Проект «Эдем»


17.03.2001         ВеликобританияВеликобритания, Корнуолл

А земля эта оказалась не самым простым плацдармом для воссоздания райских кущ. Проект покоится на месте старого глиняного карьера глубиной 60 метров: если на дно котлована поставить колонну Нельсона, треуголка адмирала не покажется на поверхности. Масштабная стройка охватила территорию в 25 гектаров — это 35 полей стадиона Уэмбли.

Первая проблема в том, что на дне отсутствовала плодородная почва: для решения сюда доставили 2 млн тонн компоста. Вторая проблема — высокая вероятность затопления. В Корнуолле бывает около трехсот дождливых дней в году, и строительство велось в условиях риска всепроектного потопа. Теперь в «Эдеме» налажена система водоотвода. Третья проблема — старый карьер был градообразующим предприятием. По мере проектирования продолжалась добыча каолина, и ландшафт будущего строительства постоянно изменялся. К тому же для жителей городков Сент-Остелл и Сент-Блейзи разработка была практически единственным источником дохода.

Библиограф Владимир Борисов однажды отметил, что те, кто готовы устроить рай на земле, многих загоняют в ад. И будто в соответствии с этим высказыванием сложилась судьба потомственного гончара Доминика Блэкуэлла. «Наша фамильная династия умерла из-за того, что каким-то архитекторам захотелось порисоваться на публике и отгрохать эту теплицу»,— сетует мастер. Раньше его посуда продавалась по всей Англии, даже лондонские магазины иногда давали заказы. Чайники и горшки из белой глины, добытой в карьере, хорошо держали тепло, хотя были тонкими, легкими и изящными. Высокое искусство требует жертв, и иногда на закланье отдается другое искусство.

Главный архитектор «Эдема» Николас Гримшоу первоначально заложил в основу сооружения конструкцию цилиндрической формы, подобную придуманной им для международного терминала Ватерлоо. Однако, пока Смит изыскивал средства, у команды проектировщиков было время тщательно взвесить все за и против. Чтобы свести на нет сложность перерасчетов конструкции при очередном углублении одного из склонов карьера, эксплуатация которого продолжалась, решили возводить «Эдем» в виде ряда геодезических куполов, круглых в основании.

Все расчеты поручили компьютерам. Необычность алгоритма состояла в том, что учесть нужно было не только расположение сооружения, традиционные нагрузки и плотность грунта, но и скольжение солнечных лучей по поверхности оранжереи. Дело в том, что под куполами решили воссоздать флору различных климатических поясов, а потому температура должна различаться от сферы к сфере и меняться в соответствии со строго установленными закономерностями в течение суток. При этом желательно, чтобы комплекс в целом расходовал как можно меньше электроэнергии. Когда задача о размещении биомов была решена, занялись расчетами купольных сеток.

Концептуально купол «Эдема» — это сферическое сооружение на основе металлической рамы. Четыре сочлененных купола образуют биом — территорию с постоянным климатом. Размер и расположение каждого из фрагментов каркаса были вычислены с точностью до миллиметра. Конструкция состоит не только из шестиугольников, как это может показаться на первый взгляд. В тех местах, где купола опираются на грунт или соединяются между собой, встречаются и элементы иной формы: треугольники и пятиугольники. Всего 830 рам, набранных из трубок диаметром в 20 сантиметров, среди которых 625 — шестиугольники. Почему 625 рам — 75 % от общего числа — именно гексагоны? Все дело в том, что это наиболее разумная модель разбиения любой пространственной поверхности. «Шестиугольник снова и снова появляется в природе,— говорит Эндрю Уолли, один из партнеров Гримшоу.— Подумайте о глазах мухи или пчелиных сотах. Это наиболее эффективная форма». Самый большой из них насчитывает 11 метров в поперечнике, то есть площадь его составляет почти 80 м². На таком участке нетрудно припарковать два лондонских даблдекера с парой кэбов или выстроить табун лошадей, принадлежащий средней руки рыцарю Круглого стола.

Каждая ячейка-гексагон трехслойна. Между слоями закачен воздух, поэтому любое такое «окно» представляет собой линзу двухметровой толщины. Автоматика приспускает или поднакачивает купол для поддержки оптимального климата в оранжерее с учетом времени суток и сезона. Это возможно благодаря тому, что стекло, которое покрывало оранжерею в первоначальном проекте, было заменено на прозрачную фольгу из особого полимера, который обладает массой преимуществ. Он, в отличие от стекла, прекрасно пропускает ультрафиолет, необходимый растениям, вдвое меньше стоит, в сто раз меньше весит и очень эластичен. Через 25 лет службы пленка толщиной в человеческий волос распадается, не нанеся вреда экологии. При выборе этого материала предполагалось, что за четверть века появится еще более технологичный. Поживем — увидим.

Базовую концепцию проекта предложил еще в конце сороковых годов XX века Ричард Бакминстер Фуллер, архитектор-самоучка, ставший одним из главных новаторов столетия в области строительства. Однажды он задался вопросом о том, что могут сделать люди без крупных капиталов и высоких ученых степеней для увеличения шансов человечества на выживание. Эксперимент своей жизни Фуллер начал в 32 года, на тот момент у него даже не было высшего образования. Результатом стали 28 книг, 25 патентов и 47 премий в различных областях человеческой деятельности. Его главное детище — геодезические купола, которых в «Эдеме» сейчас восемь, стали решением задачи о возведении максимально вместительного и прочного сооружения при использовании минимального количества материалов.

Проект Гримшоу — колоссальное тому подтверждение. Он построен всего за 18 месяцев, причем конструкция из 14 000 трубчатых элементов общей длинной 36 километров собиралась вручную. Сооружение всего на четверть превосходит по массе вмещаемый ею воздух, но достаточно прочно, чтобы, не дрогнув, выдержать приемочные испытания: к купольному потолку подвесили резервуар с водой общей массой 150 тонн.

Отдельного упоминания заслуживает система поддержки постоянства внутреннего климата. Тропический биом с габаритами 240 × 110 × 55 м стал самой вместительной оранжереей мира. Под его куполами разместились бы лондонский Тауэр и Букингемский дворец. В полном соответствии с названием, биом воссоздает тропический климат: здесь душно, влажно и жарко. Температура поддерживается на уровне 28 °C. Если термодатчики зафиксируют большее значение, откроются автоматические окна, но как только температура станет ниже — окна захлопнутся. Откажи эта система хотя бы на сутки, и биом погибнет. Кроме того, система регулярно увлажняет или дренирует почву, в зависимости от ее состояния, а также моделирует ветры, характерные для тропиков.

В летопись мировой архитектуры Англия вписала две крупные главы. Первая — иррегулярный ландшафтный парк, который сложился здесь в XVIII веке в противоположность французскому барочному регулярному. Вторая — связанный с политикой принца Чарльза английский хай-тек 80-х годов XX столетия. Этим двум архитектурным направлениям суждено было слиться воедино, и теперь здесь есть проект «Эдем» — английский ландшафтный хай-тек, вобравший в себя и идею о высочайшей роли природы в искусстве, и последние технологические достижения. И именно в Англии зародился и формируется на стадии написания манифестов, новый архитектурный стиль — био-тек.

Одним из канонов стиля станет использование экологичных технологий. Так, электроэнергия, необходимая «Эдему», вырабатывается ветрогенераторами, а вода для большей части нужд проекта берется из специального дождевого коллектора в центре комплекса.

Главными же экспонатами этого зеленого музея стали растения. Их здесь более 135 тыс. экземпляров, представляющих примерно 12 тыс. видов. Многие из экспонатов в природе находятся под угрозой исчезновения вследствие изменения людьми привычной среды обитания. Разделенные по климатической зоне произрастания, они могут находиться в одном из двух купольных биомов: тропическом или средиземноморском,— или в раскинувшемся под открытым небом биоме средней полосы. Готовится к открытию еще один биом, воссоздающий флору засушливой зоны. Но, по словам Эндрю Джаспера, научного руководителя проекта, «Эдем» — это «не Диснейленд с георгинами». И вовсе не экзотика становится решающим фактором при выборе очередного саженца. Рядом с каждой группой растений — табличка с названием и перечнем способов его применения в быту. Сизалевую агаву используют для корма пчел и синтеза гормональных препаратов; из сока драцен получают лак для металлов и краски для тканей, а самим соком подкрашивают вина; из плодов калебасового дерева создают посуду для традиционных напитков или музыкальные инструменты. Что-то используют в парфюмерии, что-то в агрохимии, чем-то мы просто питаемся или кормим скот. А рядом с некоторыми растениями сложены материальные подтверждения их полезности, например, штабель шин под каучуковым деревом.

«Эдем» изобилует символическими скульптурными композициями экологической тематики. Так, инсталляция «Семья за обедом» наглядно демонстрирует жизнь человека без растений: люди сидят за столом без одежды, а их тарелки пусты. Нашлось место и для изваяния в стиле киберпанк. Это любимец публики — 7-метровый гуманоидный робот по имени WEEE Man (аббревиатура от «Waste Electrical and Electronic Equipment»). Скульптура набрана из отслужившей электроники, чья общая масса — 3,3 тонны — равна средней массе электроприборов, выбрасываемых за все средние 77 лет жизни средним гражданином Великобритании, которому на момент строительства фигуры исполнился 21 год. Перед установкой в саду гигант успел объехать всю Европу: так его создатели Хью Ноулз и Марк Фримэнтл хотели привлечь внимание общественности к проблемам экологии. На табличке с подписью — любопытная статистика с весовыми эквивалентами: за год британец выбрасывает 160 мобильных телефонов, весь туманный Альбион — 81 крейсер типа «Белфаст», Европа — 590 Тауэрских мостов со всеми башнями и пешеходными галереями.

Работники парка делают все возможное, чтобы изменить отношение людей к окружающей среде. В «Эдеме» составлены множество образовательных программ, ведется работа с детьми и взрослыми. «Послушав рассказ нашего гида о том, что делают из картофеля и как трудно его растить, туристы настолько проникаются идеей охраны природы, что я себе такого даже представить не мог»,— удивляется главный смотритель средиземноморского биома Глен Лейшман. На путь истинный наставляют и «рублем»: входная плата для человека, приехавшего на велосипеде, снижается с 23 до 19 фунтов.

Ссылка на источник: https://tranio.ru/traniopedia/projects/eden_project/


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

Достопримечательности

Города