Готические европейские соборы

Во времена Средневековья невозможно было найти какой-либо европейский город, в котором не было бы католического собора. В те времена существовал термин «civitas», звучащий в переводе с латинского как город епископа. Именно кафедральный собор был его резиденцией. 

Возведение святых сооружений играло важную роль во время существования средневековой Европы. И это совершенно неудивительно, так как, начиная с XII века, они являлись олицетворением искусства, техники, науки, веры, жизни и власти. 

В принципе, можно сказать, что готические соборы представляли собой квинтэссенцию цивилизации всей Европы. Самое интересное и в то же время необычное то, что средневековые соборы использовались не только в качестве культовых мест. И доказательством этому является, к примеру, базилика под названием «Сен-Дени» (Франция)

  • Собор «Сен-Дени», Франция

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

 

В самом конце своего существования Римская империя начинает христианизироваться. Это приводит к тому, что практически во всех античных городах появляются епархии. Практически на всей европейской территории запускается процесс так называемой «евангелизации». 

Религиозные изменения коснулись и западной ее части, в которой уже к XIII веку было возведено более 1000 католических соборов и практически такое же количество епархий. Особого развития достигает строительство, как военного, так и городского направления, сгруппированное непосредственно вокруг святых сооружений, из которых некоторые были возведены более 1000 лет тому назад. Достойным примером может послужить кафедральный собор под названием «Шартра» (Франция, 1145 год).

  • Собор Шартра, Франция

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

 

Мало кто знает, что готические кафедральные соборы кардинально отличались от тех сооружений, которые предстали перед современниками. Все дело в том, что во времена Средневековья они представляли собой храмовые комплексы. 

Они состояли из нескольких зданий, каждое из которых имело свое предназначение. К примеру, одни использовались для проведения духовных литургий епископами, другие – для роскошных празднеств, а третьи – для крещения. 

Однако все изменилось в конце XI века, когда начала свое существование так называемая «церковная григорианская реформа», основоположником которой стал папа Григорий VII. Основной ее целью было укрепление взаимоотношений между обществом и самой церковью. 

Теперь соборы становились местом религиозных сборов епископа, священников и мирян, то есть уже мало чем отличались от иных церковных учреждений, таких, к примеру, как аббатство. Они играли особую роль не только в жизни епископа, но и всего средневекового общества в целом. Первым собором, где была задействована новая реформа, был «Амьенский» (Франция, 1270 год).

  • Собор «Амьенский», Франция

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

 

Немаловажно также то, что именно XIII век стал для Европы временем экономического подъема. Начинают строиться и расширяться провинциальные и городские территории. Конечно же, этот период стал «лучом света» и для кафедральных соборов. Теперь они стали еще более величественными и массивными. 

На территории Италии и Германии начинают стремительно расти грандиозные святые сооружения, такие как «Анконский», «Моденский», «Вормский» и «Мейсенский» соборы. Но, к сожалению, до наших дней они не смогли дожить в своем первозданном виде, так как были созданы по римскому образцу, а в то время лидирующее положение занимала именно готика. 

Строительство некоторых из них было «заморожено», а остальные – попросту разрушены, и на их месте возвели другие храмы. Единственный собор, который дожил до наших дней, но реставрирован под готику, является «Мейсенский» (Германия, 1260-1410 гг.).

  • Мейсенский собор, Германия

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

 

Но откуда же появился готический стиль? Как утверждают специалисты, это архитектурное направление было создано аббатом по имени Сужер (1080-1151 гг.). Именно он принимал непосредственное участие во время реставрационных работ, проводившихся в аббатстве «Сен-Дени». 

Также известно, что он был советником Людовика VII. Реставрируя свой архитектурный шедевр, Сужер стремился сделать его олицетворением величия и могущества парижского покровителя. Именно поэтому в соборе «Сен-Дени» сегодня можно лицезреть наличие стрельчатых скрещивающихся арок, треугольная верхняя часть которых концентрирует максимальное количество света, тем самым символизируя выражение: «Бог есть свет». 

Епископам пришлась по душе задумка Сужера, поэтому они пожелали в 1150 году возвести Сенский собор, который стал одним из первых готических сооружений, известных на сегодняшний день. После него в 1163 году началось создание «Леонского» и «Нойонского» соборов, для которых было характерно наличие массивной кладки, шести стрельчатых сводных арок и, конечно же, хоровой галереи. В 1194 году вырос Буржский собор (Германия), ставший готическим шедевром. 

  • Буржский собор, Германия

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

 

Классические формы готическое искусство приняло во время начала возведения Шартрского собора, эстетика которого была создана на основе арок с четырьмя углами, хоровых балконов и контрфорсов.Однако, самым выдающимся соборным сооружением и по сей день является «Нотр-Дам» (1211 год), расположенный в Реймсе (Франция). Его протяженность составляет 138 метров, а высота равна 38 метрам. 

  • Нотр-Дам

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

 

Немного позже начала пользоваться популярностью так называемая «ослепительная готика», предполагающая наличие большого количества витражей. Великолепным примером этого нового стилевого направления является собор Сен-Этьен (1220-1550 гг.), расположенный на территории Меце (Франция). В нем 6 500 окон.

  • Собор Сен-Этьен, Франция

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

 

Однако, вместе с XIII веком пришел экономический кризис, который стал причиной, скажем так, «урезания» финансовых средств, предназначенных для поддержания и строительства соборных сооружений. К тому же не последнюю роль исполнил и XIV век, известный в истории как период развития эпидемии чумы и многочисленных военных действий. 

Естественно, возведение соборов продолжалось, но отнюдь не так стремительно как ранее, поэтому многие из них так и остались незавершенными. В это время германская готика набирает стремительную силу, вытесняя римские стилевые каноны. Это привело к тому, что в 1248 году был сооружен Кельнский собор, размеры которого не просто потрясли мирян, но и привели их в трепет. 

В отличие от Германии, Италия и не собиралась изменять римским эстетическим канонам, так как считала, что соборные стены должны быть богато декорированы с применением отделочного многоцветного камня, примером этому является Сиенский собор, а также должна присутствовать мозаика, наилучшим образом, представленная в Орвието.

Однако, несмотря на строгие приоритеты итальянских правителей, Миланский собор (Италия), возведенный в 1375 году является исключением из правил. Ведь, несмотря на то, что внешнее убранство сооружения, выполненное из мрамора, олицетворяет итальянский готический стиль, внутри здания все говорит о том, что к его строительству приложили руку немецкие архитекторы. 

  • Миланский собор, Италия

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

 

Помимо этого возведение готический соборных сооружений послужило началу совершенствования и, конечно же, стремительного развития техники, предназначенной для строительства. Что самое интересное, так это то, что во время создания собора активное участие принимал не только подрядчик, но и сам епископ, которой в то время представлял собой застройщика. 

Учитывая то, что строили святые здания наемные рабочие, им, естественно, выплачивали достаточно приличное жалованье, тем самым не только заинтересовывая в совершенствовании имеющихся навыков в области строительства, но и в получении новых знаний. 

Нередко капитулы и епископы оплачивали труд рабочих из собственных сбережений, так как пожертвований мирян катастрофически не хватало, да и, ко всему прочему, финансовая помощь с их стороны была не очень надежной инвестицией. Позднее на территории Франции был сформирован институт «Oeuvre et fabrique», основоположниками которого стали капитулы. Он предназначался для управления и распределения финансовых средств, предназначенных непосредственно для возведения соборов. 

Как уже упоминалось ранее, кафедральные готические соборы были важными составляющими жизнедеятельности средневековых городов. Естественно, прежде всего, они представляли собой культовые здания, на территории которых проводились службы епископов по большим религиозным праздникам и ежедневные мессы. 

Однако, при этом соборы были неразрывно связаны со средневековой властью. Ведь французский король был обязан посещать святые сооружения, как и все остальные миряне. Со временем епископы стали достаточно влиятельными. 

Это привело к тому, что в 1302 году при поддержке со стороны Собора Парижской Богоматери Филиппом Красивым было объединено три монашеских ордена. Более того, кафедральные соборы также использовались в качестве усыпальниц для королей. К примеру, в Руанском соборе (Франция, 1145-1506 гг.) покоится Ричард Львиное Сердце.

  • Руанский собор, Франция

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

 

Также кафедральные соборы были и есть хранителями реликвий христианства. Одни из них превращаются в паломнические места, такие как, к примеру, Сен-Жак де Компостель. Здесь перед паломниками произносятся епископами торжественные речи, а также решаются проблемы связанные с верой. 

На самом деле религиозная и мирская жизнь являются одним целым для готических соборов. Но несмотря на это эти святые сооружения, прежде всего, являются местом молитвы, религиозной мистерии и литургии. 

Также нельзя оставить без должного внимания религию католиков, для которой характерно большое количество иконографий. Зайдя в любой готический собор, сложно не заметить скульптурное богатство. В особенности это разнообразие наблюдается в соборах таких городов как Париж, Бурга, Амьена и Шартра. 

Ведь практически весь соборный фасад буквально усыпан фигурами святых, королей и персонажами библейских сюжетов. Также для готических соборов характерно наличие витражей, выполненных в форме круга. Отличным примером служит собор Нотр-Дам, расположенный в Париже. Диаметр его витражного элемента составляет 13,5 метров, что делает его самым известным в мире. 

Кафедральные готические соборы, являются свидетелями времен Средневековья. Но несмотря на свой многовековой возраст, они до сих пор поражают своим величием и дарят душе умиротворение, наполняя ее своей святой энергетикой.