Кафедральный собор в Турне


1191         БельгияБельгия, Турне

Кафедральный собор находится в самом центре Турне, в непосредственной близости от Большой площади, примерно в 1 км к юго-западу от железнодорожного вокзала. В 2000 году он был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Располагавшийся на пересечении важных дорог Турне – тогда Турнакум – уже с 1 века до нашей эры являлся одним из административных и военных центров римлян. Христианство распространилось в городе в конце 3 – начале 4 веков, а в 5 веке возникло епископство с центром в Турне.

В 5 веке по инициативе святого Элевтерия, являвшегося в то время епископом Турне, в городе началось сооружение первого собора. Вскоре он стал кафедральным собором объединенного епископства Нуайона и Турне, которое существовало с 532 по 1146 год. Второй собор, построенный в 9-11 веках, дважды горел – в 881 и в 1066 годах.

В начале 12 века началось строительство нынешнего собора. В 1171 году он был освящен. В 1243 году вместо романского хора был возведен новый в стиле лучистой готики, что свидетельствует о влиянии французской готической архитектуры, воплотившейся в соборах Амьена и Суассона. В начале 14 века был построен западный портал в готическом стиле.

В 1566 году собор был разграблен иконоборцами, которые уничтожили большую часть средневекового убранства. В конце 18 века в эпоху Французской революции собор понес новые потери: он лишился алтарей, мраморной отделки, колоколов. Богослужения в соборе возобновилось в начале 19 века. Постепенно внутренний вид собора был приведен в порядок, в том числе и благодаря восстановительным работам, продолжавшимся 40 лет.

В мае 1940 года Турне подвергся интенсивным немецким бомбардировкам, в результате которых была уничтожена готическая капелла 16 века, примыкавшая к северному боковому нефу.

Общая длина собора составляет 134 метра, что соответствует длине собора Парижской Богоматери. Общая длина хора равняется 58 метрам (для сравнения: 38 метров – в парижском соборе, 64 метров – в соборе Амьена). Длина нефа составляет 48 метров; ширина вместе с капеллами – 20 метров, без капелл – 11 метров. Ширина трансепта – 14 метров, а его длина – 67 метров, что на 20 метров больше, чем в парижском соборе.

Романский неф, основания двух башен и боковые нефы с верхними галереями представляют собой самую древнюю часть собора. Их датируют концом 11 – первой половиной 12 веков. Подобно англороманским церквям, неф собора в Турне делится на четыре уровня: нижний, уровень галерей, глухой трифорий и открытый этаж. К 12 веку относятся лишь своды боковых нефов. Своды расположенных над ними галерей выполнены в 17 веке, а центрального нефа – в 18 веке.

Примечательно внутреннее архитектурное убранство собора. Ни одна из капителей, венчающих колонны, не повторяется: они выполнены как с использованием растительного орнамента, так и в виде антропоморфных или зооморфных изображений. Например, можно увидеть скульптурные изображения древнеегипетских божеств – Ибиса и Аписа – в виде голов птицы и быка, франкской королевы Фредегунды, передающей меч своему супругу, человеческих голов во фригийских колпаках и так далее. Изначально все капители, как и стены нефа, были покрыты разноцветными росписями и позолотой: остатки краски еще можно различить в некоторых местах.

Трансепт лишен гармоничности и целостности нефа, однако он поражает своими размерами. Эта часть собора претерпела ряд изменений во второй половине 12 века, поскольку предполагалось сооружение более высоких стен. В результате по обеим сторонам трансепта появились полукруглые апсиды, что свидетельствует о влиянии французской архитектуры. Трансепт представляет собой своего рода «собор в соборе».

К хору собора можно применить определение «гигантский». Это связано с тем, что в эпоху строительства собора, диоцез с центром в Турне охватывал большие территории (включая города Брюгге, Гент, Лилль) и насчитывал большое количество прихожан, которых нужно было где-то разместить во время богослужений. Хор протяженностью 58 метров включает шесть прямоугольных пролетов и завершается глубокой семигранной апсидой. Его высота и освещенность являются выдающимися для постройки начала 13 века. Хор состоит из трех уровней: аркад, трифория с парными стрельчатыми проемами и ряда из 19 высоких окон. В оформлении хораочевидно влияние архитектуры соборов в Амьене и Суассоне. Хор окружен просторной галереей, за которой размещается несколько капелл. Пять из них примыкают к апсиде, и еще по пять расположено с северной и с южной стороны отапсиды.

Великолепный амвон отделяет готический хор от остального, выполненного в романском стиле, пространства собора, а также служит преградой, за которой расположены помещения, доступные лишь церковнослужителям. В 1566 году,готический амвон был разрушен, поскольку сторонники Реформации стремились вернуться к более простым ритуалам первых христиан. Когда политические страсти улеглись, архитектор де Вринд, который руководствовался традицией сооружения триумфальных арок, спроектировал новый амвон. Влияние итальянского ренессансапрослеживается в выборе использованных материалов: отдельные фрагменты амвонавыполнены на основе штукатурки с помощью приема имитации мраморной поверхности. Амвон был закончен к 1572 году. Восемь дорических колонн из полированной яшмы пурпурного цвета поддерживают три арки. Основания и капителиколонн выполнены из черного мрамора. Украшением амвона служат двенадцать барельефов с изображением основных сцен Страстей Христовых и сюжетов из Ветхого завета. Над арками установлены три статуи из алебастра: в центре – статуя Богоматери с младенцем, а по сторонам от нее – святые Пиат и Элевтерий, который держит в руках макет собора.

Готический портик, украшающий западный фасад собора, имеет двойной портал. Скульптуры, расположенные в нижней части фасада, относятся к различным эпохам (14, 16 и 17 векам) и представляют собой фигуры святых, а также сцены из Ветхого Завета или из истории города. Выше находится большое романское окно-роза, увенчанное треугольным фронтоном с двумя круглыми островерхими башенками по бокам.

Над пересечением нефа и трансепта возвышается пять романских башен, которые имеют приблизительно равную высоту – около 83 метров (против 69 метров в парижском соборе). В архитектурном облике башен уже прослеживаются черты готического искусства. Благодаря этим башням, Турне в свое время прозвали «городом пяти колоколен». В центре находится мощная квадратная башня-фонарь, которую снаружи поддерживают четыре огромных опоры. Башня увенчана восьмиугольной крышей, имеющей форму пирамиды. Ее четыре угла украшены пирамидионами. Башни, расположенные с четырех сторон от центральной, также имеют пирамидальную крышу, но четырехугольной формы.

Ближайшими к хору являются башни святого Иоанна (Tour Saint-Jean) и Марии (Tour Marie). Последняя названа так потому, что в ней находится соборный колокол «Мари-Понтуаз» (Marie-Pontoise). Эти две башни выполнены в романском стиле. С противоположной, западной, стороны находятся башни Брюнен (Tour de Brunin) и Трей (Tour de la Treille). Хотя эти башни также относятся к романской архитектуре, однако их отличают высокие готические окна. В башне Брюнен прежде располагалась тюрьма соборного капитула. По легенде, она названа по имени первого узника этой тюрьмы. Название второй башни, в переводе означающее «беседка из виноградных лоз», напоминает о том, что раньше у подножия башни находились виноградник и винодельня.

В августе 1999 года собор серьезно пострадал от сильнейшего смерча. В 2000 году начались временные работы по укреплению здания и, в особенности, башен. К 2006 году были собраны средства для проведения полноценных реставрационных работ, которые должны продлиться несколько лет. Тем не менее, восстановительные работы и археологические раскопки осуществляются так, чтобы, по возможности, не мешать церковным службам, а также посещению собора верующими и туристами.

Ссылка на источник: http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/4064/?q=497&plint=4064


Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

Достопримечательности

Города