jerusalem/walls-of-jerusalem/


Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб