Памятник Латышским стрелкам


1970—1971         ЛатвияЛатвия, Рига

Остроконечные силуэты готических бешен, черепичные кровли домов. Высоко в небе парит золотой петух церкви святого Петра. Рига. Здесь на берегу Даугавы в 1970 году был воздвигнут памятник красным латышским стрелкам.

Плотно сомкнувшись, спина к спине, плечо к плечу, стоят на страже завоеваний революции три безымянных солдата в длиннополых шинелях, в фуражках с пятиконечными звездочками. Весь их суровый облик выражает решимость бороться до конца, непреклонную волю к победе. Лаконичному строю памятника вторит прямоугольник стоящего позади здания, облицованного металлическими пластинами. Это музей красных стрелков, вместе с памятником он составляет единый мемориальный ансамбль.

О каких событиях напоминает нам этот мемориал?

В 1917 году покинули латышские стрелки родной край и стали воинами Революции. В одном строю с русскими и литовцами, грузинами и белорусами они самоотверженно сражались с врагами первого в мире социалистического государства. Им, защитникам Октября, в те грозные годы выпала высокая честь — стоять на страже Кремля, охранять жизнь Владимира Ильича Ленина.

В 1965 году на бывшей Ратушной площади Риги (ныне площадь Красных Стрелков) заложили монумент. Состоялся конкурс, в котором лучшим был признан проект группы авторов: скульптора В. Алберга, архитекторов Д. Лусыса-Гринберга и Г. Дрибы.

О скульпторе Валдысе Алберге старейшина латышской скульптуры, народный художник СССР Т. Э. Залькалн однажды сказал: «Алберг—прирожденный монументалист. Он умеет увидеть в человеке большое и значительное…» Несколько лет напряженно работал скульптор над монументом красным стрелкам. Задача его состояла в том, чтобы в предельно лаконичном решении композиции (как того требует язык камня) сохранить жизненную достоверность образов, придать им конкретно-исторический характер. «Художник-реалист никогда ничего не выдумывает,— считает В. Алберг.— Он наблюдает и изучает жизнь своего современника, анализирует и обобщает его черты, стремясь создать типичный для эпохи образ».

Первые проекты памятника представляли собой три отдельные фигуры стрелков, стоящих вполоборота друг к другу. Четко разработаны характеры, продуманы движения. Автор сначала отказался от высокого постамента: казалось, что это отделит скульптурную группу от зрителя. По замыслу же скульптора, его герои должны были стать как бы участниками сегодняшней действительности. Пусть для этого потребовалось бы даже совмещение символических и жанровых черт в одной композиции.

В то же время В. Алберга смущало, что в этом варианте скульптура смотрится в основном с фронтальной стороны и несколько в отрыве от здания музея. В последующих эскизах художник теснее объединяет фигуры стрелков, меняет их ракурсы, еще больше обобщает жанровые черты. Крупные ритмы, созданные четким распределением плоскостей и компактностью объемов, сообщают композиции особую емкость и величественность. Одновременно силуэт ее становится более многоплановым и динамичным. При таком решении вполне логично поднять фигуры на высокий постамент.

Так, памятник красным стрелкам приобретает символическое звучание и превращается в своеобразную эмблему города.

Мемориал создавался усилиями всего латышского народа. Задолго до завершения памятника в материале молодежь Риги под руководством ветеранов революции совершила походы по местам, связанным с деятельностью красных стрелков, по маршрутам их сражений. Юноши и девушки побывали в Орле, Курске, Белгороде, Харькове, Каховке, собрали немало ценных исторических сведений и документов, которые впоследствии передали музею.

Один из замечательных эпизодов в истории памятника составляет братская помощь Украины. В Полесье, недалеко от Житомира, у подножия могучей гранитной горы расположена Емельяновская каменоломня. Познакомившись с авторским замыслом, каменотесы посоветовали скульптору использовать мелкозернистый розовый гранит, а для постамента камень более интенсивного цвета. Причем полировать предложили только постамент, чтобы живописная структура камня не нарушала цельности образов. Со временем природа сама дополнила декоративные качества скульптуры, кое-где тронув их легкой патиной.

Спина к спине, плечо к плечу стоят на страже три безымянных солдата. Участники героических событий Октября, свидетели великих свершений наших дней.

Ссылка на источник: http://mirxenia.com/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BC/


Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб