Рижский Домский собор


1211         ЛатвияЛатвия, Рига

Строительство собора началось 8 столетий назад, в 1211 году, по указанию рижского епископа Альберта (Альбрехта фон Буксхевдена). Храм должен был символизировать успехи в завоевании Ливонии.

Торжественная церемония закладки собора в честь Святой Марии на месте сгоревшего рыбацкого поселка ливов состоялась 25 июля, в день святого Якоба.

Здание возводилось местными строителями под руководством приглашенных немецких и голландских мастеров. Главный священник не жалел средств и лично контролировал ход строительства. Однако строительство растянулось на долгие десятилетия.

Основатель Риги, епископ Альберт, умерший в 1229 г., был похоронен в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Могила Альберта не найдена до сих пор.

В связи с этим существует легенда о подземном ходе из алтаря собора, ведущем в подземелье с несметными сокровищами. План подземелий и ключ от хода находятся в Ватикане.

Претерпев значительные изменения первоначального плана, собор в целом был достроен к 1270 году. Внутреннее убранство храма было уничтожено после периода Реформации и пожара 1547 г. В этом же году была построена башня собора.

Спустя полвека ее надстроили и воздвигли деревянный шпиль, переживший 4 удара молнии и простоявший до 1766 г.

Примерно 200 лет назад, в конце XVIII века, собор обрел свой нынешний вид. После очередной перестройки башни в 1776 г. над ней был выстроен небольшой куполообразный шпиль в стиле барокко, увенчанный петушком.

Уникальность петушка заключалась в том, что одна его сторона имела золотой цвет, а другая – черный. По этой фигуре предсказывали ветер и успех торговли.

Специалисты же объясняют почернение петушка влиянием влажного морского климата. Сегодня переживший две мировые войны петушок хранится в Крестовой галерее.

Благодаря многократным перестройкам в облике Домского собора органично сплелись элементы различных архитектурных стилей – романского, раннеготического, барокко, ренессанса и модерна (югендстиля).

Интерьер собора

Современный интерьер Домского собора в основном был создан в последней четверти XIX века, в период возрождения храма.

Скромное внутреннее убранство храма выполнено в готическом стиле. Никого не оставляют равнодушным великолепные витражи в готических окнах здания.

Эти картины из кусочков цветного стекла, созданные руками талантливых мастеров более ста лет назад, воссоздают сцены закладки первого камня собора, встречи шведского короля, провозглашения свободы вероисповедания в 1525 г. Часть витражей была утрачена в период Второй мировой войны.

От эпохи средневековья в соборе сохранилась резьба по дереву: две скамьи украшают картины «Адам и Ева в раю» и «Святая Мария», резная кафедра в стиле барокко середины XVII века.

Северный вход собора украшает «Райский портал» с живописным изображением коронования Марии.

Орган Домского собора

Настоящая гордость и подлинное украшение Домского собора в Риге – его орган, ставший своеобразной музыкальной эмблемой Латвии.

Домский орган – один из наиболее ценных исторических инструментов в мире. На момент создания он являлся крупнейшим в мире, а сегодня входит в число самых крупных органов Европы.

Первый орган был построен в 1603 г., прослужив почти три столетия. В 1883-1884 году немецкие мастера из Людвигсбурга изготовили и установили новый орган, звучание которого можно слышать и сегодня.

Его размеры не могут не впечатлять: ширина инструмента составляет 11 м, а высота сопоставима с девятиэтажным домом (25 м). В конструкцию, имеющую 124 регистра, входят 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м.

Уникальную художественную ценность имеет проспект – многоярусное обрамление центральной части органа. Он выполнен в стиле раннего барокко (маньеризма) и относится к 1599-1601 гг.

Фигуры ангелов, причудливых животных и цветочные гирлянды с помощью филигранной резьбы сплелись в единый потрясающий узор.

Как и сам храм, орган неоднократно перестраивался и реставрировался. В начале XX века был снесен нижний балкон, а трубы с него перенесены на самый верх инструмента. В 1962 г. был заново создан ряд труб, утраченных в годы Второй мировой войны.

В 1980-х гг. голландские специалисты провели реставрацию органа, вернув два балкона с установленными на них пультами управления. В настоящее время проводится реставрация проспекта, и внутри собора стоят леса.

Выдающийся венгерский композитор Ференц Лист специально для органа Домского собора написал композицию «Восхваляя Бога».

Отличительные черты органа – многокрасочность и насыщенность звучания, ведь он способен передать звучание любого музыкального инструмента, звук ветра и волн.

Прекрасная акустика Домского собора позволяет слушателям насладиться неповторимой красотой звучания этого удивительного инструмента.

Современное состояние собора

Сегодня жемчужина Риги находится под угрозой разрушения. Собор входит в список 100 мировых памятников, находящихся на грани исчезновения.

Виной такого состояния – изношенность конструкций за 800 лет существования собора, нарушения технологии при проведении реставрационных работ. Здание постепенно оседает, башня собора отклонена от вертикали на 63 см. Из-за деформации башни с нее были сняты колокола.

Сейчас Домский собор стоит в строительных лесах: с 2011 года началась масштабная реставрация всего архитектурного комплекса, рассчитанная на 10 лет.

Ссылка на источник: http://vpribaltike.com/latviya/lv-gid/lv-goroda/riga/domskiy-sobor-v-rige.html


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм




Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

Достопримечательности

Города