Рижский Домский собор


1211         ЛатвияЛатвия, Рига

Строительство собора началось 8 столетий назад, в 1211 году, по указанию рижского епископа Альберта (Альбрехта фон Буксхевдена). Храм должен был символизировать успехи в завоевании Ливонии.

Торжественная церемония закладки собора в честь Святой Марии на месте сгоревшего рыбацкого поселка ливов состоялась 25 июля, в день святого Якоба.

Здание возводилось местными строителями под руководством приглашенных немецких и голландских мастеров. Главный священник не жалел средств и лично контролировал ход строительства. Однако строительство растянулось на долгие десятилетия.

Основатель Риги, епископ Альберт, умерший в 1229 г., был похоронен в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Могила Альберта не найдена до сих пор.

В связи с этим существует легенда о подземном ходе из алтаря собора, ведущем в подземелье с несметными сокровищами. План подземелий и ключ от хода находятся в Ватикане.

Претерпев значительные изменения первоначального плана, собор в целом был достроен к 1270 году. Внутреннее убранство храма было уничтожено после периода Реформации и пожара 1547 г. В этом же году была построена башня собора.

Спустя полвека ее надстроили и воздвигли деревянный шпиль, переживший 4 удара молнии и простоявший до 1766 г.

Примерно 200 лет назад, в конце XVIII века, собор обрел свой нынешний вид. После очередной перестройки башни в 1776 г. над ней был выстроен небольшой куполообразный шпиль в стиле барокко, увенчанный петушком.

Уникальность петушка заключалась в том, что одна его сторона имела золотой цвет, а другая – черный. По этой фигуре предсказывали ветер и успех торговли.

Специалисты же объясняют почернение петушка влиянием влажного морского климата. Сегодня переживший две мировые войны петушок хранится в Крестовой галерее.

Благодаря многократным перестройкам в облике Домского собора органично сплелись элементы различных архитектурных стилей – романского, раннеготического, барокко, ренессанса и модерна (югендстиля).

Интерьер собора

Современный интерьер Домского собора в основном был создан в последней четверти XIX века, в период возрождения храма.

Скромное внутреннее убранство храма выполнено в готическом стиле. Никого не оставляют равнодушным великолепные витражи в готических окнах здания.

Эти картины из кусочков цветного стекла, созданные руками талантливых мастеров более ста лет назад, воссоздают сцены закладки первого камня собора, встречи шведского короля, провозглашения свободы вероисповедания в 1525 г. Часть витражей была утрачена в период Второй мировой войны.

От эпохи средневековья в соборе сохранилась резьба по дереву: две скамьи украшают картины «Адам и Ева в раю» и «Святая Мария», резная кафедра в стиле барокко середины XVII века.

Северный вход собора украшает «Райский портал» с живописным изображением коронования Марии.

Орган Домского собора

Настоящая гордость и подлинное украшение Домского собора в Риге – его орган, ставший своеобразной музыкальной эмблемой Латвии.

Домский орган – один из наиболее ценных исторических инструментов в мире. На момент создания он являлся крупнейшим в мире, а сегодня входит в число самых крупных органов Европы.

Первый орган был построен в 1603 г., прослужив почти три столетия. В 1883-1884 году немецкие мастера из Людвигсбурга изготовили и установили новый орган, звучание которого можно слышать и сегодня.

Его размеры не могут не впечатлять: ширина инструмента составляет 11 м, а высота сопоставима с девятиэтажным домом (25 м). В конструкцию, имеющую 124 регистра, входят 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м.

Уникальную художественную ценность имеет проспект – многоярусное обрамление центральной части органа. Он выполнен в стиле раннего барокко (маньеризма) и относится к 1599-1601 гг.

Фигуры ангелов, причудливых животных и цветочные гирлянды с помощью филигранной резьбы сплелись в единый потрясающий узор.

Как и сам храм, орган неоднократно перестраивался и реставрировался. В начале XX века был снесен нижний балкон, а трубы с него перенесены на самый верх инструмента. В 1962 г. был заново создан ряд труб, утраченных в годы Второй мировой войны.

В 1980-х гг. голландские специалисты провели реставрацию органа, вернув два балкона с установленными на них пультами управления. В настоящее время проводится реставрация проспекта, и внутри собора стоят леса.

Выдающийся венгерский композитор Ференц Лист специально для органа Домского собора написал композицию «Восхваляя Бога».

Отличительные черты органа – многокрасочность и насыщенность звучания, ведь он способен передать звучание любого музыкального инструмента, звук ветра и волн.

Прекрасная акустика Домского собора позволяет слушателям насладиться неповторимой красотой звучания этого удивительного инструмента.

Современное состояние собора

Сегодня жемчужина Риги находится под угрозой разрушения. Собор входит в список 100 мировых памятников, находящихся на грани исчезновения.

Виной такого состояния – изношенность конструкций за 800 лет существования собора, нарушения технологии при проведении реставрационных работ. Здание постепенно оседает, башня собора отклонена от вертикали на 63 см. Из-за деформации башни с нее были сняты колокола.

Сейчас Домский собор стоит в строительных лесах: с 2011 года началась масштабная реставрация всего архитектурного комплекса, рассчитанная на 10 лет.

Ссылка на источник: http://vpribaltike.com/latviya/lv-gid/lv-goroda/riga/domskiy-sobor-v-rige.html


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм




Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб