Парящие фонтаны города Осака


1970         ЯпонияЯпония, Осака

Знаменитые «Парящие фонтаны» находятся в Японии в городе Осака и были созданы архитектором и скульптором Исаму Ногучи (Isamu Noguchi) для всемирной выставки Экспо 70. Эти необычные фонтаны установлены на Пруду Мечты, расположенном в центральной части выставки. После проведения экспозиции павильоны были демонтированы, и на этой территории был разбит парк развлечений под названием Эксполэнд. От грандиозной по масштабам и значимости Всемирной выставки сегодня остались аттракционы, колесо обозрения, монорельс и парящие фонтаны. 9 геометрических фигур, представляющих собой гармоничное сочетание металла, камня и струящейся воды, и сейчас являются достопримечательностью города Осака, привлекая к себе внимание многочисленных туристов. В 1970 году они были одним из чудес выставки.

То, что парящие фонтаны представляют собой геометрические фигуры, заметно только тогда, когда они отключены. Работающие фонтаны — это иллюзия, потрясающая воображение: над водной гладью пруда, на реактивной струе выброшенной воды, висит массивный куб, поодаль прямо из водоема пытается вылететь огромная бабочка, еще дальше — из темных глубин вырывается бешеный вихрь, «плюющийся» протуберанцами, как молодая звезда. В дальней части водоема группа из пяти высоких фигур кружит в медленном танце.

Конечно, все это иллюзия. Но она настолько удивительная и достоверная, что вот уже больше 40 лет «парящие фонтаны» входят в десятку самых необычных фонтанов мира и признаны «самыми воздушными» по версии журнала Форбс.

Эффект легкости и полета создается сильным напором воды и скрытостью несущих конструкций летающих фонтанов. Кубы висят в воздухе не на реактивной струе воды, а на прочных штангах, «бабочка» по сути является двумя пересекающимися под прямым углом массивными кругами. Основа поднимающейся из пучины вод «звезды» — широкий цилиндр, а пять таинственных фигур, кружащихся в загадочном танце, на поверку оказываются просто металлическими столбиками.

Тем не менее, все не так просто и скучно! Любое всемирное мероприятие — олимпиада, выставка, форум — обязательно наполняется организаторами и участниками огромным количеством важной символики, будь то олимпийские кольца, флаги государств, народные одежды или любые другие символы.

Основным принципом Экспо 70 была объявлена идея «Прогресс и гармония для человечества». Восточное понимание гармонии в этом ключе — слияние прошлого и будущего, природы и технологий, кропотливой работы и научного прорыва.

Экспозиция, в целом, представляла собой некий «город будущего», все павильоны были выстроены в фантастическом стиле футуризма. Но этот техностиль органично сочетался с восточным философским мировоззрением: план территории экспозиции был реализован в виде древа жизни, на ветвях которого располагались в качестве «плодов» павильоны стран-участниц.

В эту эклектику крайностей, сочетание древа жизни и новейших технологий прекрасно вписались и плавающие фонтаны. Они полны символизма и свойственной восточному менталитету неограниченности, неопределенности познания. В причудливо переплетающихся, трепещущих струях воды лишь угадываются формы, они не определены и не заключены в жесткие рамки. Нет конкретных ответов и образов, все отдается на откуп восприятию наблюдателя. Желающий — видит картину, созданную талантливым художником из текучего материала, нежелающий — видит просто причудливо извергающиеся потоки воды.

Идея устремленного в небо реактивного летательного аппарата скрадывается и прячется за абсолютно абсурдной для этих целей кубической формой. Кубов целых два, стоящих недалеко друг от друга. Один из них истекает водой по всей своей поверхности, «реактивная струя» у него узкая, а сам он расположен сравнительно невысоко над поверхностью водоема. Второй куб вознесен намного выше, «реактивная струя» у него мощная. Так и напрашивается интуитивная ассоциация с двумя космическими аппаратами, стартующими с космодрома. Один еще не пробил атмосферу, а второй уже вырвался в глубины космоса. Завораживает идея, воплощенная художником — вода, ставшая небом. Хрупкая бабочка, далекая звезда, мощные, созданные человеком космические аппараты — в парящих фонтанах эти образы не просто летят в небеса, они становятся неотъемлемой частью неба. Вода, из которой художник создал текучие образы, стала объединяющим началом, одновременно и фоном, и материалом, и связующим звеном, придающим философскую цельность композиции. Самой загадочной в этой картине остается расположенная в дальней части Пруда Мечты композиция из пяти фонтанов, образующая цельную группу. Это пять высоких столбиков с вращающимися верхушками. Они стоят близко друг к другу, образуя квадрат. Пятый столбик при этом располагается в центре. Все верхушки вращаются в одну сторону, рассыпая спиральные струи воды и создавая иллюзию танца. Что необычно, вращение происходит против хода солнца. Необычно это потому, что в Японии очень почитается солнечная богиня Аматерасу. Получается, что этот фонтан символизирует нечто, очень далекое и не имеющее отношения к Солнцу. Число 5 в Японии несет в себе смысловое значение «совершенство», а геометрическая форма квадрата символизирует землю, материальность.

Ссылка на источник: http://chudesnyemesta.ru/paryashhie-fontany-osaka-yaponiya/

Связь с другими материалами

События

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

Достопримечательности

Города