10 смыслов знаменитого полотна Малевича «Черный квадрат»

12.09.2017

Казимир Малевич. Автопортрет. 1933 г.

Казимир Малевич в 1915 году создал уникальную картину, вокруг которой появилось огромное количество слухов. То ли это философское зашифрованное послание, то ли просто черный квадрат на белом фоне – пытаются выяснить даже в наше время. Полотно разделило не только жизнь художника, но и всю историю художественного искусства на несколько этапов. Необязательно быть талантливым и гениальным, чтобы нарисовать ровный квадрат. Но остается загадкой, почему этот квадрат пользуется популярностью во всем мире и стоит огромных денег? Прошло около ста лет после его создания, а дискуссии и споры не прекращаются до сих пор. Почему так происходит? Какова настоящая ценность и смысл «Черного квадрата» Малевича? Попробуем в этом разобраться, рассмотрев 10 смыслов знаменитого полотна.

«Черный квадрат» - это темный прямоугольник

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915 г.

Оказывается, если подробней рассмотреть полотно, открывается масса интересных вещей - «Черный квадрат» совсем не черный и не квадрат. Все четыре стороны так называемого «квадрата» абсолютно не параллельны относительно друг друга и любой из сторон обрамляющей картину квадратной рамки. Черный цвет представляет собой не тот черный, который мы видим, а всего лишь результат смешивания различных красок, среди которых черной попросту нет. И совсем это не небрежность создателя, а его принцип к стремлению нарисовать фигуру, которая бы всегда оставалась подвижной и динамичной.

«Черный квадрат» - это неудавшаяся картина

Казимир Малевич за работой

19 декабря 1915 года в Петербурге проходила футуристическая выставка под названием «0,10». Казимиру Малевичу было поручено создать несколько своих творений специально для нее. Сроки были ограничены, и неизвестно, может автора не устраивал результат, то ли он не успевал закончить картину вовремя, и, психанув, нарисовал странный по форме прямоугольник, закрасив его в черный цвет. Когда полотно было закончено, зашедший в мастерскую друг вскрикнул: «Гениально!». Именно благодаря этому случаю Малевич, придумал высший смысл своему «Черному квадрату». Таким образом, на поверхности появился эффект краски, которая растекается. Мистики в этом никакой нет, картина просто не вышла.

Было множество попыток по исследованию полотна, чтобы найти первоначальный вариант, который, возможно, находился бы под поверхностным слоем. Но искусствоведы, ученые и критики уверены – если начать данную процедуру поиска, можно существенно навредить полотну. Поэтому все экспертизы остаются незавершенными.

«Черный квадрат» - это разноцветный куб

Множество раз Казимир Малевич давал понять, что создание картины происходило под воздействием «космического сознания». У большей части людей слабо развито воображение, поэтому в «Черном квадрате» они видят просто черный квадрат. Стоит попробовать включить свое воображение вместо классического восприятия при рассмотрении полотна, и тогда можно понять, что там изображен разноцветный куб.

В картину вложен определенный тайный смысл – мир, который нас окружает, кажется черно-белым и плоским только, если смотреть на него поверхностно. Человеку следует воспринимать мир объемно, во всех его красках, и тогда жизнь кардинально измененится. Большое количество людей инстинктивно притягивала эта картина, и они на подсознательном уровне начинали чувствовать ее разноцветность и объемность.

Черный цвет настолько сильный, что способен поглотить все вокруг, включая и цвет других красок, поэтому очень сложно увидеть в изображенном черном квадрате разноцветный куб. Еще тяжелее рассмотреть белое за черным, правду за ложью, а жизнь за смертью. Если найдутся люди, которым удастся этого достичь, они смогут открыть настоящую философскую формулу.

«Черный квадрат» - это бунт в искусстве

«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»

Интересным направлением авангардного искусства является супрематизм, который стал главным ответвлением русского авангарда. Многие искусные художники смогли испытать его силу, благодаря чему были открыты школы кубизма. Пикассо был помешен на кубизме, но после встречи с «Черным квадратом» Малевича его нрав резко упал. Кубизм достиг такого апогея, что надоел всем творцам и тогда стали появляться другие художественные направления. Рядом с «Черным квадратом» можно было увидеть «Черный круг» и «Черный крест», которые являлись основными элементами системы супрематики.

«Черный квадрат» - это пример гениального пиара

  • Роберт Фладд «Великая тьма», 1617. Иллюстрация понятий макро- и микрокосма

  • Берталь «Вид на La Hougue (под покровом ночи)», 1843

  • Гюстав Доре «Сумеречная история России», 1854

  • Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале», 1882

  • Альфонс Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882

 

С начала XVII века художники проводили самые разнообразные эксперименты с черным цветом. В 1617 году полностью черную картину «Великая тьма» создал Роберт Фладд. Затем после него, почти через 200 лет, в 1843 Берталь нарисовал свой вариант игры с черной краской «La Hougue». Далее, почти без перерывов начали создавать полотна и другие художники: в 1854 году Гюстав Доре написал свою картину «Сумеречная история России», а через несколько лет в 1882 году появилась «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда. В этом же году Альфонс Алле пишет картину «Битва негров в пещере глубокой ночью», которая является плагиатом на работу Билхолда.

Но 1915 год стал решающим, ведь именно тогда «Черный квадрат» Казимира Малевича вышел в открытую публику, получив своих первых поклонников. Картина стала очень популярной за довольно короткие сроки по сравнению со своими другими собратьями, которые были известны только лишь историкам. Такая экстравагантная выходка художника смогла прославить его на века. Еще в то время ему удалось предугадать, что же произойдет в ближайшем будущем касаемо современного искусства. Он тогда уже знал, что главное понимать, как продавать и как подавать, остальное – лишь мелочи.

Малевич сотворил позже не меньше четырех вариаций «Черного квадрата», которые различались не только цветом и фактурой, но и самим рисунком. И причиной этому было желание повторить и даже приумножить успех своего первого шедевра.

«Черный квадрат» - это политический ход

Казимир Малевич у своих работ в Музее художественной культуры в 1924 году

Казимир Малевич, являясь очень тонким стратегом, знал, как можно найти выход из любого положения, которое постоянно менялось в стране. Большое количество авторов царской России рисовали похожие «черные квадраты», но они были незаметными и малоизвестными. Когда же в 1915 году в свет вышел «Черный квадрат», он смог обрести абсолютно другой и актуальный смысл: автор представил революционное искусство ради блага новой эпохи и нового народа.

Но если рассмотреть более детально «Квадрат», то можно прийти к выводу, что рисунок к искусству и творчеству не относится. «Черный квадрат» был декларацией окончания традиционного искусства. Малевич был большевиком в искусстве и культуре, поэтому шел по стопам новой власти, а власть, соответственно, верила ему. Пока к управлению страной не пришел Сталин, у Малевича было несколько довольно почетных должностей, а в перспективе – будущий комиссар Наркомпроса ИЗО.

«Черный квадрат» - это отказ от содержания

Формализм – довольно интересное направление, где в работах позиционируется небуквальное повествование в художественной форме. Полотно «Черный квадрат» может прекрасно продемонстрировать понимание формализма художником. Малевич, создавая свой шедевр, опирался не на понятия «контекст» или «содержание», а на «баланс», «динамическое напряжение» и «перспектива». Он признал то, что его современники не смогли. Современные художники видят в работе фактическое, а для простых людей «Черный квадрат» - «просто квадрат».

«Черный квадрат» - это вызов православию

«Черный квадрат» в «красном углу» выставки «0,10», Санкт-Петербург, декабрь 1915 г.

Футуристическая выставка «0,10» стала для «Черного квадрата» Малевича началом чего-то нового и неизведанного. Помимо этой работы, было выставлено 39 других работ художника, но в заветном месте под названием «красный угол» находился именно «Черный квадрат». «Красный угол» - место в доме, где вешали святые иконы в верующих семьях - это давняя традиция русского народа.

На выставке присутствовало множество критиков-искусствоведов, которые отнеслись к картине, как к вызову православию и даже антихристианским жесту. Самый известный в то время художественный критик Александр Бенуа писал: «Конечно, это та самая икона, которую футуристы воспринимают взамен Мадонны».

«Черный квадрат» - это кризис идей в искусстве

Малевича некоторые воспринимают, как гуру современного искусства, а другие обвиняют его в смерти классической культуры. В современном мире кто угодно может преподнести себя, как художника и сделать заявление, что его «шедевры» имеют самую высокую художественную ценность.

К искусству теперь относятся совсем не так, как раньше, можно даже сказать, что оно изжило себя. Большая часть критиков придерживается одного мнения, что после «Черного квадрата» Малевича, больше никто ничего выдающегося создать не смог. Художники ХХ века утратили вдохновение, многие пребывали в тюрьмах, находились в эмиграциях или ссылках.

«Черный квадрат» - это шарлатанство

Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915

Шарлатаны настолько искусны, что способны обманывать людей и даже заставлять их быть убежденными в правоте лжи или в том, чего нет в реальности. Они имеют тенденцию называть глупыми и отсталыми тех, кого удалось одурачить. То есть считают их за тупиц, которые абсолютно ни в чем не разбираются, и им тяжело воспринимать прекрасное и высокое. Такой эффект получил название «Эффект голого короля», смысл которого заключается в стеснении сказать правду, ведь их засмеют.

Квадрат – это примитивный рисунок, к которому можно отнести любой глубокий смысл, ведь человеческая фантазия безгранична. Многие люди, которые не понимают, что хотел художник передать, написав «Черных квадрат», стараются придумать свой хороший повод для восхищения при рассмотрении картины и навязать его другим.

Картина Малевича, написанная в таком далеком 1915 году, до сих пор является главной темой для споров и обсуждения в русской живописи. Кто-то воспринимает «Черный квадрат», как прямоугольную трапецию, другие, как послание, которое необходимо разгадать, ведь именно для этого художник и сотворил сие чудо. А о чем думаете вы, глядя на «Черный квадрат»?