Парящие фонтаны города Осака


1970         ЯпонияЯпония, Осака

Знаменитые «Парящие фонтаны» находятся в Японии в городе Осака и были созданы архитектором и скульптором Исаму Ногучи (Isamu Noguchi) для всемирной выставки Экспо 70. Эти необычные фонтаны установлены на Пруду Мечты, расположенном в центральной части выставки. После проведения экспозиции павильоны были демонтированы, и на этой территории был разбит парк развлечений под названием Эксполэнд. От грандиозной по масштабам и значимости Всемирной выставки сегодня остались аттракционы, колесо обозрения, монорельс и парящие фонтаны. 9 геометрических фигур, представляющих собой гармоничное сочетание металла, камня и струящейся воды, и сейчас являются достопримечательностью города Осака, привлекая к себе внимание многочисленных туристов. В 1970 году они были одним из чудес выставки.

То, что парящие фонтаны представляют собой геометрические фигуры, заметно только тогда, когда они отключены. Работающие фонтаны — это иллюзия, потрясающая воображение: над водной гладью пруда, на реактивной струе выброшенной воды, висит массивный куб, поодаль прямо из водоема пытается вылететь огромная бабочка, еще дальше — из темных глубин вырывается бешеный вихрь, «плюющийся» протуберанцами, как молодая звезда. В дальней части водоема группа из пяти высоких фигур кружит в медленном танце.

Конечно, все это иллюзия. Но она настолько удивительная и достоверная, что вот уже больше 40 лет «парящие фонтаны» входят в десятку самых необычных фонтанов мира и признаны «самыми воздушными» по версии журнала Форбс.

Эффект легкости и полета создается сильным напором воды и скрытостью несущих конструкций летающих фонтанов. Кубы висят в воздухе не на реактивной струе воды, а на прочных штангах, «бабочка» по сути является двумя пересекающимися под прямым углом массивными кругами. Основа поднимающейся из пучины вод «звезды» — широкий цилиндр, а пять таинственных фигур, кружащихся в загадочном танце, на поверку оказываются просто металлическими столбиками.

Тем не менее, все не так просто и скучно! Любое всемирное мероприятие — олимпиада, выставка, форум — обязательно наполняется организаторами и участниками огромным количеством важной символики, будь то олимпийские кольца, флаги государств, народные одежды или любые другие символы.

Основным принципом Экспо 70 была объявлена идея «Прогресс и гармония для человечества». Восточное понимание гармонии в этом ключе — слияние прошлого и будущего, природы и технологий, кропотливой работы и научного прорыва.

Экспозиция, в целом, представляла собой некий «город будущего», все павильоны были выстроены в фантастическом стиле футуризма. Но этот техностиль органично сочетался с восточным философским мировоззрением: план территории экспозиции был реализован в виде древа жизни, на ветвях которого располагались в качестве «плодов» павильоны стран-участниц.

В эту эклектику крайностей, сочетание древа жизни и новейших технологий прекрасно вписались и плавающие фонтаны. Они полны символизма и свойственной восточному менталитету неограниченности, неопределенности познания. В причудливо переплетающихся, трепещущих струях воды лишь угадываются формы, они не определены и не заключены в жесткие рамки. Нет конкретных ответов и образов, все отдается на откуп восприятию наблюдателя. Желающий — видит картину, созданную талантливым художником из текучего материала, нежелающий — видит просто причудливо извергающиеся потоки воды.

Идея устремленного в небо реактивного летательного аппарата скрадывается и прячется за абсолютно абсурдной для этих целей кубической формой. Кубов целых два, стоящих недалеко друг от друга. Один из них истекает водой по всей своей поверхности, «реактивная струя» у него узкая, а сам он расположен сравнительно невысоко над поверхностью водоема. Второй куб вознесен намного выше, «реактивная струя» у него мощная. Так и напрашивается интуитивная ассоциация с двумя космическими аппаратами, стартующими с космодрома. Один еще не пробил атмосферу, а второй уже вырвался в глубины космоса. Завораживает идея, воплощенная художником — вода, ставшая небом. Хрупкая бабочка, далекая звезда, мощные, созданные человеком космические аппараты — в парящих фонтанах эти образы не просто летят в небеса, они становятся неотъемлемой частью неба. Вода, из которой художник создал текучие образы, стала объединяющим началом, одновременно и фоном, и материалом, и связующим звеном, придающим философскую цельность композиции. Самой загадочной в этой картине остается расположенная в дальней части Пруда Мечты композиция из пяти фонтанов, образующая цельную группу. Это пять высоких столбиков с вращающимися верхушками. Они стоят близко друг к другу, образуя квадрат. Пятый столбик при этом располагается в центре. Все верхушки вращаются в одну сторону, рассыпая спиральные струи воды и создавая иллюзию танца. Что необычно, вращение происходит против хода солнца. Необычно это потому, что в Японии очень почитается солнечная богиня Аматерасу. Получается, что этот фонтан символизирует нечто, очень далекое и не имеющее отношения к Солнцу. Число 5 в Японии несет в себе смысловое значение «совершенство», а геометрическая форма квадрата символизирует землю, материальность.

Ссылка на источник: http://chudesnyemesta.ru/paryashhie-fontany-osaka-yaponiya/

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб