В Брюсселе открылась Всемирная выставка


17 апреля 1958         ФранцияФранция,

Франция, Брюссель

В Брюсселе в 1958 году открылась первая послевоенная Всемирная выставка, поразившая современников своим размахом. Облик Брюсселя и по сей день во многом определяется тем, что было создано тогда. Это и три вокзала, соединенные подземной железной дорогой, и двухуровневые автомобильные туннели, и грандиозный выставочный комплекс со знаменитым Атомиумом в центре.

Атомиум - 102-метровая, увеличенная в 165 миллиардов раз молекула железа - был построен как раз к открытию ЭКСПО-58. Его планировали демонтировать сразу после выставки, но он так понравился брюссельцам, что его оставили. C тех пор это один из символов Брюсселя. Бельгийская «Эйфелева башня».

Выставка 1958 года проходила под девизом «Человек и прогресс». Основной интригой стало противостояние павильонов СССР и США. Причем противостояния было, по иронии устроителей выставки, самым реальным: павильоны располагались практически напротив друг друга, разделенные небольшим искусственным озером. Некоторые журналисты усмотрели в этом тенденцию к улучшению международной обстановки.

У американцев не заладилось с самого начала. Бюджет американской экспозиции был сильно урезан. Кроме того, накануне сорвался запуск ракеты "Атлас", призванный продемонстрировать - в пику нашему спутнику - космическую мощь США. Макету "Атласа" отводилась важная роль в американском павильоне: он должен был служить композиционным центром, а острие макета, прорезавшее крышу павильона, возвышаться над ним в форме шпиля. Увы, неудача с запуском заставила отказаться от этой идеи.

А главной изюминкой советской экспозиции были точные копии двух первых искусственных спутников Земли. Интерес к ним был таков, что в первые недели работы ЭКСПО у павильона выстраивались многочасовые очереди желающих посмотреть макеты спутников в натуральную величину.

Советский павильон, несмотря на грандиозные размеры (25 тысяч квадратных метров) и классические формы, смотрелся легко и современно благодаря, прежде всего, стеклу и алюминию, из которых был построен.

Именно павильон СССР считался лучшим на выставке. Причем, в этом мнении сходились и простые посетители (их побывало рекордное число - 30 миллионов человек), и профессиональное жюри, оценивающее уровень оформительского искусства. Его решением Гран-При выставки был присужден советскому павильону.

Гран-При получил и стенд Горьковского автомобильного завода, на котором были представлены легковая машина ГАЗ-21 и грузовик ГАЗ-52. Успех в Брюсселе не означал, конечно, что она была признана лучшей в мире, хотя бы потому, что американцы своих легковых машин тогда не выставили. Зато европейская автоиндустрия была представлена в полном объеме. Таким образом, в 1958 году ГАЗ-21 был признан лучшим легковым автомобилем Европы. Именно после Брюсселя 21-ю «Волгу» стали покупать у нас 75 стран, хотя сейчас над этим потешаются очень многие пользователи Интернета.

В этом они, кстати, очень похожи на главных критиков советской экспозиции – русской диаспоры в Бельгии, эмигрантов первого и второго поколения. В газетке «Свобода», издающейся на русском языке, павильон назван «четырехугольной плоской коробкой», а внутренний вид, по мнению корреспондента, «мало чем отличается от стандартного агитпункта, только размеры побольше». Ну, ему из Бельгии, конечно, было виднее.

И, разумеется, советский павильон – почти пуст. Хотя посетителей в нем ничуть не меньше, чем в других павильонах, а подчас и больше. Но иногда бывало и так, что основная масса посетителей собиралась снаружи, где на огромной сцене выступали балет Большого театра с Галиной Улановой, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, скрипач Давид Ойстрах, Московский цирк с популярнейшим Олегом Поповым (бельгийская королева Елизавета именно тогда назвала его «солнечным клоуном»), хор Советской армии под управлением Бориса Александрова, лучшие коллективы союзных республик.

А в брюссельских кинотеатрах как раз во время выставки шел фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", только что удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах.

Обо всем этом с восторгом писали все газеты, кроме, разумеется, эмигрантской прессы. Хотя могли бы проявить толерантность и похвалить уж совсем очевидное. Тот же фильм «Летят журавли», например. Нет, это было не то, не этого от них ждали. Или – не ждали, а они сами себе поставили себе такую задачу?

Ну что, казалось бы, можно сказать об обычном экскурсоводе? Ну, не совсем обычном: представительнице павильона СССР на открытии выставки, когда самые красивые девушки из каждого павильона выстроились на главной площади Выставки с государственными флагами в руках. А вот что:

«Советский Союз представляла Ольга Бестужева. По ее словам – она работает в МГУ (возможно). На ней – итальянские туфли, бельгийские перчатки, швейцарские часики, английский костюм. Знамя и значок на груди – советские…»

Корреспондент ошибся на все сто процентов? И костюм, и туфли, и перчатки, и часы – советского производства. Но поскольку признать это, как спокойно делают корреспонденты других изданий, значит – косвенно похвалить Угнетающую Россию Советскую Систему (так газета расшифровывает латинскую аббревиатуру URSS), то приходится наряжать девушку во все импортное.

Почему я так уверенно говорю, что все было советским? Да потому, что Советский Союз на Брюссельской выставке представляла моя родная мама. Туфли были изготовлены в СССР, костюм сшит в советском ателье (да, по спецзаказу, но все-таки не в Лондоне), часы не имели к Швейцарии даже косвенного отношения, хотя смотрелись великолепно и шли очень точно.

Корреспондент, правда, не знал того, что перед началом работы выставки всем экскурсоводам было предписано за сутки овладеть… искусством макияжа. Ни одна из девушек, приехавшая из СССР, не пудрилась, не красила губ и уж тем более ресниц. Ничего страшного, их это не портило, только… на фоне щедро употреблявших косметику европейских женщин советские выглядели бледно в самом прямом смысле слова. Пришлось срочно учиться краситься, а для этого каждой сотруднице был выдан набор фирмы «Макс Фактор».

И еще одна мелочь, ускользнувшая от внимания мировой общественности. Костюмы ансамбля Игоря Моисеева, точнее, высокие сапожки на каблучках так потрясли французских модельеров, что буквально через год «русские сапоги» стали хитом сезона и уже никогда не покидали подиумов. Правда, все забыли, что попали они туда все-таки из СССР. А советские гражданки об этом и вовсе не догадывались, отстаивая многочасовые очереди за дефицитнейшей модной и очень удобной для русской зимы обувью.

К маме очень часто обращались с вопросом: она русская или советская? И почти всегда в глазах спрашивающего оставалось недоверие: ну, не может представительница дикой страны, где медведи по улицам ходят, так хорошо изъясняться по-французски, быть такой элегантной, изящной, остроумной – лучшим типом европейки с головы до пят.

Ссылка на источник: https://www.stihi.ru/2012/11/15/59


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами

События

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

26.05.1940—04.06.1940

Дюнкеркская операция Дюнкеркская операция

17.07.1942—02.02.1943

Сталинградская битва Сталинградская битва

Достопримечательности

1661

Версальский дворец Версальский дворец

1758—1789

Пантеон (Париж) Пантеон (Париж)

1887—1889

Эйфелева башня Эйфелева башня

Города

III век до н.э.

Париж Париж

580

Брюссель Брюссель

1349—1368

Авиньон Авиньон