Швейцария, Базела
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР (1431–1449 гг.) – первая часть католического Базельско-Ферраро-Флорентийско-Римского собора (Семнадцатого «вселенского»), один из моментов в процессе подготовки Реформации, возникшем во Франции с начала XV в. Проходил в г. Базель (современная Швейцария), был созван папой Мартином V (1417–1431 гг.) 1 февраля 1431 г., фактически начал работу 23 июля 1431 г., через пять месяцев после смерти Мартина V, при понтификате Евгения IV (1431–1447 гг.), и состоял из 50 сессий. В его работе, растянувшейся почти на 15 лет, исследователи выделяют 4 этапа. Первый – 1431–1433 гг. – открытие и первый конфликт с папой. Второй – 1433–1437 гг. – принятие основных постановлений по вопросам реформы церкви и активное участие в международной политике. Третий – 1437–1447 гг. – второй конфликт с папой, папа переносит заседания в Феррару, низложение папы, выбор антипапы. Четвертый – 1447–1449 гг. – перенос заседаний в Лозанну и самороспуск Собора. Католическая церковь признает легитимными лишь первые 25 сессий Собора, прошедшие в 1431–1437 гг. Заседания оставшейся в Базеле большей части участников Собора в 1437–1448 гг., равно как и работа его в Лозанне в 1448–1449 гг., католической церковью рассматриваются как схизматические (раскольнические). Заседания «папского» Собора в Ферраре (затем во Флоренции и Риме) называются в зависимости от историографической традиции либо отдельным Собором (Ферраро-Флорентийским), либо единым Семнадцатым «вселенским» Базельско-Ферраро-Флорентийско-Римским Собором. Базельский собор должен был решить комплекс проблем, связанных со схизмой в католической церкви (1378–1417 гг.), с необходимостью всестороннего реформирования не только церковной организации, но и всей церковной жизни. Особенно со времени «великого раскола» профессора Парижского университета, «светочи церкви» – мистики Пьер д,Альи, Жан Жерсон и Никола Клеманж – выдвигали знамя соборной реформы. Сторонники этого движения, среди которых были в основном богословы и юристы, представители университетов, городов, поддерживаемые частью высших церковных иерархов (особенно во Франции и в Германии) и некоторыми светскими правителями, видели пути преодоления церковного кризиса во всеобщей реформе церкви «во главе и членах», главным элементом которой было ограничение папской власти и расширение полномочий «вселенских» Соборов как верховных органов католической церкви, заменивших папу в роли верховного судьи и ставших высшей апелляционной инстанцией. Базельский собор должен был также решить вопрос об учении Яна Гуса, осужденного на Констанцском соборе, и о его последователях – гуситах. Первые попытки осуществления грандиозного плана – Пизанский (1409 г.) и Констнцский (1404–1418 гг.) Соборы – разбились об упорство папы, неясность программы прогрессивной партии и несогласия светских государей. Вопрос об унии Западной и Восточной церквей был поднят уже в ходе работы Базельского собора. Таким образом, главными вопросами Собора стали вопрос о реформе церкви, о ереси гуситов, а также вопрос о защите Европы от турецкой агрессии. Однако папа Мартин V, избранный в Констанце, был противником концилиаристских идей и медлил с выполнением обещания созвать Собор. Только перед самой смертью, под давлением опасности для церкви, созданной гуситскими войнами и под давлением светских государей буллой от 1 февраля 1431 г. он объявил о дате созыва, назначив кардинала Юлиана (Джулиано) Чезарини президентом с правом управлять работой Собора, переносить и закрывать его. Правой рукой кардинала сделался церковный деятель и дипломат Николай Кузанский (1401–1464 гг.), который в своем сочинении «De concordantia catholica» («О католическом согласии») не только сформулировал реформистские задачи умеренной группы, но и предложил новый план гражданского устройства империи. После смерти папы Мартина V 20 февраля 1431 г. эта булла и сделанные им назначения были подтверждены новым папой Евгением IV, который был склонен поддержать некоторые преобразования, но строго охранял неприкосновенность папской прерогативы и резко грозил еретикам.
Ссылка на источник: http://www.religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-b/2665-bazelskij-sobor.html