Cостоялась премьера спектакля по пьесе Максима Горького «На дне».


31 декабря 1902         РоссияРоссия, Москва

Россия, Москва

"На дне" - пьеса в четырех действиях А. М. Горького; варианты первоначальных названий - "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". Сочинение 1902 года. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена к постановке только МХТ; премьера - 18. XII. 1902 года. (реж. Станиславский и Немирович-Данченко, худ. Симов; Костылев - Бурджалов, Василиса - Муратова, Наташа - Андреева, Медведев - Грибунин, Пепел-Харламов, Клещ - Загаров, Анна - Савицкая, Настя-Книппер, Квашня - Самарова, Бубнов - Лужский, Сатин-Станиславский, Актер - Громов, Барон - Качалов, Лука - Москвин, Алешка - Адашев, Кривой Зоб - Баранов, Татарин-Вишневский). К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.

К.С.Станиславский:

Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и особенно великолепного Луку — Москвина, превосходного барона — Качалова, Настю — Книппер, Лужского, Вишневского, Бурджалова и, наконец, — самого Горького. Очень было смешно смотреть, как он, впервые появляясь на подмостках, забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, как он улыбался от смущения, не догадываясь о том, что надо вынуть папиросу изо рта и кланяться зрителям.

«Ведь вот, братцы мои, успех, ей-богу, честное слово! — точно говорил себе в это время Горький. — Хлопают! Право! Кричат! Вот штука-то!»

Горький стал героем дня. За ним ходили по улицам, в театре; собиралась толпа глазеющих поклонников и особенно поклонниц; первое время, конфузясь своей популярности, он подходил к ним, теребя свой рыжий подстриженный ус и поминутно поправляя свои длинные, прямые волосы мужественными пальцами сильной кисти или вскидывая головой, чтоб отбросить упавшие на лоб пряди. При этом Алексей Максимович вздрагивал, раскрывал ноздри и горбился от смущения.

«Братцы! — обращался он к поклонникам, виновато улыбаясь. — Знаете, того... неудобно как-то... право!.. Честное слово!.. Чего же на меня глазеть?! Я не певица... не балерина... Вот история-то какая... Ну, вот, ей-богу, честное слово...»

Среди многих последующих дореволюционных и советских исполнителей "На дне" во МХАТе (в хронологическом порядке): Хмелев, Раевский (Костылев), Шевченко (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова, Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов, Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон), Артем, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (Актер), Тарханов, Шишков, Грибов (Лука). Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. С участием петербургских актеров прошло два чтения пьесы "в лицах": в 1903 - в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса - Стрепетова, Наташа - Музиль-Бороздина, Пепел - Аполлонский, Настя - Потоцкая, Бубнов - Санин, Сатин - Дальский, Барон - Далматов, Лука - Давыдов). До 1905 года постановки пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей. Тем не менее "На дне" поставил в 1903 году Вятский городской театр, киевские театры Соловцова (режиссер Ивановский, Сатин - Неделин, Лука – Борисовский) и Бородая (режиссер Соколовский, Пепел - Муромцев, Барон - Людвигов), Нижегородский театр (антреприза Басманова), петербургские театры - Василеостровский театр, театр Некрасовой-Колчицкой, Новый театр Неметти (Актер - Орленев); Ростовский-на-Дону театр (Пепел - Орлов-Чужбинин), труппа под руководством Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество Новой драмы в Херсоне (режиссер и исполнитель роли Актера - Мейерхольд), Красноярский театр (1903-05). В последующие годы "На дне" ставили:

Оренбургский (1904). Екатеринбургский (1906, 1910, 1914), Костромской (1906, 1908) театры, украинская труппа в Гадяче (1908, режиссер и исполнитель роли Барона - Г. Юра), Воронежский театр (1908), грузинский театр в Тифлисе (1908, режиссер и исполнитель роли Луки - Гуниа), Тифлисская труппа армянского артистического общества (1908, режиссер Капанакян, Василиса - Меликян, Настя - С. Адамян, Сатин - Севумян, Барон- Мамнконян, Лука - Аветян), Екатеринодарский и Харьковский театры (1910, режиссер Синельников), Общедоступный театр, Петроград (1912, режиссер Гайдебуров), Казанский (1912), Нижегородский (1915) и другие театры».

Ссылка на источник:

http://www.runivers.ru/Runivers/calendar2.php?ID=361925&month=12&year=2015

Связь с другими материалами