Древний город Босра


1110—1199         СирияСирия, Босра

Босра, селение в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный административный и церковный центр, известный в настоящее время своими археологическими памятниками.

Босра расположенная между пересыхающими руслами 2 притоков реки Ярмук, известна с эпохи Маккавеев. Изначально это был самый северный форпост Набатейского царства, ставший со временем 2-й наряду с Петрой столицей набатеев. В 106 г. по Р. Х. это царство было аннексировано Римом и превращено в провинцию Аравия. 

Город, перестроенный и укрепленный при императоре Траяне и получивший наименование Nova Trajana Bostra, стал столицей провинции, местом дислокации III Киренского легиона (во II - нач. V вв.) и важным центром торговли на дороге между Дамаском и Красным морем и на границе земледельческих областей и пустыни. 

С момента основания провинции Аравия, отсчитывалась т. н. эра Бостры (Aera Bostrensis), употреблявшаяся в местной монетной чеканке, а также в греч. и араб. эпиграфике Заиорданья. При императоре Александре Севере, Босра получила статус колонии, при императоре Филиппе Арабе, родившемся в окрестностях Босры, город был возведен в ранг метрополии. Важное административное значение Босра сохраняла и в византийскую эпоху. Вероятно, она не входила в состав арабского гос-ва Гассанидов, существовавшего в Хауране в VI в., а управлялась непосредственно византийцами.

Исчезновение набатейской государственности, быстрое угасание местной культуры и религии стали благоприятными факторами для распространения христианства. Ориген в 1-й пол. III в. свидетельствует о существовании християнских общин с епископами почти во всех селениях  Аравии.

Первым достоверно известным епископом Босры был Берилл Тит (60-е гг. IV в.) был одним из известных церковных писателей своей эпохи. В церковно-административном отношении митрополия Босры. входила в состав Антиохийского Патриархата, ей подчинялись 19 епископов в Хауране и Заиорданье. Большинство христиан города составляли арабы (население Босры было в основном семитского происхождения, имелось небольшое число римлян и выходцев из др. районов империи; в округе кочевали араб. племена).

В VI в. епархия Босры была затронута монофизитским расколом, патриарх Севир Антиохийский в 512 г. изгнал с местной кафедры православного епископа Юлиана и заменил его своим приверженцем. После начала гонений на монофизитов в 518 г. и до арабского завоевания Сирии монофизитские епископы Босры, видимо, в городе не жили, а перемещались вместе с племенами бедуинов, которые исповедовали монофизитство.

Большинство архитектурных памятников Босры относится к римскому и византийскому периодам. До настоящего времени сохранились следы античной планировки города: прямоугольник с 4 воротами, 2 пересекающиеся под прямым углом центральные улицы, когда-то обрамленные портиками. Одна из этих улиц, Декуманус, и в настоящее время является главной в селении. В центре ее стоит триумфальная арка. К югу от города, за стенами, находится театр, один из самых больших и хорошо сохранившихся в римской архитектуре. В византийское время город украсился церквями, крупнейшей из них был кафедральный собор во имя Сергия, Вакха и Леонтия (завершен в 512 - 513 гг., частично сохранился до наст. времени), одна из первых купольных церквей Сирии. Известны также церковь Богородицы, епископский дворец, женский монастырьрь св. Кирика и мужской - св. Сергия, где сохранились стены и апсида Большой базилики. Согласно мусульманской легенде, в этом монастырере жил монах Бахира, который предсказал великое будущее 12-летнему Мухаммаду, попавшему в Босру с арабским караваном. По свидетельству арабского географа X в., в пользу этого монастыряря мусульманские власти собирали ежегодный налог.

В 613 или 614 г. Босра была разрушена персами, после чего уже никогда не достигала прежнего величия. В мае 634 г. первой из визант. городов она сдалась арабам. Под мусульманским владычеством город вступил в полосу упадка, обусловленного целым комплексом причин, из которых основными были тяжелый экологический кризис в Заиорданье, деградация земледелия, экспансия кочевников и наступление пустыни. В то же время Босра, лежавшая на пути мусульманского хаджа, имела статус административного центра Хаурана, там были возведены мечети - аль-Умари (VIII в., перестроена в XIII в.), Фатимы (X-XIII вв.), аль-Мабрак (XII в.), частично сохранившиеся.

В период династии Айюбидов в обстановке борьбы мусульман с крестоносцами возросло военное значение Босры. С конца XI до середины XIII в. городские укрепления неоднократно перестраивались. На базе римского театра, обнесенного рвом и стеной с башнями, была создана цитадель - один из главных военных памятников мусульманского мира. После монгольской осады 1261 г. цитадель восстановили и расширили, для чего был разобран на стройматериал огромный римский ипподром.

В мамлюкскую и османскую эпохи упадок и уменьшение населения в Босры продолжались. По данным османской переписи 1569 г., в городе насчитывалось 109 мусульм. и 23 христ. семейства. В XVI в. Босра утратила статус столицы Хаурана. Из-за натиска бедуинских племен маршрут хаджа в XVII в. сместился на запад от Босры, туда, где впоследствии прошла Хиджазская железная дорога. Османские власти до конца XIX в. почти не контролировали Хауран.

Христянское присутствие сохранялось в Босре и после арабабского завоевания. Известен ряд сиро-яковитских епископов города VIII-X вв., после X в. яковитская община угасает. Православные митрополиты Босры (полный титул «митрополит Бострийский, пречестный, и экзарх Каменистой Аравии») упоминаются в XII, XIV, XV вв. и позже; предположительно выходцем из Хаурана был Антиохийский Патриарх Пахомий II (1412). Митрополиты Хаурана Афанасий и Косма Даббас последовательно занимали кафедру Антиохийского Патриарха в 1612-1619 и 1619-1627 гг.

В связи с сокращением христянского населения Хаурана православная кафедра Босры в сер. XVIII в. была упразднена. Мелькитские униатские патриархи с 1763 г. время от времени ставили титулярных митрополитов Босры. Непосредственно на территории Хаурана униатская иерархия была учреждена в 1836 г. В 1908 г. православный Антиохийский Патриарх тоже восстановил Хауранскую епархию. Согласно статистике 1914 г., в Босре и ближайшей округе проживало 22,5 тыс. мусульман, 3 тыс. православных и ок. 600 униатов.

В XX в. в Босре проводились масштабные археологические исследования. Она представляет собой один из крупнейших культурно-исторических памятников Ближнего Востока.

Ссылка на источник: http://www.pravenc.ru/text/153251.html


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб