Сикстинская мадонна - любимая картина великих классиков

12.09.2017

Рафаэль - гений, который в своих творениях воплощал в жизнь божественное и вечное. Взирая на одну из его величественнейших работ, невольно начинает быстрее биться сердце и душа наполняется светлыми и неземными чувствами.

Такое ощущение, что за только открывшимся занавесом предстало небесное видение – Дева Мария, ступающая легкими прикосновениями стоп по воздушным облакам, держа в руках младенца Иисуса, благословляет каждого смотрящего на нее с восхищением человека.

Мадонна по-матерински бережно и заботливо прижимает к себе младенца. Выдающийся мастер в своем творении смог заключить маленькое божество в магический круг любви и нежности. Ее тревожный взгляд буквально насквозь просматривает душу зрителя. Взор Мадонны как будто предвидит трагическую судьбу своего маленького сына.

Ее лицо поистине является воплощением идеала женской красоты времен античности, которое помимо прекрасных физических данных наполнено духовностью идеалов христианства. С левой стороны мастер изобразил Папу Сикста II, которому пришлось провести свои последние дни в нечеловеческих мучениях. Он умер в 258 году нашей эры и стал святым.

Изображенный на полотне он молит Марию о благословении всего человечества. С правой стороны искусник изобразил Святую Варвару, которая демонстрирует покорность и безграничную любовь.

Если присмотреться к золотой дымке на заднем плане, то можно отчетливо увидеть лица множества ангелов.

Образ Мадонны гармонично совмещает в себе восхищение религиозным триумфом, тревожность за Иисуса и материнскую нежность. Ее одежда предельно простая, на ногах нет обуви, и вся она окружена благословенным светом. Несмотря на то, что художник не изобразил нимб над головой Марии, она всем свои видом говорит о своей святости и божественности.

В своей работе Рафаэль смог соединить границы религиозного идеала и высшей недосягаемой, гордой и в то же время скорбной человечности, изобразив спускающуюся к людям Марию с младенцем. Передний план дополнен двумя ангелами, которые своим взором и жестами обращаются к своей покровительнице.

Несомненно, эти крылатые мальчишки больше напоминают амуров из мифологии, однако, их наличие дополняет общую идею картины человечностью и теплотой.

История полотна

В 1512 году монастырь Святого Сикста, расположенный на территории Пьяченце, для своей капеллы заказал у Рафаэля картину «Сикстинской Мадонны». В то время Папой Юлием II проводился сбор благотворительности для реставрации часовни, в стенах которой находились мощи Святой Варвары и Святого Сикста.

Самое интересное то, что о полотне практически никто не знал до середины XVIII века. Свое признание оно обрело благодаря саксонскому курфюрсту по имени Август III, который около двух лет буквально умолял Бенедикта о разрешении вывоза картины в Дрезден.

Великие классики о картине «Сикстинская Мадонна»

В начале XIX века полотно попало на территорию России и буквально свело с ума не только многих критиков, но и выдающихся писателей, которые посвящали ему восторженные прекрасные строки. К примеру, Белинский отзывался о картине так: «Какое благородство, какая грациозность кисти! Просто невозможно наглядеться! В моей памяти невольно возник Пушкин, ведь он обожал Рафаэля и недаром, ведь он так близок ему по натуре».

Даже такие великие всемирно известные писатели как Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой обладали репродукциями мирового шедевра. По словам супруги Ф. М. Достоевского, он очень любил работы Рафаэля, однако, самым лучшим его творением считал именно «Сикстинскую Мадонну». К. Маратти относительно увиденного шедевра сказал следующие слова: «Если бы я увидел эту картину, но при этом ничего не знал о мастере, и мне бы сказали что, полотно создал ангел, я бы беспрекословно поверил».

Один из величественнейших умов Гете сказал поистине прекрасные слова: «Рафаэль всегда творил то, что другие только мечтали создать». И это выражение, несомненно, верное и в полной мере характеризует виртуоза, который в своих шедеврах воплощал не столько влечение  к идеалу, но и сам идеал, доступный простому смертному.  

Многие специалисты, занимающиеся изучением полотна, склонны полагать, что, создавая Мадонну, художник срисовывал ее со своей возлюбленной по имени Фанфарина.

Именно она была не только первой, но и последней страстью великого мастера, несмотря на то, что он не был обделен женским вниманием. Она была дочерью простого пекаря, однако, несмотря на ее бедность, великий искусник был буквально очарован ангельскими чертами ее милого личика.

Он создал не одну картину с ее портретом, однако самым популярным полотном с ее непосредственным участием стала, несомненно, «Сикстинская Мадонна». Не только специалисты занимались тщательным изучением шедевра, но и художники, известные на территории России.

К. Брюллов, наблюдая за полотном, говорил следующие слова: «Чем больше всматриваешься, тем больше начинаешь ощущать непостижимость этой красоты. Каждая черт, художник А. Иванов стремился скопировать шедевр на своем полотне, однако ему не удалось уловить его обаяние, это еще раз доказывает то, насколько величественная и неподражаемая картина «Сикстинская Мадонна».

На сегодняшний день неизвестно так ли выглядела Мадонна, какой ее изобразил Рафаэль. Однако это не так уж и важно, ведь ее образ создан, прежде всего, верованием и религиозными чувствами человечества. Эта загадка не делает произведение великого художника менее величественным и грандиозным, которое еще много веков будет вдохновлять своей красотой и святостью.