Назад
Первая мировая война унесла 9 миллионов солдатских и 7 миллионов гражданских жизней. Однако регулярно в праздник Рождества мир отмечает годовщину трогательных событий, произошедших на Западном фронте той войны и известных под именем «Рождественского перемирия».
В первое Рождество так называемой «Великой войны», 25 декабря 1914 года, случилось нечто немыслимое и выдающееся, прервавшее ужасную обыденность жестокого конфликта: немецкие и британские солдаты спонтанно перестали стрелять друг в друга, вышли из окопов и начали брататься на так называемой нейтральной территории между линиями укреплений. Они обнялись, закурили и стали вместе колядовать и обмениваться подарками. Была отслужена Святая Месса. Наконец, недавние смертельные противники сыграли между собой футбольный матч. Перемирие также позволило похоронить павших собратьев.
Окопы противников располагались вплотную друг к другу, солдаты с обеих сторон разделяли те же неудобства, одинаковыми были страдания, но общими были также христианские корни, одинаковым было понимание ценности Рождества — рождения Божьего Сына, приносящего миру мир. И то, что эти корни проросли таким неожиданным образом, ненамного уменьшило жестокость и бесчеловечность мировой войны.
Чрезвычайные обстоятельства той Рождественской ночи были продиктованы чувством всеобщего братства, оказавшегося сильнее канонады и перестрелок. Это было спонтанное решение солдат, а не приказ командования. Напротив, командование осудило эти действия, а позже позаботилось о том, чтобы в будущем такого не повторилось. Ведь такие перемирие напоминали солдатам о том, что все они являются людьми, детьми Божьими, разрушая стереотипы, внушенные государственной пропагандой.
Ссылка на источник: http://sib-catholic.ru/rozhdestvo-1914-neobyichnoe-peremirie-na-fronte-pervoy-mirovoy-voynyi/
☓
![]() Брюс Барнсфатер, служивший в британской армии в то время, писал: «Я бы не пропустил это уникальное и странное Рождество ради чего бы то ни было… Я заметил германского офицера — лейтенанта, я думаю, и, будучи немного коллекционером, я намекнул ему, что облюбовал некоторые из его пуговиц… Я достал свои кусачки для проводов и несколькими ловкими движениями снял пару его пуговиц и положил в карман. Затем я дал ему две своих в обмен… Наконец, я увидел, что один из моих пулемётчиков, который был немного парикмахером-любителем в гражданской жизни, стрижёт неестественно длинные волосы послушного „Боша“, который терпеливо стоит на коленях на земле, пока автоматические ножницы стригут его затылок». Фото статьи: Вернуться в статью: Рождественское перемирие |