Монастырь Монсеррат


1025         ИспанияИспания, горы Монсеррат

Бенедиктинский монастырь Монсеррат (Монтсеррат) — это величайшая святыня Каталонии и ее патриотический символ, центр паломничества верующих и популярнейшая достопримечательность, притягивающая толпы туристов со всех концов мира. Расположенный в сердце самого известного горного массива Каталонии, монастырь Монсеррат окружен необычайным скалистым ландшафтом, поражающим причудливыми очертаниями гор.

Потрясающий природный ландшафт и огромное духовное значение монастыря, где хранится образ святой покровительницы Каталонии Чёрной Девы Монсерратской, делают данное место поистине уникальным и интересным не только для паломников. Монсеррат — это не только святилище, но еще действующий монастырь с базиликой, знаменитым хором мальчиков Escolania, собственным музеем и гостиницей. Не в последнюю очередь Монсеррат — это еще и обширная и очень живописная местность с массой туристических троп со множеством природных и рукотворных достопримечательностей и смотровых площадок, настоящий музей под открытым небом. К тому же, это рай для любителей пешего туризма и альпинистов. Настоящая заметка посвящена истории и географии этого культовогокаталонского монастыря.

География: где находится Монсеррат. Ландшафт и природа

Монастырь Монсеррат (Monasterio de Montserrat/Monestir de Montserrat) находится на одноименной горе, на высоте 720 метров над уровнем моря. Гора Монсеррат — это скалистый массив, традиционно считающийся самым важным и значимым в Каталонии.

Она находится в 50 км к северо-востоку от Барселоны. Протяженность горы составляет около 10 км в длину и около 5 км в ширину, ее периметр достигает 25 км, а площадь поверхности — 45 кв. км.

Огромное значение горы Монсеррат в каталонской культуре связано в том числе и с ее характерной геологией и топографией, обусловившей невероятную красоту здешних пейзажей с неповторимыми причудливыми очертаниями гор. Сама природа, как скульптор, создала изрезанные скалы оригинальной конфигурации, напоминающие образы загадочных пузатых великанов, сфинксов, языческих идолов, сказочных уродцев и невиданных зверей.

Народная и поэтическая фантазия представляла эту гору с ее заостренными пиками в виде огромного корабля, величественного замка, гигантского органа с нагромождением труб или застывшего костра окаменелых языков пламени.

Название горного массива Монсеррат происходит от каталонских слов mont («гора») и serrat («разрезанный», «распиленный»), то есть его можно перевести как «распиленная гора» или «изрезанная гора». Такое название объясняют необычной морфологией массива, который выглядит так, будто кто-то пытался распилить ее гигантской пилой. А кому-то и сама форма вершин этой горной цепи напоминает зубчатую пилу. Само слово serrat происходит от слова serra («горный хребет»), а оно, в свою очередь, от латинского serra, то есть «пила». На гербе Монсеррата изображена группа золотых гор на красном фоне с золотой пилой в верхней части. По одной из легенд, гору изрезали своими золотыми пилами скучающие ангелы.

Как поется в обращенном к Богоматери Монсерратской гимне Virolai на стихи известного каталонского поэта Вердагера, «amb serra d’or els angelets serraren aquests turons per fer-vos un palau...», то есть «ангелы пилой золотой разрезали сии вершины, чтоб сотворить для тебя дворец».

Гора Монсеррат вырастает к западу от реки Льобрегат, достигая максимальной высоты на пике Сант-Жерони (SantJeroni) (1236 м). Среди других крупных вершин стоит назвать пики «Мавр» (Moro) (1206,2 м), «Цилиндр» (Cilindre) (1101 м) и «Каваль-Бернат» (Cavall Bernat) (1110,7 м). Последний является самым известным и наиболее часто фотографируемым монолитом горного массива Монсеррат, с ним связано множество легенд и историй. К тому же, это одна из самых популярных вершин для восхождения: она считается настоящим символом каталонского альпинизма. Распространенное название этой вершины — Божий перст, или Толстый палец.

Многие другие горные образования Монсеррата носят не менее изобретательные и колоритные имена (прозвища), связанные с их фантастической формой. Например, здесь есть скалы под названием Монах, Страж, Беременная гора, Череп, Мумия, Епископ, Фараон, Заколдованные гиганты, Верблюд, Кот, Слон, Попугай. Подробную топографическую карту всех вершин горы Монсеррат можно посмотреть тут.

С геологической точки зрения массив Монсеррата имеет осадочное происхождение. Конгломерат состоит из различных обломков, главным образом известняка, с вкраплениями кварца, сланца и порфира, скрепленных природным цементом. В результате образуется характерная горная порода. В конце мезозойской эры у подножия сегодняшних гор находилась дельта полноводной реки, которая текла с балеарского континента и впадала в большое озеро в центре нынешней Каталонии. На дне озера оседали горные породы.

Затопление балеарского континента привело к высыханию озера, и на месте оголенной дельты образовалась масса конгломератов, подверженных действию атмосферных явлений. Под влиянием тектонических сдвигов, эрозии, ветра, различных видов осадков и перепадов температуры около 10 млн лет назад начал формироваться уникальный рельеф с отвесными скалами и округлыми глыбами, разделенными узкими вертикальными каналами причудливой формы, — рельеф, восхищающий сегодняшнего наблюдателя и будоражащий наше воображение. Действие атмосферных явлений также привело к образованию пещер, расщелин и гротов в недрах горы Монсеррат.

Не менее удивительна, чем скалы с их прихотливыми силуэтами, растительность Монсеррата, которая отличается невероятным богатством и разнообразием, несмотря на дефицит почвы и нехватку воды. В Монсеррате можно обнаружить около половины из 3 тыс. видов растений, встречающихся в Каталонии. Ландшафт с резкими перепадами высот способствует климатическому разнообразию, а частые густые туманы благоприятствуют растительности, причем здесь можно найти как растения, характерные для засушливых регионов, так и деревья и кустарники, произрастающие во влажных зонах. Особенно характерен для Монсеррата средиземноморский каменный дуб (Quércus ílex), а также разнообразные виды кустарников и других растений, которые во многих местах покрывают поверхность скал.

Ботаники пришли к выводу, что благодаря разнообразию растительности монсерратская роща может считаться одним из лучших дубовых субтропических лесов не только в Каталонии, но и во всей южной Европе. В Монсеррате также произрастают другие виды деревьев, в том числе дуб пушистый (Quércus pubéscens) и сосна алеппская (Pinus halepensis), всего около 1250 видов растений. Интересна и фауна этих мест. Животный мир Монсеррата типичен для Средиземноморья. Географическое разнообразие и богатство растительности создают условия для обитания различных животных. Здесь водятся, например, многочисленные виды птиц и летучих мышей, белки и куницы, кабаны и дикие козы, саламандры и гадюки.

Кроме того, Монсеррат стал школой для множества поколений пеших туристов и альпинистов. Его отвесные стены и пики таят в себе бесконечное разнообразие путей, позволяющих исследовать горы во всех направлениях. Вооружившись хорошей картой, тут можно найти сотни альпинистских троп любого уровня сложности. Пик Монтгрос был впервые покорен в 1880 году, и с тех пор на территории Монсеррата прокладывалось всё больше туристических маршрутов, а восхождения с использованием альпинистских веревок приобретали всё большую популярность.

Пик «Кавалль-Бернат» был покорен в 1935 году, «Цилиндр» — в 1936 году, «Дьявольская стена» (Paret dels Diables) — в 1955-м. На сегодняшний день покорены практически все важнейшие пики Монсеррата. К сожалению, восхождения на горы и прочая туристическая деятельность негативно отражаются на растительности и животном мире горы. В 1987 году правительство Каталонии присвоило Монсеррату статус заповедника (Parque Natural de la Montaña de Montserrat), что позволит лучше обеспечить сохранность его природы.

История монастыря Монсеррат

Предыстория

Уже в доисторические времена некоторые пещеры горы Монсеррат были обитаемы. Исследователи обнаружили там образцы неолитической керамики, украшенной морскими раковинами. Керамика этого периода была впервые обнаружена в Каталонии именно в Монсеррате, после чего даже появился термин «монсерратская керамика». Помимо керамических изделий, были найдены ножи из кремня и другие заостренные инструменты из кости.

Основание монастыря Монсеррат

История монастыря Монсеррат и его развитие как духовного центра началось в Средневековье. Происхождение монастыря до сих пор до конца не выяснено. Вероятно, первоначально здесь находился ряд небольших вестготских часовен. К VIII-IX веку относится появление первых отшельников, облюбовавших уединенные пещеры на горе Монсеррат. После Реконкисты, в конце IX – начале X века, граф Барселоны Вифред I Волосатый (888) или его сын Сунийе I (933) передали эти места (включая четыре церкви) бенедиктинскому монастырю Санта-Мария-де-Риполь(Santa María de Ripoll).

На горе Монсеррат тогда находилось четыре церкви, или скита (из них сохранилась часовня Capilla de Sant Iscle), а также монастырь Святой Цецилии (Santa Cecília de Montserrat). Глава монастыря Санта-Мария-де-Риполь аббат Олива (Олиба) (Oliva/Oliba) (971–1046) по праву претендовал на упомянутые церкви. Но монахи обители Святой Цецилии не подчинились новому порядку, и между общинами вспыхнул конфликт — борьба за контроль над группой упомянутых церквей. Ссора носила весьма серьезный характер и даже потребовала вмешательства графов Барселоны. Благодаря своим высоким покровителям монастырь Святой Цецилии на некоторое время отвоевал право распоряжаться этими скитами. Но в 1023 году аббат Олива обратился к графу Рамону Беренгеру, чтобы восстановить юрисдикцию своего монастыря на церкви, присвоенные монастырем Св. Цецелии, и благодаря этому вмешательство дело было решено в пользу Риполя. После благополучного исхода дела аббат развернул здесь активную деятельность. Он решил основать на том месте, где находился скит Девы Марии (одна из тех самых четырех церквей), одноименный монастырь Девы Марии Монсерратской (Санта-Мария-де-Монсеррат).

Официально датой основания монастыря Монсеррат считается 1025 год, а его основателем — аббат Олива. До тех пор Санта-Мария-де-Монсеррат представляла собой лишь простой скит, ничем не выделявшийся на фоне остальных церквей этой горной местности, но после 1025 года ее статус кардинально изменился. В документах она начала именоваться «монастырем». Именно к 1025-1027 годам относятся первые документы о передаче некоторых земель и виноградников монастырю Девы Марии на горе Монсеррат (ad Domum Sanctae Mariae Coenobii qui est sita in Monte Serrad). Обитателями этого «дома Девы Марии» были монахи из Риполя, они-то в последующие годы и построили собственно монастырь Монсеррат. Отсчет истории монастыря ведется в связи с этим от 1025 года, поскольку его существование после этой даты сомнения у историков не вызывает.

Десятилетие 1025-1035 гг. имело важнейшее значение в истории монастыря Монсеррат. К этому периоду относится его основание, хотя конкретный год назвать невозможно. Однако имя основателя монастыря мы знаем точно, поскольку доподлинно известно, что монастырь Монсеррат находился в прямой связи с монастырем Риполь (был его «дочерним» монастырем) и что своим происхождением он обязан именно этому монастырю и конкретно аббату Олива. Последний был величайшей фигурой каталонского бенедиктинства, аббатом многих монастырей, епископом Вика, крупным ученым, поэтом и писателем. Документы указывают на прямое и личное участие аббата Олива в делах монастыря Монсеррат. Основание этой обители имело большое значение для того, чтобы утвердиться здесь, заявить о своих правах и не повторять больше конфликта с соседним монастырем. Поэтому и было решено превратить одну из церквей Монсеррата в полноценный монастырь, который бы непосредственно подчинялся Риполю. Вряд ли аббат Олива предполагал, что эта скромная обитель впоследствии не только поглотит монастырь Св. Цецилии, но и затмит по своему духовному значению многие почтенные монастыри, включая Риполь. Тем не менее, аббат очень заботился о своем новом монастыре и лично вмешивался во все его важные сделки и прочие дела.

Развитие монастыря и его превращение в центр паломничества

Во время отсутствия аббата Олива общиной управлял монах-приор. После смерти Оливы в Монсеррате появился аббат Пере Гуильем (Pere Guillem), который по причине разногласий с родным монастырем покинул Риполь и с огромной энергией и интересом принялся руководить Монсерратом напрямую, демонстрируя желание сделать его независимым от Риполя. С 1082 года у монастыря Девы Марии появился собственный аббат — приор Рамон, первый приор, который не происходил из монастыря Риполь, хотя Монсеррат и продолжал оставаться в зависимости от «материнского монастыря».

Эта зависимость, впрочем, никоим образом не препятствовала развитию Монсеррата как места массового паломничества. Скит Девы Марии, ставший основой нового монастыря, стал самым важным из всех религиозных центров на горе Монсеррат благодаря хранившемуся в нем чудотворному образу Черной Девы Монсерратской, по легенде обнаруженному в горной пещере еще в 880 году. В 1036 году вместо этого крошечного скита была построена более вместительная романская церковь (до наших дней она не дошла, но о ее приблизительном облике мы можем судить по сохранившейся церкви Св. Цецилии). Распространение славы о чудесах Девы Марии Монсерратской привело к тому, что в монастырь стали толпами стекаться верующие со всех концов Каталонии и Европы. Монастырь прекратился в настоящее святилище, а это, в свою очередь, повлекло за собой рост пожертвований и обеспечило возможность для непрерывного роста самого монастыря и увеличения его влияния в регионе.

Уже в XI веке началось расширение монастыря и его владений. Общине часто делали пожертвования, завещали или оставляли в дар земли, церкви и иное имущество. Увеличивалось и количество паломников, желавших поклонитьсяДеве Марии Монсерратской. Почитание это разделял как простой народ, так и церковные и гражданские власти, оказывавшие покровительство этому месту.

Монастырь борется за независимость

В XIII веке Монсеррат по-прежнему оставался зависимым от монастыря Риполь, с которым у него часто возникали разногласия. Так, выборы приора Монсеррата осуществлялись непосредственно из этого монастыря. Впрочем, уже в 1287 году папа римский взял на себя смелость назначить нового приора Монсеррата без участия Риполя, а после смерти этого приора выборы его преемника осуществлялись параллельно папой и Риполем. Такое удвоение полномочий неизбежно привело к конфликту, для разрешения которого был привлечен архиепископ Таррагоны. Тот решил оставить всё по-прежнему, то есть Монсеррат продолжал подчиняться Риполю.

Монастырь Риполь оставался главным религиозным центром Каталонии вплоть до XV века, после чего начался его упадок, ознаменовавшийся утратой контроля над монастырем Монсеррат в 1410 году. Статус независимого аббатстваМонсеррату даровал папа Бенедикт XIII. Преемники папы подтвердили его автономию.

Развитие монастыря в Новое время

В XV веке в монастыре велись активные строительные работы. В середине века был построен готический клуатр, в котором сохранился герб аббата Джулиано делла Ровере, впоследствии ставшего папой Юлием II. Ровере был аббатом-коммендатором монастыря в 1472-1482 гг. и, хотя никогда не жил в Монсеррате, пожаловал средства на строительство клуатра, которое началось в 1476 году под руководством барселонских архитекторов Жуаме Альфонсо (Jaume Alfonso) и Пераса Бассета (Peras Basset).

В 1493 году Монсеррат вновь утратил автономию. Король Фердинанд II Арагонский направил в монастырь 14 монахов из Вальядолида, и Монсеррат с тех пор стал подчиняться конгрегации Сан-Бенито этого кастильского города. Эта зависимость продолжалась до 1811 года. На протяжении всех этих лет Монсерратом руководили аббаты Арагонской короны, а также других регионов Испании. Этот длительный период характеризовался постоянными конфликтами, вызванными политическим вмешательством в жизнь монастыря и разногласиями между Кастилией и Каталонией. Аббаты Монсеррата пытались, несмотря ни на что, сохранить своеобразие и автономию обители.

В том же 1493 году бывший отшельник из Монсеррата бенедиктинский монах Бернандо Бойль (Bernardo Boyl) сопровождал Христофора Колумба в одном из его путешествий в Америку, что способствовало распространению культаБогоматери Монсерратской и на этом континенте. Бойль стал первым миссионером Нового света. В честь Монсеррата был назван один из Малых Антильских островов.

В марте 1522 года в Монсеррат совершил паломничество исцелившийся от полученных на войне ран Игнатий де Лойола, будущий основатель ордена иезуитов. На исповеди он раскаялся в своих грехах, переоделся в рубище и отказался от военной деятельности, отдав свое оружие исповедовавшему его монаху, а военное облачение оставив у образа Мадонны Монсерратской. Затем он провел несколько месяцев в уединенной пещере близ соседнего городка Манреса, где соблюдал строгую аскезу, после чего отправился в паломничество в Святую Землю. Считается, что именно после ночи молитв, проведенной перед Черной Мадонной Монсерратской, началась новая жизнь Лойолы и к нему пришла мысль основать Общество Иисуса.

В 1560 году при аббате Бартомеу Гаррига (Bartomeu Garriga) было начато строительство нынешней монастырскойбазилики, освященной в 1592 году. В 1599 году в новую церковь был торжественно перенесен образ Девы Марии Монсерратской, до того находившийся в старой романской церкви. Продолжались и работы по возведению других зданий, увеличивалось число владений монастыря, основывались зависимые от него приораты в различных местах Европы и Америки, в том числе в Богемии и Австрии, Мексике и Перу. Кроме того, в 1490 году начала работать монастырская типография, которая в скором времени приобрела известность.

Параллельно монастырь Монсеррат успел накопить значительное количество ценных произведений искусства, а действовавшая при монастыре уже с XIII-XIV века певческая академия «Эсколания» (Escolanía) получила широкое признание.

Нашествие французской армии и последующее возрождение монастыря

Девятнадцатый век стал трагическим для Монсеррата: в 1811 и 1812 годах монастырь дважды поджигали и грабилинаполеоновские войска. В результате этих поджогов и мародерства Монсеррат был серьезно разрушен. Французами было убито несколько монахов, находившихся на горе, в том числе отшельник, спрятавший у себя главную святыню монастыря — образ Девы Марии Монсерратской. Вернувшись в аббатство, монахи увидели страшную картину опустошения. По счастью, Черную Мадонну удалось спасти, но многие ценные книги и другие монастырские сокровища, а также памятники средневековой архитектуры были утрачены.

В 1835 году монастырь был закрыт в связи с программой секуляризации премьер-министра Хуана Мендисабаля. Все владения Монсеррата были распроданы с торгов. Однако в 1844 году монастырская жизнь возобновилась. Конгрегация Вальядолида к тому времени уже была расформирована, и Монсеррат вновь стал независимым. В 1862 году папа назначил в монастырь нового аббата. С тех пор (и по сей день) Монсеррат входит в бенедиктинскую конгрегациюSubiaco, являясь ее основным монастырем.

В 1860-х годах под руководством аббата Мунтадеса (Miquel Muntades) началась реставрация монастыря, от которого на тот момент оставались одни руины. Восстановление Монтсеррата заняло около сотни лет. Реконструкция продолжалась при аббатах Жузепе Деасе (Josep Deàs) (1885-1912), Антони Марсете (Antoni M.Marcet) (1912-46) и Аурели Эскарре (Aureli M.Escarré) (1946-68).

Монастырские и гостиничные здания были отстроены заново, а базилика подверглась значительной перестройке во время восстановительных работ.

Таким образом, практически все постройки, которые можно увидеть на территории аббатства сегодня, относятся к XIX и XX веку, за исключением сохранившегося портала (XII в.), который принадлежал ныне утраченной романской церкви Девы Марии.

Также сохранилась часть готического клуатра XV века и готическая колокольня. Кроме того, некоторые исторические сооружения (скиты, часовни, небольшие церкви) уцелели в окрестностях монастыря.

В 1880 году в аббатстве прошли торжества, посвященные тысячелетию обретения образа Девы Марии Монсерратской(напомним, что, по легенде, статуя была обнаружена в 880 году, хотя учеными и доказано, что нынешний образ датируется XII веком). В 1881 году состоялась церемония канонической коронации образа Черной Мадонны и ее провозглашения святой покровительницей Каталонии.

В 1901 году было завершено строительство нового фасада базилики.

Испытания XX века

Во время Гражданской войны в Испании 1936-39 гг. монахи были вынуждены покинуть монастырь. В эти годы трагически погибло 23 монаха. Образ Девы Монсерратской в это время хранился в тайнике и остался цел и невредим. Правительству Каталонии удалось спасти монастырь от разрушения и разграбления. В 1939 году монахи вернулись в Монсеррат.

В эпоху франкизма монастырь и возглавлявший его аббат Эскарре (Aureli M. Escarré) перешел в оппозицию по отношению к диктаторскому режиму Франко. Монсеррат превратился в центр каталонского национализма и антифранкистского сопротивления. В 1963 году аббат Эскарре опубликовал во французской газете Le Monde ряд статей, в которых открыто критиковал государственную политику пренебрежения правами человека. Вскоре он был вынужден уехать в изгнание и отказаться от места аббата. В те времена только в Монсеррате проводились службы и бракосочетания на запрещенном при Франко каталанском языке. В этот исторический период монастырь Монсеррат играл не только важную роль в развитии религиозной жизни в Каталонии, но и выполнял задачу, связанную с защитой культурных и гражданских ценностей, служил оплотом каталонского самосознания.

В 1968 году был завершен новый фасад монастыря. В 1991-1996 гг. была проведена полная реставрация базилики, а в 1997 году — реставрация часовни Святой Пещеры. В 1982 году паломничество в Монсеррат совершил папа Иоанн Павел II.

Монсеррат сегодня. Монашеская жизнь

Сегодня монастырь продолжает оставаться крупнейшим центром духовной и культурной жизни. В Монсеррате находится одна из лучших библиотек Европы (Biblioteca de Montserrat), история которой восходит к XI веку. Фонд библиотеки Монсеррета насчитывает почти 300 тыс. томов и 400 инкунабул (среди которых есть и отпечатанные в типографии самого монастыря), а также свыше 2000 манускриптов, включая знаменитую «Красную книгу Монсеррата» (Llibre Vermell de Montserrat) — сборник средневековых песен и других текстов, составленный в Монсеррате в конце XIV века.

Библиотека Монсеррата является важным документальным и исследовательским центром, символом интеллектуальной и культурной деятельности бенедиктинцев. Доступ в библиотеку Монсеррата разрешён только ученым с мировым именем, и только мужского пола.

На данный момент в монастыре Монсеррат (общинах Montserrat, El Miracle и Cuixà) живет около 80 монахов-бенедиктинцев. Монашеская жизнь в Монсеррате сосредоточена на молитве и труде, восхвалении Господа в богослужениях и помощи паломникам. Жизнь монахов подчинена Уставу святого Бенедикта (Regla de San Benito/Regula Benedicti), девизом которого является фраза Ora et labora («Молись и трудись»). Бенедиктинцы практикуют созерцательную жизнь — чистый идеал христианской жизни.

Каждый монах молится и работает, стремясь к внутренней тишине, которая позволит ему ощутить присутствие Бога в своей жизни и понять его заветы, воплощенные в Священном писании. Это ощущение придает смысл и одухотворенность всем деяниям монахов. Жизнь бенедиктинского монастыря зиждется на принципах оседлости (постоянства места), общежительства (киновии), братского человеколюбия, борьбы с эгоизмом, дисциплины, послушания и исполнения Устава. Верховной фигурой монастыря, «представителем Христа», является аббат. Вся жизнь монастыря подчиненная четкому ритму. День начинается и заканчивается богослужением. На протяжении дня уединенная молитва и братское общение сменяют друг друга. Литургия проходит пять раз в день. Также монахам выделяется время для индивидуальной молитвы и чтения Священного писания и богословских книг. Молиться необходимо в тишине, чтобы услышать Господа. Монастырские трапезы также проходят в тишине.

Трудовая деятельность монахов Монсеррата разнообразна. Некоторые занимаются внутренними организационными вопросами, другие посвящают себя научной или образовательной работе в области истории, философии, теологии, литургии, музыки и др. При монастыре функционирует крупное издательство, которое выпускает многочисленные книги, научные и познавательные журналы. Кроме того, часть монахов занимается размещением паломников, принимает различные группы, проводит конференции. Другие монахи, совместно с рядом светских преподавателей, занимаются обучением мальчиков монастырского хора. Некоторые монахи становятся музыковедами и известными музыкантами, особенно органистами.

Помимо монахов, в Монсеррате живут мальчики, обучающиеся в певческой школе Escolanía de Montserrat, считающейся старейшей в Европе. На данный момент в «Эсколании» обучается 50 мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Воспитанники получают тут не только хорошее базовое образование, но и глубокие знания в области музыки. Каждый ученик обучается игре на двух музыкальных инструментах, а также специальности — хоровому пению. В школу принимаются только жители Каталонии, Валенсии и Балеарских островов. С некоторых пор хор мальчиков монастыря Монсеррат дает концерты в Каталонии и зарубежных странах.

Хором уже записано свыше сотни музыкальных дисков, и дискография продолжает пополняться. Однако главной целью хора остается участие в литургических церемониях и общих молитвах, которые проходят в базилике Монсеррата. Каждый будний день в 13 часов, при огромном стечении паломников и туристов, мальчики «Эсколании» исполняют вбазилике монастыря песнопения Salve и Virolai (в субботу те же песнопения исполняют сами верующие и паломники). Кроме того, с воскресенья по четверг хористы участвуют в вечерне (в 18:45), по окончании которой (в 19:10) ими исполняется Salve Montserratina и полифонический мотет. По воскресеньям и праздникам хор мальчиков участвует в полдень исполняет Salve и Virolai. Летом (в июле), а также на Рождество мальчики уезжают на каникулы (в этом году летние каникулы продлятся с 25 июня по 19 августа).

Еще одной достопримечательностью монастыря является музей Монсеррата (Museo de Montserrat), располагающей крупным археологическим разделом, а также собранием картин и скульптур, среди которых работы Эль Греко, Караваджо, Пикассо, Дали, Фортуни, Рамона Казаса, Русиньоля и многих других.

Музейную коллекцию дополняют литургические предметы, образцы старинной живописи и ювелирного искусства. Фотографировать в музее запрещено.

Монсеррат как место паломничества

Монастырь издавна является центром массового паломничества. Упоминания о чудесах, которые творит Черная Дева Монсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят сюда, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка.

После строительства автомагистралей, кремальеры (зубчатой железной дороги) и канатной дороги количество посетителей монастыря Монсеррат неуклонно растет: если в 1900 году в монастыре побывали 30 тыс. человек, то в 1986 году уже свыше полутора миллионов. Разумеется, не каждый, кто приезжает сюда, является искренне верующим, но монастырь гостеприимно принимает всех желающих посетить эти святые места.

Радует, что, несмотря на обилие паломников и туристов, в окрестностях монастыря всегда можно найти уединенное место для молитвы или спокойного созерцания неповторимых горных пейзажей.

Особое значение гора Монсеррат, как уже говорилось, имеет для жителей Каталонии, которые воспринимают ее как свою главную святыню и патриотический символ. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монсеррат. Люди часто приезжают сюда по разным случаям, в одиночестве и семьями. Практически любой праздник или значимое событие в жизни каталонца являются поводом для приезда в монастырь, участия в богослужении на каталанском языке, поклонения Деве Монсерратской и посещения Святой Пещеры. Например, Черной Мадоннепринято представлять невест, чтобы заручиться ее благословением и обеспечить благополучие будущей семейной жизни. Не случайно существует популярная поговорка: «Тот не будет счастливо женат, кто не приведет свою невесту в Монсеррат» (No és ben casat qui no porta la dona a Montserrat или Si vols ésser ben casat, porta la dona a Montserrat).

Монсеррат и Черная Дева в литературе и изобразительном искусстве

Дикая природа Монсеррата и его огромное религиозное значение издавна привлекала романтично настроенных путешественником и являлась источником вдохновения для художников, поэтов и музыкантов.

Первые поэтические творения, связанные с Монсерратом, носили в основном религиозный характер. В качестве примера можно назвать «Песни Деве Марии» (Cantigas de Santa María), записанные при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 гг. Об уникальном пейзаже этих гор тогда еще не писали. Французский поэт (трувер) XIV века Жан д'Аррас (Jean d'Arras) в своем романе «Мелюзина» (1393) первым упоминает о красоте этих мест, и начиная со времен Возрождения авторы уже не скрывают своего восхищения фантастической природой Монсеррата. Примером может служить книга «История и чудеса Богоматери Монсерратской» (1514) аббата Педро де Бургоса (Pedro de Burgos). У Сервантеса, Лопе де Веги («Пилигрим в своем отечестве») и Хуана Переса де Монтальбана («Происшествия и чудеса любви») Монсеррат и его отшельники становятся героями сентиментальных новелл, события которых развертываются на фоне живописных горных пейзажей.

Иконография Девы Марии Монсерратской менялась с течением времени. Художники готического периода представляли Богоматерь в образе прекрасной принцессы. На заднем плане их картин часто можно видеть горный пейзаж и извилистые тропинки. Младенца Иисуса нередко изображали распиливающим гору с помощью ангела. В эпоху Возрождения Богоматерь Монсерратскую изображают то в полный рост, то парящей над горой. Художники стремились с наибольшей достоверностью воспроизвести скульптуру, монастырские постройки и скиты на горе. В эпоху барокко Богоматерь Монсеррата изображали парящей над горой или сидящей на троне, на фоне величественного горного пейзажа. Богоматерь у художников барокко обычно облачена в пышный наряд с богатой короной.

Среди наиболее значимых живописных и скульптурных изображений упомянутых периодов стоит отметить великолепный мраморный барельеф из собрания Музея Виктории и Альберта в Лондоне, готический алтарь из города Альфахарин (Alfajarín), а также картины Алонсо Кано (Alonso Cano) и Хуана Андреса Риччи (Juan Andrés Ricci de Guevara).

Пленительные описания путешественников эпохи романтизма ознаменовал апогей в процессе идеализации горы Монсеррат. Филип Тикнессе сравнил ее с огромным замком, и эту идею затем подхватил Марагалл и другие поэты. Во многом благодаря немецким романтикам гора Монсеррат стала восприниматься как символ духовного воспарения и внутреннего покоя. Ознакомившись с заметками Вильгельма Гумбольдта о посещении монастыря Монсеррат, Шиллер сказал, что «Монсеррат засасывает человека из внешнего мира во внутренний». А Гёте ближе к концу жизни написал: «Человек может обрести счастье и мир только в своем собственном Монсеррате». Не исключено также, что именно эта каталонская гора вдохновила Вагнера на написание оперы «Парсифаль».

Проникновению культа Монсеррата во французские интеллектуальные круги способствовал выход в свет книги Александра Луи Жозефа де Лаборда (A. de Laborde) «Живописное и историческое путешествие в Испанию» (Voyage pittoresque et historique de l'Espagne) (1806), которая была иллюстрирована серией гравюры высочайшей художественной и документальной ценности.

В Каталонии, особенно со времен Возрождения, Монсеррат был ядром религиозных и патриотических идеалов. Священную гору и монастырь часто изображали и каталонские художники XX века, в том числе Жоаким Мир (Joaquim Mir i Trinxet) (1873-1940) и Эрменехильдо Англада Камараса (Hermenegildo Anglada Camarasa) (1871-1959). Также в монастыре был снят один из первых каталонских фильмов, «La boja del monestir de Montserrat». Из поэтических творений стоит особо отметить легенды и песни Жасинта Вердагера (Jacint Verdaguer) (1845-1902), автора знаменитого монсерратского песнопения Virolai, а также «Поэму о Монсеррате» Жузепа Марии де Сагарра (Josep Maria de Sagarra) (1894-1961).

Ссылка на источник:http://www.mishanita.ru/2012/08/05/16449/


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб