Древний город Босра


1110—1199         СирияСирия, Босра

Босра, селение в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный административный и церковный центр, известный в настоящее время своими археологическими памятниками.

Босра расположенная между пересыхающими руслами 2 притоков реки Ярмук, известна с эпохи Маккавеев. Изначально это был самый северный форпост Набатейского царства, ставший со временем 2-й наряду с Петрой столицей набатеев. В 106 г. по Р. Х. это царство было аннексировано Римом и превращено в провинцию Аравия. 

Город, перестроенный и укрепленный при императоре Траяне и получивший наименование Nova Trajana Bostra, стал столицей провинции, местом дислокации III Киренского легиона (во II - нач. V вв.) и важным центром торговли на дороге между Дамаском и Красным морем и на границе земледельческих областей и пустыни. 

С момента основания провинции Аравия, отсчитывалась т. н. эра Бостры (Aera Bostrensis), употреблявшаяся в местной монетной чеканке, а также в греч. и араб. эпиграфике Заиорданья. При императоре Александре Севере, Босра получила статус колонии, при императоре Филиппе Арабе, родившемся в окрестностях Босры, город был возведен в ранг метрополии. Важное административное значение Босра сохраняла и в византийскую эпоху. Вероятно, она не входила в состав арабского гос-ва Гассанидов, существовавшего в Хауране в VI в., а управлялась непосредственно византийцами.

Исчезновение набатейской государственности, быстрое угасание местной культуры и религии стали благоприятными факторами для распространения христианства. Ориген в 1-й пол. III в. свидетельствует о существовании християнских общин с епископами почти во всех селениях  Аравии.

Первым достоверно известным епископом Босры был Берилл Тит (60-е гг. IV в.) был одним из известных церковных писателей своей эпохи. В церковно-административном отношении митрополия Босры. входила в состав Антиохийского Патриархата, ей подчинялись 19 епископов в Хауране и Заиорданье. Большинство христиан города составляли арабы (население Босры было в основном семитского происхождения, имелось небольшое число римлян и выходцев из др. районов империи; в округе кочевали араб. племена).

В VI в. епархия Босры была затронута монофизитским расколом, патриарх Севир Антиохийский в 512 г. изгнал с местной кафедры православного епископа Юлиана и заменил его своим приверженцем. После начала гонений на монофизитов в 518 г. и до арабского завоевания Сирии монофизитские епископы Босры, видимо, в городе не жили, а перемещались вместе с племенами бедуинов, которые исповедовали монофизитство.

Большинство архитектурных памятников Босры относится к римскому и византийскому периодам. До настоящего времени сохранились следы античной планировки города: прямоугольник с 4 воротами, 2 пересекающиеся под прямым углом центральные улицы, когда-то обрамленные портиками. Одна из этих улиц, Декуманус, и в настоящее время является главной в селении. В центре ее стоит триумфальная арка. К югу от города, за стенами, находится театр, один из самых больших и хорошо сохранившихся в римской архитектуре. В византийское время город украсился церквями, крупнейшей из них был кафедральный собор во имя Сергия, Вакха и Леонтия (завершен в 512 - 513 гг., частично сохранился до наст. времени), одна из первых купольных церквей Сирии. Известны также церковь Богородицы, епископский дворец, женский монастырьрь св. Кирика и мужской - св. Сергия, где сохранились стены и апсида Большой базилики. Согласно мусульманской легенде, в этом монастырере жил монах Бахира, который предсказал великое будущее 12-летнему Мухаммаду, попавшему в Босру с арабским караваном. По свидетельству арабского географа X в., в пользу этого монастыряря мусульманские власти собирали ежегодный налог.

В 613 или 614 г. Босра была разрушена персами, после чего уже никогда не достигала прежнего величия. В мае 634 г. первой из визант. городов она сдалась арабам. Под мусульманским владычеством город вступил в полосу упадка, обусловленного целым комплексом причин, из которых основными были тяжелый экологический кризис в Заиорданье, деградация земледелия, экспансия кочевников и наступление пустыни. В то же время Босра, лежавшая на пути мусульманского хаджа, имела статус административного центра Хаурана, там были возведены мечети - аль-Умари (VIII в., перестроена в XIII в.), Фатимы (X-XIII вв.), аль-Мабрак (XII в.), частично сохранившиеся.

В период династии Айюбидов в обстановке борьбы мусульман с крестоносцами возросло военное значение Босры. С конца XI до середины XIII в. городские укрепления неоднократно перестраивались. На базе римского театра, обнесенного рвом и стеной с башнями, была создана цитадель - один из главных военных памятников мусульманского мира. После монгольской осады 1261 г. цитадель восстановили и расширили, для чего был разобран на стройматериал огромный римский ипподром.

В мамлюкскую и османскую эпохи упадок и уменьшение населения в Босры продолжались. По данным османской переписи 1569 г., в городе насчитывалось 109 мусульм. и 23 христ. семейства. В XVI в. Босра утратила статус столицы Хаурана. Из-за натиска бедуинских племен маршрут хаджа в XVII в. сместился на запад от Босры, туда, где впоследствии прошла Хиджазская железная дорога. Османские власти до конца XIX в. почти не контролировали Хауран.

Христянское присутствие сохранялось в Босре и после арабабского завоевания. Известен ряд сиро-яковитских епископов города VIII-X вв., после X в. яковитская община угасает. Православные митрополиты Босры (полный титул «митрополит Бострийский, пречестный, и экзарх Каменистой Аравии») упоминаются в XII, XIV, XV вв. и позже; предположительно выходцем из Хаурана был Антиохийский Патриарх Пахомий II (1412). Митрополиты Хаурана Афанасий и Косма Даббас последовательно занимали кафедру Антиохийского Патриарха в 1612-1619 и 1619-1627 гг.

В связи с сокращением христянского населения Хаурана православная кафедра Босры в сер. XVIII в. была упразднена. Мелькитские униатские патриархи с 1763 г. время от времени ставили титулярных митрополитов Босры. Непосредственно на территории Хаурана униатская иерархия была учреждена в 1836 г. В 1908 г. православный Антиохийский Патриарх тоже восстановил Хауранскую епархию. Согласно статистике 1914 г., в Босре и ближайшей округе проживало 22,5 тыс. мусульман, 3 тыс. православных и ок. 600 униатов.

В XX в. в Босре проводились масштабные археологические исследования. Она представляет собой один из крупнейших культурно-исторических памятников Ближнего Востока.

Ссылка на источник: http://www.pravenc.ru/text/153251.html


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

Достопримечательности

Города