Россия, Нестеров, (Пруссия, Шталлупёнен)
Семнадцатого августа 1-я армия генерала П.К. Ренненкампфа пересекла границу. Корпуса начали наступление неравномерно. В результате центральный 3-й армейский корпус (25-я и 27-я пехотные дивизии) генерала Н.А. Епанчина выдвинулся вперед и в районе Шталлупенена был атакован 1-м германским корпусом генерала Г. фон Франсуа, который думал, что удар придется по правому флангу русской армии, а не в центр. На приказ отступать, последовавший от командующего армией, командир корпуса заносчиво ответил: «Передайте генералу фон Притвицу, что генерал фон Франсуа прекратит бой, когда разобьет русских». Эта невероятная самоуверенность чуть ли не обернулась трагедией, ведь растрачивать силы в мелких боях накануне общего сражения не просто бессмысленно, но и опасно.
Особо упорные бои завязались на фронте 27-й дивизии, которая поначалу стала теснить врага. Но неожиданно во второй половине дня немцы ударили во фланг и тыл левофланговому 105-му Оренбургскому полку, шедшему без должной разведки и первоначально перепутавшему врага с частями соседней 40-й дивизии, которая на самом деле оторвалась в сторону и действовала без связи с соседом справа. Германцы разгромили оренбуржцев, тем самым расстроив все наступление: бегущие солдаты внесли панику в некоторые другие полки. Командиру 27-й дивизии генералу А.М. Адариди пришлось собирать свои войска у границы.
В этот день немцы пытались охватить и правый фланг 25-й пехотной дивизии (наступала справа от 27-й), но встретили отпор. А на помощь тут же подоспела соседняя русская 29-я дивизия, которая потеснила противника и уже сама нависла над его флангом.
В это время М. фон Притвиц еще раз отдал приказ отступать, и Г. фон Франсуа стал отходить на Гумбиннен. Промедли, он мог бы быть окружен и уничтожен. Непосредственно над левым флангом корпуса фон Франсуа уже висела 29-я дивизия. Как бы там ни было, немцам удалось благополучно отойти, во многом благодаря медлительности и нерешительности русских войск.
В чем же итог боя? Общие потери 27-й пехотной дивизии составили 63 офицера и 6664 солдата; 1-я армия приостановила наступление до середины следующего дня (хотя это было не в интересах противника), а немцы окончательно установили истинное направление движения врага (у германцев первоначально были сомнения, не направит ли П.К. Ренненкампф удар несколько южнее). Как это ни странно, но Шталлупененский бой, который велся русскими дивизиями без координации со стороны командующего армией, де-факто стал успехом немецких войск. Если бы не трагедия со 105-м полком и более уверенные действия 29-й дивизии, корпус Г. фон Франсуа был бы полностью разгромлен, а последующие успехи противника (т.е. немцев) были бы попросту невозможны.