Как украли Мону Лизу

12.09.2017

Как украли Мону Лизу

21 августа 1911 года живописец Луис Беруд установил свой мольберт в Салоне Карре, в одном из 200 помещений Лувра, прямо напротив того места, где Мона Лиза обычно улыбалась своим поклонникам. Беруд много раз писал копии Джоконды, но на этот раз он планировал создать свою собственную модель рядом с картиной и написать ее, используя защитный стеклянный корпус Моны Лизы в качестве зеркала. Луис искал нужное место между своим оборудованием и стеклянным футляром, когда внезапно застыл – на месте, где должна была быть Мона Лиза, было пустое место.

Когда он спросил охранника, где же находится картина, ему сказали, что она расположена в комнате для фотографии, где проводится процедура копирования. Прошло три часа, а Беруд все ждал возвращения картины, но, в конце концов, его терпение не выдержало. Он попросил охранника пойти и посмотреть, почему так долго не возвращают Мону Лизу. Когда охранник вернулся через несколько минут, он признался Беруду, что картину нигде не смогли найти.

Проблема сбыта

портрет Моны Лизы

В то время стоимость оригинала картины Моны Лизы была приблизительно 5 миллионов долларов или 4 миллиона евро (в пересчете на сегодняшние деньги). Но как и кому ее продать? Даже если покупатель был бы готов потратить такую неприличную сумму, картину знают практически во всем мире, и ее легко можно найти после продажи, значит, на поиски вора тоже уйдет немного времени.

Во Франции тогда выдвигали несколько теорий пропажи – одни были уверены, что это настоящая профессиональная кража, а другие считали, что это политическая уловка немцев для унижения французов. Местные парижские художники, среди которых и сам Пабло Пикассо, были привлечены к допросу. Город не мог поверить, что такое сокровище пропало навсегда.

Полуночная сенсация

украли Мону Лизу

В Лувре множество сокровищ, но Мона Лиза за свои годы существования успела превратиться из ценной живописи в настоящую икону. Портрет Моны Лизы имел просто сумасшедшую популярность: плакаты, открытки, кружки, брошюры, фильмы, а также статьи в журналах и газетах. Если бы футболки тогда были в моде, то портрет Моны Лизы печатали бы на каждой из них. Повсюду обсуждали кражу портрета. В Лувр выстраивались толпы людей, чтобыувидеть пустое место, где когда-то висела известная картина. Большинство из этих посетителей даже не видели оригинала. Почему люди пошли в музей, чтобы увидеть произведение искусства, которого там не было, неизвестно никому.

Поиски

Для полного обыска музея потребовалась целая неделя. Все, что было найдено - пустая позолоченная рамка картины на вершине лестницы, должно быть, по которой убегал вор. Деревянная основа, размером 38 × 21 дюймов (97 × 53 см) от полотна Моны Лизы, исчезла. Шли месяцы, затем годы, но продвинуться в поисках картины так и не удавалось.

Письмо от Леонардо

29 ноября 1913 года богатый итальянский арт-дилер Альфредо Джери получил письмо от Леонардо Винченцо. В письме Леонардо предложил вернуть Мону Лизу в Италию, в ее родную страну, за определенную плату. Джери подумал, что Леонардо сумасшедший, но его заинтриговало это письмо, и он согласился устроить встречу во Флоренции. В номере гостиницы Леонардо(невысокий, темноволосый, усатый итальянец) подошел к кровати и достал предмет, обернутый в красный шелк. Он развернул его и показал Гере и Джованни Погги, директорам Флорентийской галереи Уффици. Погги подтвердил подлинность полотна: это была Мона Лиза.

Арестуйте этого человека!

Пока картина временно висела в Уффици, а затем была возвращена в Париж, Леонардо был арестован полицией. Они смогли узнать довольно интересную информацию. Его настоящее имя, как он утверждал, Винченцо Пергуджи. Утром он вошел в Лувр, одетый в белый халат художника, и отправился прямо к девушке своей мечты. В то утро в Салоне Карре никого не было, поэтому Пергуджи просто снял картину с четырех навесных крючков и спрятал ее под своим халатом. Когда он добрался до лестницы, то снял картину с деревянной рамы, заправил полотно Моны Лизы под свой халат и вышел. Все это заняло около 20 минут.

Патриот?

В суде Пергуджи признался ответственным за кражу, но по чисто патриотическим соображениям - картина принадлежала Италии, ведь была написана Леонардо да Винчи, а еще он хотел отомстить Наполеону за его различные итальянские завоевания.

Но во время судебного разбирательства прокуроры подняли преступное прошлое Пергуджи. Он был арестован во Франции за попытку ограбления и незаконное хранение огнестрельного оружия. Более того, дело Пергуджи было заполнено именами арт-дилеров и коллекционеров в Соединенных Штатах и Италии: Джон Морган, Андрю Карнейдж и Альфредо Джери – арт-дилер, который и помог привлечь его к ответственности.

Все дороги ведут в Париж

Возвращение «Джоконды» в Лувр, 1914

Пергуджи приговорили к 380 дням ареста, но отсидел он из этого срока только семь месяцев. После возвращения в Париж он открыл хозяйственный магазин. Смерть патриота Пергуджи постигла в 1927 году.

Мона Лиза благополучно вернулась в Лувр. Сегодня она улыбается из почти неприступного, контролируемого особым климатом пуленепробиваемого стекла и радует более 5 миллионов туристов ежегодно.