Открыта первая аптека в Багдаде


754 год         ИракИрак, Багдад

Ирак, Багдад

Первая в мире зарегистрированная аптека открылась в VIII веке (754 году) в столице Арабского халифата ? городе Багдаде. Одновременно с аптекой, которая функционировала как государственная, в Багдаде была открыта и академия для изучения медицины, фармации и алхимии. Значительно позже, в XI веке, аптеки появились в Испании, а затем и во многих городах Европы. Их первыми основателями также были арабы.

Вплоть до конца XI столетия в Европе не было аптек как неких торговых учреждений, где можно было бы купить или заказать нужное средство. Люди создавали свои собственные препараты, собирая и обрабатывая для этой цели растения, минералы и прочие ингредиенты. Первые аптеки в Европе появились в 1100 году нашей эры в монастырях. Монахи готовили лекарственные средства и бесплатно отпускали их нуждающимся.

В то же время впервые появились рецепты, которые начинались со слов Cum Deo!(С Богом!). Только спустя 100 лет в Венеции, благодаря развитию Солернской врачебной школы, стали открываться первые городские аптеки.

Арабская культура характеризовалась положительной чертой — стремлением овладеть культурным наследием предыдущих эпох и далее развивать все прогрессивное в нем. Это особенно ярко проявилось в науке. Получила распространение арифметика с применением «арабских цифр» и десятичного исчисления. В геометрии было положено начало тригонометрии, аналитической геометрии и алгебре. Астрономы научились исчислять географические широту и долготу и пришли к мысли о сферичности Земли, которая в свое время окажет влияние на открытия Колумба. Арабы заимствовали из Китая бумагу и порох, но дали миру первые писчие перья, водяные и механические часы, а также первые увеличительные стекла, что привело впоследствии к изобретению телескопа и микроскопа. Культура народов Арабских халифатов, широко использовавшая и переработавшая достижения культуры Древнего Востока и античного мира, распространилась на огромной территории от Гибралтара до Инда.

Cреди ученых в странах Востока исключительное место занимали ученые Хорезма. «Блестящая плеяда представителей естествознания и медицины средневекового Востока — Абу-Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Джабир ибн Хайан, известные в Европе под именами Разеса и Гебера, Абу Юсуф Якуб Исхак ал-Кинди, Абу-Абдуллах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми — значительно ранее европейских ученых ознакомились с научным наследием древнего мира и, творчески его перерабатывая, своими исследованиями и наблюдениями способствовали развитию этих наук. Благодаря им Ар-Рази (Разес) Европа познакомилась с сохраненными в арабских переводах трудами Аристотеля и многих других», — писал член- корреспондент Академии медицинских наук СССР В. М. Карасик.

Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в творчестве Ибн Сины и Ал-Бируни, ученых X–XI вв., членов хорезмийской «академии Мамуна», подлинных энциклопедистов. Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Багдад (VIII–IX вв.) и Кордова (X в.). В Западном Арабском халифате во время его расцвета было 40 библиотек и 10 высших школ. В Западной Европе в то время было только два университета — в Салерно и Париже.

Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина и фармация составляли часть общего образования ученых в Арабских халифатах. На медицину и фармацию в этот период значительное влияние стала оказывать химия.

В VIII–IX вв. появились арабские химики, не только воспринявшие знания и навыки своих александрийских предшественников, но и своеобразно развившие эти знания. Вместо греко-латинского названия «химия» арабы ввели свое название «алхимия». Главное место в алхимии арабы отводили учению о металлах, их получению и очистке, металлическим сплавам и трансмутации металлов.

Одним из первых крупных арабских алхимиков был Джабир ибн Хайан (721-815). Джабиру приписывают авторство «Книги-70», представляющей собой энциклопедию политических, теологических и натурфилософских знаний. В последних главах «Книги-70» содержатся сведения о металлах, минеральных солях и других веществах. Джабир ввел понятие об особых элементах металлов — сере и ртути, рассматривая их символически: серу — как принцип горючести и ртуть — как принцип металличности (блеска). Джабир развил теорию образования и созревания в недрах земли металлов из серы и ртути. Соединяясь подвлиянием земной теплоты сера и ртуть образуют все семь металлов. Труднее образуется золото, наиболее «совершенный» металл. Но его образование под действием теплоты, возможно ускорить, добавив в смесь ртути и серы некий медикамент, «вылечивающий» несовершенные металлы, а еще лучше — «эликсир». Джабиру были хорошо известны вещества, применявшиеся в «тайной науке» александрийцев для превращения металлов (соединения мышьяка, серы, сурьмы, растворы аммиака и др.). Под именем Джабира (Гебера) до нас дошли различные сочинения, одни из них на арабском языке, другие на латинском. Из этих сочинений следует, что Джабир получил серную и азотную кислоты, серебра нитрат, ртуть хлорную. Азотная кислота была им получена при нагревании смесей селитры, медного купороса и квасцов. Он отметил важное свойство воздействия царской водки (смеси соляной и азотной кислоты) на золото, считавшееся до тех пор не поддающимся изменениям. Также были изучены и соли: натрия хлорид, селитра, соли аммония и др. К более позднему периоду относится деятельность другого арабского алхимика — Абу-Бекр Мухаммеда Закарии ар-Рази (865-925). Ар-Рази, или Разес, занимался медициной и алхимическими опытами. До нас дошли его сочинения «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази был атомистом, вместе с тем он придерживался учения Аристотеля о стихиях и верил в возможность трансмутации металлов. В своих сочинениях он описал некоторые приемы приготовления золотоподобных сплавов. В сочинениях ар-Рази упоминаются разнообразные вещества, описываются химическая посуда и различные лабораторные приемы. Предполагают, что ар-Рази создал классификацию веществ, известных в то время. Он разделил их на три большие группы: землистые (минеральные), растительные и животные, предвосхищая распространенную впоследствии систему «трех царств природы». Минеральные вещества по ар-Рази наиболее распространены и составляют шесть отделов: 1) спирты (ртуть, нашатырь и др.); 2) тела (золото, серебро и др.); 3) камни; 4) купоросы; 5) бура; 6) соли. Спиртами (алкоголями) ар-Рази называл все, что при нагревании улетает без остатка. Ар-Рази приводит также список приборов для химических операций: кукурбита, аламбик, приемники, колбы, песчаная баня, водяная баня, фильтр полотняный, стеклянные воронки и многое другое.

Ар-Рази одновременно занимался медициной и основал больницу в Багдаде. Интересно предание о способе, о-помощью которого Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для построения больницы: он развешивал куски мяса в различных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется и не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице существовала школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой.

Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, в некоторых он описывает действие химических препаратов на обезьян.

Заслуживает внимания сочинение персидского медика Миваф-фака, или Абу Мансура, «Трактат об основах фармакологии», написанное в конце X в. Это сочинение важно как источник сведений о химических знаниях того времени, в частности о разработке способов приготовления препаратов, представляющих собой экстрактивные вещества растительного происхождения. В «Трактате» описываются простейшие способы перегонки для получения эфирных масел и дистиллированной воды. Приготовлялись также химические соединения — киноварь и сулема для лечения кожных заболеваний, меди сульфат — для лечения глазных болезней, натуральная сода из золы растений, щелочи, получаемые из карбонатов при действии извести, квасцов, употреблявшихся как вяжущее и кровоостанавливающее средство; натуральная бура, нашатырь, применявшийся как лекарство под названием «нушдар», и, наконец, цинка окись и цинка сульфат, причем последний арабские врачи употребляли при лечении глазных болезней. Далее Абу Мансур указывает на характерные особенности извести, гипса в обыкновенном и прокаленном состоянии и описывает мышьяк, сурьму, железо, глину, медь, свинец, золото, серебро, нефть, смолы, камфару, крахмал, камеди, жиры, из которых приготовляли мыло, и пр. В книге также говорится о старом персидском средстве — мази из ртути и алканы. Абу Мансур указывает также на применение в медицине органических веществ — тростникового сахара и некоторых органических кислот из растений, таких как танин.

Современником ар-Рази был Яйя бек Сараби, перу которого, по-видимому, принадлежат «Медицинская практика» и «Учение о лекарственных средствах». Большой славой пользовался Али ибн-ал-Абрас (умер в 994 г.). Им составлено систематическое руководство всей медицины из 10 книг. Простотой и доступностью изложенного материала это руководство производит впечатление и в настоящее время. В течение столетия книга была основным руководством арабских врачей, до тех пор, пока «Канон медицины» Авиценны не занял ее места.

Вслед за организацией больниц в странах Арабского халифата впервые появились аптеки. Первая регламентированная аптека была открыта в 754 г. в Багдаде (в Европе первые аптеки появились в VIII–X вв.). В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств. Они издали эти правила в форме своеобразных фармакопеи под названием диспенсатория «карабадини». Арабы избегали применения сильнодействующих средств и рекомендовали прибавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень и другие вещества. Для лечения больных они широко использовали легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд. Особое место в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. Слова-термины: алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лоох, нафта, камфара, безоар и многие другие — арабского происхождения. Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы. С лечебной целью они применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и др. Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла. В Дамаске было организовано специальное производство по перегонке ароматных вод, получению душистых мазей и других фармацевтических продуктов.

Развитие аптечного дела как лекарствоведения в Арабских халифатах было тесно связано с достижениями ученых Востока в области химии. Преследуя, в первую очередь, практические цели, больницы и аптеки оказывали большое влияние на развитие медицинских знаний. В халифате встречались некоторые зачатки государственной медицины. Там были специальные должностные лица по наблюдению за больницами и аптеками. Существовали научные учреждения, включавшие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали учреждения Средней Азии — библиотека Саманидов в Бухаре в X в., «Академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI в.

Большую роль в развитии медицинских знаний в средневековье играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского на латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Эти переводчики (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие классиков античной медицины, забытое тогда в Европе. Роль посредников между греками и арабами охотно брали на себя евреи. Среди них известен Иоханиа Месюэ Старший (777-857), прозванный также Иоанном Дамаскином. Он перевел на арабский язык множество греческих произведений. Оригинальным трудом его являются только «Афоризмы». В этот период в руки арабских врачей попадают труды Гиппократа, Галена, Диоскорида, Теофраста. Этим богатством арабы сумели распорядиться самым достойным образом. Даже высоко стоящее учение греков о медицине и лекарствах они углубили и уточнили еще больше и воздвигли великолепное здание собственной медицины.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что врачи Арабских халифатов и Византии сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, Индии и других стран. В то же время они самостоятельно и дальше разрабатывали медицинские знания. Медицина и фармация народов Востока пробудила живое чувство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, ввела в обиход много новых лекарственных средств и усовершенствовала технологию приготовления лекарств.

Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описания их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающихся в медицинских сочинениях», — говорил ар-Рази.

Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, заимствованной главным образом у Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем лекарствоведение, гигиена и изучение инфекционных болезней.

Ссылка на источник: http://maxpark.com/community/politic/content/2333783


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами