24 июня 1959 года Никита Хрущев пообещал показать «кузькину мать»


24 июня 1959         РоссияРоссия, Москва

Россия, Москва

24 июня 1959 года в Москве Никита Хрущев пообещал вице-президенту США Ричарду Никсону (Richard Milhous Nixon) показать «кузькину мать»...

Идиома «кузькина мать» привлекла к себе значительное внимание уже позже, 25 сентября 1960 года после выступления Н.С.Хрущёва на 15-й Ассамблее ООН. Переводчик Хрущева Суходрев перевел "кузькину мать" как "мать Кузьмы". Американские журналисты не знали, что это такое, да так и стали писать Kuzma's mother. Кто такая эта мать почему она столь страшна, им было неведомо. Возможно, они полагали, что Кузьма нечто вроде Берии, какой-то монстр. Его, как видно, расстреляли, а мать его осталась, и ее вполне достаточно, чтобы напугать кого хочешь. Потом американцам пояснили, что "показать кузькину мать" - это идиома, означающая сильную угрозу, но откуда происходит само выражение, не сказали. Фразеологический словарь дает лишь смысл "проучить, жестоко наказать". Этимологический словарь Фасмера поясняет, что "кузька" - это такой жук, а Кузьма - имя (от греческого Kosmas), олицетворяющее на Руси кузнечное дело (по созвучию с кузней, отсюда "подкузьмить"). Даль тоже пишет, что Кузьма - это имя и упоминает выражение про его мать - но никаких сведений о происхождении самой идиомы. Так что нам тоже неизвестно, откуда произошел фразеологизм "показать кузькину мать", если только не предположить, что жук кузька очень страшен, а его мать - еще страшнее. Но это вряд ли, ибо слово "кузька" произошло от польского козка - козочка.

Впрочем, в дальнейшем непонятное «Kuzma’s mother» переводчики заменили на другую, часто используемую Хрущёвым в отношении Запада угрозу: «Мы вас похороним» (англ. «We'll bury you»). Так как это выражение употреблялось во время Карибского кризиса и последовавших испытаний термоядерной бомбы, выражение «кузькина мать» использовалось также для обозначения атомных бомб СССР.

А пока Никита Сергеевич неоднократно грозился матерью Кузьмы, как раз завершалась грандиозная работа в сверхсекретной лаборатории "Арзамас-16" по созданию водородной супербомбы мощностью в 100 мегатонн. Что это за мощность? Это в 10 тысяч раз больше, чем бомба, уничтожившая Хиросиму. Хиросима слишком далека от нас, потому применим знакомый масштаб. Если бы такая бомба была взорвана над Москвой, то Москва просто бы исчезла. Ее центр бы испарился (именно: не разрушился бы, а испарился), а остальное превратилось бы в мелкий щебень среди гигантского пожара. Равно как испарился бы центр Нью-Йорка вместе со всеми его небоскребами. То есть от огромных городов осталась бы оплавленная гладкая поверхность диаметром в двадцать километров, окруженная мелкими обломками и пеплом. Нельзя было бы и уцелеть в глубоком метро, ибо заплавило бы все выходы. А города, отстоящие от Москвы (или Нью-Йорка) в 700 километрах, а тем более ближе, были бы разрушены. Скажем, Тула или Филадельфия полностью, Курск и даже Петербург или Бостон и даже Питтсбург в значительной части. Вот именно эту бомбу ее разработчики и создатели назвали "кузькина мать". Конечно, у нее было официальное название "изделие номер такой-то", но именно под названием "кузькина мать" (или просто "кузька") она называлась "среди своих".

Ну а 30 октября 1961 года, Советский Союз испытал пятидесятимегатонную "царь-бомбу", как называли на западе эту "кузькину дочку". Взрыва такой силы на Земле не было со времени столкновения с астероидом, предположительно погубившего динозавров. Политическим результатом этого испытания была демонстрация Советским Союзом владения неограниченным по мощности оружием массового уничтожения.

Ссылка на источник

http://www.rusfact.ru/node/23921


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами