США, Нью-Йорк
Вудсток — это название небольшого городка в сорока милях на север от Нью-Йорка. В конце 60-х Вудсток стал небольшой, но быстрорастущей общиной, в которой поселились Боб Дилан, Тим Хардин, Джон Себастиан, группа The Band и другие музыканты.
Официально Вудсток не был фестивалем, он назывался «Вудстокская ярмарка музыки и искусств» (Woodstcock Music and Art Fair). Она состоялся 15-17 августа 1969 года, и не в Вудстоке, а на ферме Макса Ясгура в Бетеле, что в пятидесяти милях от него.
Сначала о тех, благодаря кому состоялся легендарный фестиваль. Все это удовольствие обошлось четырем молодым людям в 2.4 миллиона долларов. Звали их — Джон Робертс (John Roberts), Джоел Розенман (Joel Rosenman), Арти Конфилд (Artie Kornfeld) и Майкл Ланг (Michael Lang). Самому старшему из них было 26.
Джон Робертс был владельцем аптеки и компании по производству зубной пасты, обладал мультимиллионым трастовым фондом, и к тому времени успел окончить Пенсильванский университет и получить звание лейтенанта. Любопытно, что Робертс присутствовал всего на одном рок-концерте — концерте Beach Boys.
Джоел Розенман, сын известного лонг-айлендского ортодонта, к тому времени только закончил Йельскую юридическую школу. А в 1967 году Розенман играл на гитаре в бендах от Лонг-Айленда до Лас-Вегаса. Познакомились они на площадке для гольфа в конце 1966 г. Зимой 1967 г. Робертс и Розенман уже снимали квартиру и размышляли, как им провести остаток жизни. Одна из их идей: создать эксцентричную телевизионную комедию, что-то вроде мужской версии «Я люблю Люси».
«Это должна была быть комедия о двух приятелях, жаждущих приключений, у которых денег больше, чем мозгов, — рассказывал Розенман, — каждую неделю они должны были пускаться в рискованные деловые авантюры, и каждую неделю рисковать собственной свободой».
Чтобы реализовать свои планы, они дали объявление в газеты: «Молодые люди с неограниченным капиталом рассмотрят интересные законные инвестиционные и деловые предложения». Они получили тысячи различных предложений. «В конце концов, мы сами стали похожи на своих героев», — говорил Розенман.
Двадцатипятилетний Арти Корнфилд носил костюм и длинные волосы. Он был вице-президентом компании Capitol Records, курил траву в офисе и общался с рок-музыкантами. Записал около 30 удачных синглов, писал песни и продюсировал Cowsills.
Майкл Ланг нечасто носил обувь. Друзья отзывались о нём, как о космическом эльфе с длинными волосами. В 1968 г. Ланг продюсировал самый большой (на то время) рок-фестиваль — двухдневный Майами Поп Фестиваль, собравший около 40 000 человек. В 24 года он был директором рок-группы Train, с которой он хотел подписать контракт. Свое предложение он обсудил с Корнфилдом в декабре 1968 г.
Ланг узнал, что Корнфилд вырос в Бенсонхерсте, как и он. «По соседству» Ланг получил должность в компании звукозаписи. Ланг и Корнфилд сразу же подружились, и Ланг переехал к Корнфилду и его жене.
Арти Корнфилд,
один из организаторов
Втроем они бродили по улицам и вели ночные разговоры.
У них появилась идея — организовать культурную выставку/рок-концерт/феерию. Другой идеей было создание звукозаписывающей студии, находящейся в лесу, в городе с названием Вудсток. Название (Woodstock) должно было отражать дух возвращения к природе.
Ланг и Корнфилд начали собирать деньги на фестиваль и на студию. Они никогда не видели объявление «молодых людей с неограниченным капиталом», и их юрист посоветовал им поговорить с Робертсом и Розенманом. Все четверо встретились в феврале 1969 г. «Мы встретились с ними в их квартире на 83-й улице, — рассказывает Ланг, — они были похожи на школьников. Тогда я подумал, что они яппи. Они носили костюмы. Говорил, в основном, Арти и они, казалось, были озадачены моим присутствием. Мы поговорили, и они, вроде бы, заинтересовались проектом. Мы договорились встретиться ещё раз и обсудить бюджет фестиваля»
«Мы сидели бы в тени с коктейлями и канапе, или что-нибудь в этом роде, — говорил Розенман, — Тим Хардин или кто-нибудь ещё спел бы. Может, если нам повезет, приедет Джоан Баэз и споет пару песен…»
К концу третьей встречи небольшой концерт в Вудстоке перерос в пятидесятитысячный фестиваль — самое большой рок-н-ролл шоу в мире! В марте четверо партнеров организовали корпорацию «Woodstcok Ventures, Inc.». Каждый имел по 25 процентов.
Начались срочные поиски места. За 10 000 долларов Woodstcok Ventures арендовали у Говарда Миллса-младшего 300 акров (120 га) земли около Уолквилля.
Майкл Ланг,
один из организаторов
Это место было отлично расположено — меньше мили от шоссе № 17, недалеко от шоссе № 21. Тут было все необходимое — электричество и водопровод.
Тем не менее, Лангу это место не нравилось, потому что означало потерю мечты о духе возвращения к природе. Розенман сообщил уоллвилльским властям, что в конце марта или начале апреля состоится концерт джаз бендов и фолк-певцов, и что если им повезет, должно присутствовать около 50 000 человек. Мэр Джек Шклоссер очень сомневался, что им повезет. Организаторы фестиваля остановили свой выбор на слогане: «Three Days of Peace and Music»(«Три дня мира и музыки»). Слово «peace» должно было символизировать антивоенный характер мероприятия.
Эмблемой фестиваля стал дрозд. «Сначала я посадил его на флейту, — рассказывал художник Арнольд Школьник, — наверное потому, что я тогда слушал джаз. Один день он просидел на флейте, но в конце я пересадил его на гриф гитары».
Woodstock Ventures пытались договориться с самыми авторитетными группами в Америке, но музыканты неохотно соглашались. Серьезным прорывом стал договор с самой известной на тот день психоделической командой The Jefferson Airplane с невероятной оплатой в 12 000 долларов, хотя обычно они брали от 5 до 6 тысяч. Creedence Clearwater Revival обошлись в 11 500, The Who — 12 500. В конечном счете, на музыкантов Woodstock Ventures отдали 180 000 долларов.
В конце апреля Алан Маркофф увидел у себя в магазине двух чудаков. Это были Ланг и его друг Стэн Гольдстейн. Гольдстейну было тогда 35 и он был одним из организаторов Майами Поп Фестиваля. На Вудстоке он занимался организацией палаточного городка. «Они хотели, чтобы я собрал саунд систему для 50 000 человек, — рассказывал Маркофф — они сказали, что может быть даже 100 ил 150 тысяч человек».
Тогда Маркофф подумал, что Ланг и Гольдстейн рухнули с дуба. Маркоффу тогда было 24, и они нашли его имя в журнале. Внезапно, он стал ответственным за организацию саунд системы для самого большого шоу в мире. Маркофф говорит, что колонки на Вудстоке причиняли боль любому человеку, стоящему ближе 10 футов.
Розенман и Робертс не могли не пригласить какую-нибудь крупную кино-компанию для создания фильма. И они пригласили двадцатисемилетнего Майкла Уэдли, у которого была репутация серьезного оператора и режиссера. Два года назад Уэдли закончил Колумбийский университет, где изучал неврологию. До этого он снимал Мартина Лютера Кинга, Бобби Кеннеди и Джорджа МакГоверна.
Денег не было, но Уэдли все равно согласился. И угадал — фильм выиграл «Оскар». Казалось бы, все шло хорошо, однако Говард Миллс, владелец земли стал получать анонимные звонки. «Они угрожали поджечь его дом», — рассказывал Голдстейн. До сегодняшнего дня Говард Миллс не говорит о том, как его соседи обернулись против него. «Я знаю, что это часть истории, но я не хочу иметь из-за этого проблемы», — сказал Миллс.
Примерно в то же время началась массированная рекламная акция. Газеты и радиостанции в Лос-Анжелесе, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Бостоне, Техасе и Вашингтоне извещали читателей и слушателей о фестивале. Woodstock Ventures рекламировали фестиваль как «уик-энд за городом» — такая себе временная коммуна. Но даже коммуне нужна некоторая организация. В конце июня Голдстейн позвонил на ферму Hog Farm.
Хог фермеры начинала свою деятельность как общинная свиная ферма. Лидером коммуны был тощий беззубый хиппи Хью Ромни.
Хью «Уэви Грэви» Ромни,
лидер Хог фермеров
«Мы договорились с ними для того, чтобы у людей был образец поведения, — говорил Голдстейн, — ведь мы знали, что для некоторых людей идея спать под звездами будет очень заманчивой, но будут и люди, которые никогда не спали на открытом воздухе. Мы должны были создать условия для всех».
Уолквилльский местный апелляционный суд официально запретил проведение фестиваля 15 июля 1969 года. К радости местных жителей, судьи сообщили, что у организаторов ещё не все готово. Они также сообщили, что выносные туалеты, которые должны были использоваться на фестивале, запрещены в Уолквилле.
В любом случае, если бы Вудсток проводили в Уолквилле, фестиваль мог бы превратиться в бунт. «Я не хотел, чтобы все так закончилось», — говорил Ланг. Один из членов Woodstock Ventures Ли Блумер рассказывал, что уолквилльцы собирались пристрелить первого хиппи, который появится у них в городе.
Эллиот Тайбер, узнав, что Woodstock Ventures потеряли место в Уолквилле, позвонил им. На следующий день Ланг выехал осмотреть местность. Сам Тайбер был владельцем небольшой гостиницы Эль Монако в 80 комнат, большинство из которых пустовало. Кроме этого, у Тайбера было то, что было так необходимо тогда организаторам — у него было разрешение местных властей для проведения фестиваля «White Lake Music and Arts Festival». Осмотрев местность, Ланг пришел к выводу, что места слишком мало. «Тогда почему бы нам не повидаться с моим другом Максом Ясгуром. Он продает мне молоко и сыр уже много лет, — сказал тогда Тайбер, — у него большая ферма в Бетеле».
Ясгур встретил Ланга на поле люцерны. «Это было как раз то, что нужно, — говорил Ланг, — это было превосходно! Небольшая возвышенность для сцены. Озеро на фоне. Мы договорились обо всем прямо в поле. Я запомнил его рукопожатие. Только тогда я заметил, что у него всего три палаца на руке. Но его пожатие было действительно железным».
Ясгур был известен в округе своим твердым словом. Он изучал право в Нью-Йоркском университете и переехал на семейную молочную фермы в 40-х. Несколько лет спустя ферма была продана и семья переехала в Бетель. К тому времени, когда Woodstock Ventures и Ясгур встретились, он стал самым крупным производителем молока в округе. 600 акров, которые искал Ланг, были лишь небольшой частью фермы Макса Ясгура, простиравшейся по обе стороны шоссе № 17В.
Местным властям организаторы сказали, что будет самое большее 50 000. «Я ждал четверть миллиона, но не хотел никого пугать», — рассказывал Ланг. Ферма Кена Кизи в Орегоне была переполнена хиппи. Кизи жил в Плезент Хилле, который стал базой Веселых проказников, создателей оригинальных Кислотных тестов в Сан-Франциско. Кизи купил ферму на деньги, полученные им от двух бестселлеров — «Пролетая над гнездом кукушки» и «Порою нестерпимо хочется…». В то время было модно делиться всем, но эта толпа стала беспокоить даже основателя контркультурного движения.
О том, что астронавты из Аполлона 11 высадились на Луне в Море Спокойствия, Веселые проказники узнали от Уэви Грэви, известного им по Кислотным тестам. Он также сообщил им, что у него есть 1 700 долларов, чтобы собрать максимальное количество народа и привезти его в Бетель. «Кизи был рад сплавить всех», — говорил Кен Баббс (ему тогда было 33), духовный лидер Проказников. Баббс упаковал хиппанов в 5 школьных автобусов и отправил на фестиваль. Один из тех автобусов — легендарный «Дальше», тот, о котором повествует Том Вульф в книге «Электропрохладительный кислотный тест». Этотавтобус был раскрашен в психоделические цвета и оснащен саунд системой.
У Макса Ясгура было две заботы. «Он хотел восстановить справедливость, и хотел получить свои 75 000. Даже не знаю, что для него было важнее, — говорил Розенман. После того, как мы заплатили, он ни разу ни попросил еще хотя бы цент. И каждый раз при встрече он давал нам пакет шоколада. Мы все время бродили вокруг офиса с этим шоколадом».
Договоры с окружающими участок Ясгура землями обошлись в 25 000. А тем временем в Бетеле появились плакаты, на которых было написано «Не покупайте молоко! Остановите Хиппи Фестиваль Макса!» Ланг установил максимальную цену для музыкантов в 15 000, но с Джими Хендриксом пришлось сделать исключение. Менеджер Хендрикса требовал больше. «Мы заплатили Хендриксу 32 000 — он был хедлайнером», — говорил Розенман, — мы сказали всем, что это потому, что он будет играть два раза — по 16 000 за каждый. Мы были вынуждены, иначе Airplanes запросили бы больше 12 000».
В соответствии с программой, составленной Лангом, фолк музыканты такие, как Доан Баэз, должны были отыграть в пятницу, в день открытия. Рок-н-ролл был оставлен на субботу и воскресенье. Хендрикс должен был выступить в самом финале.
Владелец гостиницы Тайбер стал представителем Woodstock Ventures в Бетеле. За пару месяцев он получил 5 000. Когда жители Бетеля узнали о волнениях в Уолквилле, поднялся большой шум. Один известный житель пообещал исправить положение за умеренную плату в 10 000. Но, в конце концов, Woodsctock Ventures отказались платить. «Мы очень волновались за карму, — говорил Ланг, — мы думали, если мы заплатим, что-то пойдет не так». Ясгур поддержал их решение. «Тогда он стал действительно другом, а не просто наблюдателем», — говорил Ланг.
Боб Дилан был единственным героем рок-н-ролла в глазах Ланга, с которым не был подписан контракт. С дружественной группой Дилана — The Bands — контракт был подписан, и Ланг думал, что его появление будет естественным. Ланг посетил Боба Дилана в его доме с Боб Дейси, другом Дилана. Они провели несколько часов вместе. Ланг рассказал о фестивале и выразил надежду на присутствие на нем Дилана. Однако Дилан отказался. «Я не знаю почему», — сказал Ланг.
К августу Эллиот Тайбер, также как и раннее Миллс, стал получать анонимные звонки. «Они говорили, что фестиваль никогда не состоится, и что они поломают мне ноги. Это было грязно и неприятно», — говорил Тайбер.
За неделю до начала ферма Макса Ясгура ничем не напоминала место, где должен состоятся фестиваль. Скорее, это напоминало строительство дома. Тогда же разозленные местные жители подали на организаторов в суд. Дело было решено за несколько дней и организаторы обещали поставить больше туалетов. «Там было много политики. Я уже и не помню всё», — говорил Ланг.
За несколько недель до начала фестиваля Майкл Ланг уже катался на блестящем мотоцикле по полям с зажженной сигаретой во рту. Он носил кожаную безрукавку на голое тело и бахромчатую сумку через плечо. В начале августа 1969 г. Ланг командовал огромной армией рабочих. Режиссер фильма спрашивает, будут ли они организовать что-нибудь подобное и дальше. «Если это получится», — говорит Ланг.
Ventures решили, что будет правильней, если последнее слово останется за ними. Они наняли рок бэнд the Quill для бесплатных представлений. Но труппа, состоящая из 18 членов, играла совсем не Шекспира. Они играли пьесу «Sex. Y’all Come» и часто раздевались прямо на сцене.
7 августа Ventures устроили «фестиваль до фестиваля». Первыми выступали the Quill. Бетельские местные жители удобно устроились на травке, ожидая представление. Но вместо спектакля актеры раздевались и выкрикивали неприличные слова. «Их подозрения стали уверенностью», — говорил Розенман. Уэви Грэви тем временем приземлился в аэропорту им. Джона Кеннеди в окружении 85 Хог фермеров и 15 хиппи. Сам он был одет в комбинезон и резиновую шляпу, вооружен бутылкой сельтерской. «Мы — хиппи полиция», — объявил Уэви Грэви.
Корнфилд сделал компании Warner Brothers предложение, от которого она не смогла отказаться. Это было за два дня до начала фестиваля. Фестиваль берет на себя заботу о действии, свете, диалогах и сюжете. «Майкл Уэдли уже ждал на месте, — рассказывал Корнфилд, — все, что нам было нужно — это деньги на фильм. Контракт был подписан Тедом Эшли (из кинокомпании) и мной. Я сказал им тогда — потратьте 100 000 и заработайте миллионы».
Уэдли окружил себя командой около 100 человек, в число которых входил и ассистент режиссера Мартин Скорсезе. Уэдли не мог тогда заплатить всем, и они договорились следующим образом: если фильм получится, каждый из них получает двойную плату, если провалится — ничего.
Макс Ясгур,
владелец фермы
У Уэдли были свои идеи по поводу фильма. Он считал, что фильм станет современной кентерберийской историей, хотел по максимуму показать жизнь хиппи, приехавших на Вудсток. Это должен быть фильм о молодых людях, антивоенном настроении, о тех временах, о горожанах.
К полудню четверга 14 августа Вудсток превратился в идиллическую коммуну в 25 000 человек. Хиппи с фермы Хог Фарм построили кухни и поставили небольшие сооружения, накрытые брезентом. Уэви Грэви нанял прилично выглядящих людей для охраны. У них были нарукавные повязки и секретный пароль: «Я забыл». Была организована продажа контркультурных сувениров того времени — ремней, различной «drug» утвари, головных повязок. Лидер Проказников Кен Баббс организовал сцену для тех, кто хотел поимпровизировать. Саунд система была взята напрокат у Grateful Dead. «Прямо за холмом, в лесу у нас была бесплатная школа, бесплатная кухня и бесплатная сцена», — говорил Баббс.
Ссылка на источник: https://www.hippy.ru/forum/viewtopic.php?id=3579