Церковь и монастырь Святого Онуфрия (Львов)


1550         УкраинаУкраина, Львов

Монастырь св. Онуфрия во Львове принадлежит к древнейшим в Украине. Его основание датируется ХIII в. и связывают с именем галицкого князя Льва Даниловича. Впервые монастырь упоминается в грамоте князя Льва от 1292 года, предоставленной церкви св. Николая. С церковью связывается история Белзской иконы Богородицы, рисованной Лукой Евангелистом, которую Владислав Опольский в 1382 году получил коварным способом и перевез в монастырь в Ченстохове.

Документальные сведения о монастыре св. Онуфрия происходят только со II пол. ХV в. Львовский мещанин Степан Дропан в 1460 году за свой счет обновил его. В 1469 году фонд монастыря подтвердил Казимир IV Ягеллончик. К кон. XVI в. монастырь св. Онуфрия был зависим от уневского, только грамотой от 13 ноября 1589 года константинопольский патриарх Иеремия освободил его от этого подчинения, равно от власти Львовского епископа, и передал его в подчинение Львовскому Успенском братству. С тех пор и до II пол. XVIII в. монастырь находился под протекторатом Львовской ставропигии. Только 1762 года он был освобожден от этой зависимости.

Древнейшие монастырские сооружения и церковь, которые были деревянными, были расположены в верхней части сада. Каменные церковь и монастырь в современном месте появились в XVI в. стараниями князя Константина Острожского. В апреле 1518 года Константин Иванович Острожский купил для монастыря землю от львовских мещан, на которых около 1550 года выстроил каменную церковь, ставшую ядром современной. Эта церковь состояла из двух частей: большей из преддверия и меньшей – часовни Святой Троицы, которые в XVIII в. существовали отдельно с отдельными входами. Церковь была повреждена пожаром Краковского предместья в 1623 году и во время турецкой осады 1672 года. Отстроенная после этого церковь 10 октября 1680 года посвятил епископ Иосиф Шумлянский. В 1701 году часовню Святой Троицы расширила за свой счет вдова члена Ставропигийского братства Николая Красовского – Анастасия. В 1702 году братство заключило соглашение с сницарем Симеоном Путятицким на выполнение иконостаса в часовню. В 1718 году построили новый бабинец, который разобрали в 1824 году, заменив нынешним.

В 1770 году неизвестный архитектор по имени Почаевский изготовил в Почаеве проект на построение “de nova radice” новых церкви и келий. Но этот великий проект в барочных формах – с высокой церковной баней и такими же высокими, симметрично расположенными башнями по бокам – реализации не дождался. Автором этого проекта мог быть архитектор Готтфрида Гофман, который именно в это время изготовил проект на строительство Свято-Успенской Почаевской лавры.

Большие перемены в интерьере церкви произошли в 1770-х гг. при игумене Бонифации Кровницком. В 1771 году расширены царские двери в поперечной стене между нефом и пресвитерием, а за алтарь перенесли священный хор. В 1777 году поперечную стену разобрали, на место большого алтаря установлен алтарь св. Онуфрия. В 1776 году под руководством архитектора Франциска Ксаверия Кульчицкого церковь и часовню объединили устроенной в стене между ними аркадой. Эту работу выполнил каменщик Григорий Мизанский. Тогда появились новые алтари и иконостасы в церкви и часовни. Старый иконостас в 1771 году отчистил художник Василий Рачковский. В 1773 году установлен новый алтарь св. Онуфрия. В 1776 году игумен Кровницкий заключал контракт с сницарем Иваном Щуровским на реконструкцию старого иконостаса церкви, а также иконостаса в часовню Св. Троицы и кивория, который рисовал Мартин Строинский; в 1777 году новую казальницу в виде пещеры со скульптурой св. Онуфрия (художник Петр Витавицкий), а в 1778 году два ангела в иконостас часовни изготовил сницар Лазарь Паславский. Столярные работы в алтарях церкви и часовни выполнял столяр Теодор Смижавский. Образы в иконостасе часовни Святой Троицы, 12 апостолов – по два в одной раме, и 12 пророков – по три в одном картуше, в 1777 году рисовал на холсте художник Тома Гертнер. Иконостас работы Ивана Щуровского стоял в церкви до начала XIX в. В 1780 году создан новый Божий гроб (столяр Гавриил, худ. Тома Гертнер-старший). До 1869 года в церкви было пять боковых алтарей, затем – только три. В 1823 году алтарь с Распятием порисовал и позолотил Лука Долинский.

В течение первой трети XIX в. произошли большие изменения в объемно-пространственной композиции всего монастырского ансамбля. За незначительным исключением тогдашняя перестройка предоставила монастырским зданиям современный вид. В 1824 году по проекту Франца Трешера построен новый бабинец на месте старого с 1718 года. Во время его строения найдено гроб молдавского хозяина Стефана Томши, казненного во Львове в 1564 году и похороненного в церкви. Металлические решетки к хорам и оковку церковных дверей выполнил кузнец Антон Кротохвыля. Рисование в пяти нишах на фасаде выполнил художник Тома Гертнер-младший. Тогда по сторонам входа вмуровали надгробные плиты с резным орнаментом дочери мещанина Якова Полабских (1622) и детей слесаря ​​Касияна (Kasiyan) (1603). С южной стороны вмурованная плита дочери молдавского хозяина Янкулы Елены Понетовской (1598), в стену южной захристии – мещанина Михаила Левковича в хорошем орнаментальном обрамлении с мотивом виноградной лозы. Слева при входе в церковь вмурованная надгробная плита с греческой надписью Марка Лангиша, справа – плита Томши с гербом Молдавии.

В 1821 году, при игумене Арсения Радкевича, перестроено малую полукруглую апсиду церкви на удлиненную прямоугольную, и пристроено к ней прямоугольную захристию. После смерти Радкевича (1821) игуменом стал Модест Гриневецкий, который запланировал удлинить церковь на четыре сажени в восточном направлении. Его замысел реализовал преемник Орест Хомчинский. Все упомянутые строительные работы в монастыре св. Онуфрия провел архитектор Франц Трешер-младший. В 1820 году установлен новый иконостас работы Луки Долинского, который в стенах пресвитерия нарисовал свв. Арсения и Дамаскина. В 1854 году своды и стены церкви и часовни расписал Мартин Яблонский.

Последняя значительная реконструкция церкви, которая изменила ее объемно-планировочную композицию, состоялась в 1902 году – достроили северный неф как pendant (подвеску) в часовню Святой Троицы. Проект на нее изготовил архитектор Эдгар Ковач, реализовал его своей строительной фирмой архитектор Иван Левинский. В результате этой реконструкции церковь стала трехнефной. Тогда расширена граненая апсида, которая имеет одинаковую ширину с нефом, по бокам к ней пристроено две симметрично расположенные захристии.

В 1906 году церковь разрисовал художник-декоратор Иосиф Бала по перетертой стенописи 1854 года Мартина Яблонского. В пресвитерии положили пол и поставили главный престол с балдахином, проектируемый Эдгаром Ковачем. В 1908 году вырезан и позолочен иконостас (резчик Лясок, ювелир Бернацкий). Старые образы из иконостаса кисти Луки Долинского (апостолы и пророки) в хорошем состоянии распродали. Иконостасные иконы рисовал Модест Сосенко в 1905-1909 гг. На средства митрополита Андрея Шептицкого. Вместе с новым оформлением интерьера церкви много старых ценных художественных памятников (алтари, иконы) ХVII-ХVIII вв. были устранены, несколько передано в других монастыри и церкви, часть осталась в монастырском музее.

На сегодня в церкви из старых памятников сохранились только запрестольный образ на дереве “Св. Онуфрий” XVII-XVIII вв., привезенный из Добромыльского монастыря; алтари в боковых часовнях – Богородицы (в северной) и Сердца Иисуса (в южной) с кон. XIX в. Их вырезал и рисовал василианин-самоучка М.Щурма. Амвон в виде пещеры уничтожен, а скульптура св. Онуфрия 1777 году хранится на чердаке.

Монастырь св. Онуфрия существовал до 1946, пока не был ликвидирован советской властью. Церковь св. Онуфрия использовалась музеем этнографии и художественного промысла как запасник фондов, от 1977 там находился Музей им. Ивана Федорова.

В церкви св. Онуфрия похоронен Иван Федорович (Федоров), который в 1574 году издал во Львове “Апостол” и “Букварь”, начав ими украинское книгопечатание. Погребальная таблица Ивана Федоровича сохранялась до 1883, а в 1977 здесь открыли Музей им. Ивана Федорова (существовал до 1989 г.) – филиал Львовской картинной галереи (Львовская галерея искусств). Монастырь св. Онуфрия во Львове был столицей галицкой Провинции Василианского Ордена.

В 1989 году монастырь с церковью вернули законным владельцам. В 1990-1991 гг. обновлено интерьер церкви. Художники Ярослав Заяц и Иван Волос на основании раскрытых художником-реставратором Ярославом Мовчаном зондажей реставрировали затертые стенописи Иосифа Баллы. В 1993 году в окнах пресвитерия устроили два витража “Симеон Богоприимец” и “Жертва Авраама” (А.Воробей, Юрий Бак, Барановский). В 1999 году на лестнице к церкви устроили кованые из металла перила, работы Олега Боньковского, которые являются произведением искусства высокого профессионального уровня.

Ссылка на источник: http://www.lvov.ws/cerkov-i-monastyr-svyatogo-onufriya/


Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

Достопримечательности

Города