Древний город Писак


X—XI век         ПеруПеру, Урубамба

Писак - город в Перу и древняя крепость инков заслуживает описания, равно как и город Куско благодаря своей древней и местами таинственной истории. Писак расположенный в 33 км от Куско, находится в Валле-Саградо, Священной долине инков у реки Урубамба. В переводе с кечуа Писак - куропатка (узкие ряды террас непосредственно вокруг деревни и впрямь напоминают крылья куропатки).

Этот город, существующий с X-XI веков, занимает в Священной Долине второе по значимости место после Ольянтайтамбо. После прихода инков он стал крупной региональной столицей. Основанный как военно-оборонительный пост, позже Писак стал культовым центром и населенным пунктом. К высокой крепости на вершине горы ведут сельскохозяйственные террасы и крутые дороги. Об исключительном таланте инков строить в труднодоступных местах свидетельствуют хорошо сохранившиеся руины Писака, в котором существовали жилые, военные и религиозные здания. В центре площадки находится астрономическая обсерватория - Храм Солнца. Интересен комплекс церемониальных купален, Храм Луны и Интиуатану - камень, который предназначен для наблюдения за движением Солнца. Но по какой-то причине город Писак - археологический комплекс которого, один из самых важных в Долине. не упоминается в испанских хрониках! Можно предположить, что до испанцев он носил другое имя? Но у историков изучавших этот древний город, сложилось другое мнение…

Достоверно известно, что инкам в процессе формирования своей империи, как минимум дважды пришлось завоевывать долину Писака, заселённую племенами кечуа, хотя она находилась совсем рядом со столицей Куско. Но покорных вассалов дважды не завоевывают. Значит, власть Куско над Писаком не была такой уж надежной. Построен Писак, скорее всего после 1440 г. То есть ещё на рубеже XIV-XV веков, рядом с Куско находились независимые от инков города кечуа, среди которых был и Писак, выполнявший военную, религиозную, сельскохозяйственную задачи - защищал южный вход в долину, контролировал дорогу в тропические леса, снабжал продуктами армию. На склонах окружающих бывшую деревню гор еще в доинкские времена были созданы террасы, для которых поднимали плодородную почву из долины. Количество урожая на этих сельскохозяйственных террасах было больше, чем обычно на такой высоте.

С приходом инков Писак превратился в многолюдный и важный город. Центр Писака и теперь состоит из двух частей. Одна из них сегодня является собственно городом, в то время как другая, возвышенная, является священным местом с Храмом - крепостью, которые, судя по особенностям кладки и особой прочности строений, относятся ещё к культуре пре-инков.

В Писаке инкская кладка с характерными окнами и дверьми в виде трапеций, отличается по качеству от других, благодаря тому, что здесь нет "резных валунов", а все камни имеют тщательно отшлифованную гладкую и одинаковую поверхность (как кирпичи). Блоки очень ровно и тщательно уложены, причем, как принято у инков - без использования специальных материалов, и при этом все они сохранились в отличном состоянии до наших дней. Красота этой кладки сегодня привлекает множество туристов. Длинная лестница ведёт от селения к горному плато, на котором расположены храмовые руины. В центре бывшего храма находится священный камень интиуатана - огромный валун с прорезанным в нем желобом, к которому по верованию инков "было привязано солнце", обнесенный плотной стеной, О значимости Писака, как крупного города, свидетельствует то, что его городские кварталы, занимали территорию в несколько квадратных километров. Такими не бывают селения или случайные святилища. В двух районах Писака есть захоронения. Это самое большое и самое впечатляющее древнее кладбище в Перу. Подобный некрополь с мавзолеями и саркофагами мог принадлежать только огромному городу с четко различающимися общественными слоями. Перуанский исследователь Виктор Анхель Варгас пишет: "Абсолютно достоверно то, что Писак был городским центром первейшей важности, о чем говорят, не оставляя место сомнениям, гигантские архитектурные останки, которые мы смогли увидеть... Речь идет о метрополии, поражающей размерами и качеством своих сооружений". То есть, по всем параметрам город Писак превратился в конкурента Столичному Куско!

Вот тут и возникает исторический вопрос - почему же испанцы "не увидели Писак" и нигде о нём не упомянули?. Чем же объяснить "исчезновение" этого города? Только одно-единственное объяснение представляется убедительным -- каменный Писак был уже "мертв", когда испанцы пришли в Тауантинсуйю. Отсюда следует вывод, что Писак еще при инках умер сам или был умерщвлен именно как крупный - столичный центр. И умер он "политической смертью", ибо Писак не был разрушен вражеским нашествием, его бастионы и дворцы пострадали от времени, а не от рук человека, и происходило это постепенно… Подтверждением этому являются хорошо сохранившиеся насыпные террасы. Если бы город обезлюдел сразу, то кому и зачем понадобилось бы поддерживать их? Нет, угасание города длилось долго и выглядело примерно так. Вначале его покинула главная знать, возможно, под давлением правителей империи, но город продолжал жить и поддерживать свои террасы-поля. Ушла знать второй руки, но остались тысячи глиняных хижин простых жителей. Их становилось все меньше и меньше, уменьшалась и площадь террас, но самым нижним из них не давали разрушиться. Их поддерживают и сегодня жители небольшого индейского селения у подножия Священной горы… В начале 1530-х годов посёлок Писак быд разрушен испанцами, и заново отстроен в 1570 году. Однако, до конца загадка крепости-города Писак, так и не разгадана...

Археологический памятник Писак теперь знаменит своим ремесленным рынком, уникальной системой орошения полей и астрономической обсерваторией инков.

На главной площади города устраиваются традиционные индейские рынки, которые проводятся по: вторникам, четвергам и воскресеньям. По самым низким ценам, можно приобрести все виды товаров: текстиль, разные шерстяные изделия, керамику, точные копии глиняной посуды, шкуры альпака разных размеров и эксклюзив - "беби" альпака, шкуру можно скатать в маленький сверток. Разумеется, на рынке большой выбор изделий из шерсти альпака. Торгуют кукурузой (которой здесь более 200 сортов) и картофелем, экзотическими фруктами из джунглей, приправами, вкусными кукурузными лепешками. В одном из дворов, есть огромная действующая глиняная печь, где можно отведать свежих пирожков.

Здесь можно рассмотреть и купить разнообразные изделия народных умельцев hand-made. Много оригинальных красивых украшений из серебра с эмалью, необычных изделий из высушенной и отполированной тыквы разных размеров, на поверхности которых вырезаны интересные рисунки из перуанского фольклора. А вытканные на примитивных ткацких станках коврики и ткани с национальными орнаментами поражают своими яркими красками и стильными древними узорами. Рынок сувениров здесь также очень богат, и хотя цены, в принципе, не намного дешевле, чем в Куско, но интересна сама атмосфера. Здесь можно увидеть индейцев из далеких деревень, приехавших целыми семьями за покупками. Одеваются они очень ярко. Но в Перу, почему-то такие яркие одежды смотрятся не кричаще, а естественно и по-своему красиво. А прическа у женщин всегда одна и та же: черные волосы на пробор и две косички, а поверх - обязательная шляпа мужского образца. Лица у них простые и открытые, доброжелательные, но чувствуется некоторая настороженность и стыдливость (или скромность?).

Ссылка на источник: http://www.inoz-tour.ru/strany/peru/pisak.php


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб