Палестина
Иерусалимский устав
522 год Палестина,
Связь с другими материалами
☓
Белый
Сепия
Ночь
Иерусали́мский уста́в — богослужебный устав, действующий в Русской православной церкви и в ряде других поместных Православных церквей. Первоначальная редакция устава была создана в лавре преподобного Саввы Освященного, близ Иерусалима. Существующий Иерусалимский устав не связан напрямую с древним иерусалимским богослужением, а представляет собой сделанную в Палестине переработку первоначальной и малоазийской редакции Студийского синаксаря. Устав был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана. В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввою Освященным в VI веке и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Патриарх Иерусалимский Софроний восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошёл в употребление в греческих церквях и особенно в Студийском монастыре в Константинополе. В этом монастыре он снова был дополнен, в него вошли песнопенияи Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита, брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в Χ веке монахом обители святителя Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внёс в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и Χ веках, и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и патриарх Константинопольский Филофей. Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типиконы. В XV веке Иерусалимский устав вытеснил окончательно студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южно-славянских и на Руси. Для России Устав иерусалимский был переведён под названием «Ока Церковного» преподобным Афанасием, основателем Высоцкого монастыря, жившим вКонстантинополе в конце XIV — начале XV века. Списки Уставов в России были видоизменяемы и дополняемы службами русским святым; были составлены храмовые главы на основании греческих статей; греческие обряды были приноровляемы к условиям русской жизни. Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное, относится к 1610 году. Из последующих изданий важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 году при патриархе Иоакиме. Последнее издание Типикона сделано в 1695 года при патриархе Адриане; оно отличается от издания 1682 года пересмотром месяцесловной части и соглашением её с исправленными Минеями. Всё, что было сделано позднее, вплоть до последнего издания 1877 года, ограничивается незначительными изменениями в тексте и поправками корректурными; не устранены даже некоторые ошибки и недосмотры, допущенные справщиками 1695 года. Ссылка на источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2 |