Монастырь Санаин


X—XIII век         АрменияАрмения

Монастырь расположен в одноименном селе, на небольшом горном плато, у каньона реки Дебед, на высоте 1000 м над уровнем моря. По другую сторону реки находится город Алаверди, дорога от которого до монастыря начинается у древнего Санаинского моста.

Точная дата основания монастыря не установлена. Однако известно, что в X-XI в. Число монахов здесь достигло нескольких сот человек. Предполагают, что это были армянские священнослужители, изгнанные из Византии императором Романом Лакапином. В этот период Санаин приобрел значение просветительского центра Армении, школа при его монастыре была преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия Григора Магистроса Пахлавуни. Большое внимание в ней уделялось изучению гуманитарных наук, здесь преподавали выдающиеся ученые и просветители Средневековья – Теодорос, Вардан, Анания и другие, прозванные Санаинскими.

Монастырь занимает небольшую, около 2 га территорию, в центральной части которого, вокруг главного храма Санаина – Сурб Аствацацин – построены церковь Аменапркич и часовня Сурб Григор (X в.), здание академии (XI в.), книгохранилище (1063г.), здание галереи (конец X в.), притвор (1181г.) и колокольня (XIII в.).

Сурб Аствацацин – древнейшее из сохранившихся сооружений монастыря. Здание, сложенное из полутесаного базальта, представляет собой крестовокупольный храм с четырьмя пределами по всем сторонам. Уцелевшие фрагменты штукатурки со следами росписи позволяют предположить, что интерьер церкви был украшен стенописями. С течением веков церковь неоднократно ремонтировалась и частично перестраивалась. Так, в 1652г. был надстроен купол.

Церковь Аменапркич – самый крупный из всех памятников Санаина. В X в. Она служила кафедральным собором Лорийского царства. Это сооружение относиться к тому же крестовокупольному типу, что и Сурб Аствацацин, от которой ее отличает лишь кладка, выполненная из чисто тесаных квадратов базальта, да детали, обусловленные большими размерами церкви. Достопримечательность этой церкви – помещение в верхней части восточного фасада скульптурная группа – цари Кюрике и Смбат, держащие в руках модель храма. Турки-сельджуки в 1064 г., а затем персы в 1104г. разграбили собор вместе с другими храмами Санаина. Дело завершило землетрясение 1139 г., которое значительно повредило весь ансамбль памятников. Последующие реставрации XIII-XIX в. Восстановив облик церквей, не вернули им, к сожалению, былого великолепия убранства.

Между церквями Сурб Аствацацин и Сурб Аменапркич строителями X в. Был оставлен узкий проход. Однако зодчие вскоре убедились в том, что частые землетрясения в этих местах могут разрушить церкви. Ими было принято остроумное и чрезвычайно правильное с инженерной точки зрения решение – заполнить пространство между церквами еще одной постройкой, которая создаст единую объемно-пространственную композицию, что значительно повысит сейсмическую устойчивость всех этих сооружений. Такой постройкой стало помещение Академии. Композиция его представляет каркасную конструкцию однонефной галереи с мощными арками и устоями, перекрытую каменными плитами.

Книгохранилище Санаина – крупнейшее средневековое книгохранилище Армении. Возведено оно было на средства и по повелению царевны Грануш. В нем сохранялись не только манускрипты, но и всевозможная ценна утварь монастыря. Квадратное в плане помещение книгохранилища увенчано восьмигранным шатром. Основной свет в течение дня проникает в помещение через круглый проем в его вершине, он же служит и для вентиляции. Роль шкафов здесь играли разнообразные по величине, форме и высоте положения десять ниш. Для защиты помещения книгохранилища от солнца, ветра, дождя и снега, создания перед ним своеобразного климатического «шлюза» — вдоль его южной стены была возведена галерея, которая кроме как место для бесед использовалась в качестве усыпальницы знатных лиц. В ней до сих пор сохранилось надгробие княгины Нарджис, сестры Закарэ и Иванэ Захаридов.

Притвор монастыря в Санаине возведен на месте более раннего, разрушенного иноземцами и землетрясением. Новое помещение представляет собой квадратный зал, украшенный четырьмя центральными колоннами. Шатер притвора вытянут по высоте, это впечатление усиливается его восьмигранной формой со световым отверстием, сосредотачивающим взгляд зрителя на виднеющемся в вышине голубом небе. Лаконичные внешние формы притвора дошли до нас без существенных изменений.

Последним монументальным сооружением монастыря была колокольня. В отличие от деревянных вышек, часто служивших в средневековой Армении колокольнями, эта представляет собой квадратную в плане трехэтажную башню, увенчанную шестигранной ротондой, в которой висели колокола. Три различных по назначению этажа использовались следующим образом. Первый, в настоящее время основательно перестроенный, служил монастырским складом. Второй, состоящий из трех небольших пределов, использовался как молельня при монашеских бдениях. В просторном и светлом помещении третьего этажа, вероятно, работали переписчики рукописей.

Рядом с основным комплексом расположена усыпальница семейства Захаридов. За пределами монастыря сохранилась церковь Сурб Арутюн XIII в. Это миниатюрное, квадратное в плане здание со сводчатым залом и двускатной кровлей. От всех прочих ее отличает наличие двух алтарных апсид, что делает ее скорее поминальной часовней. Правый алтарь ее был посвящен Воскресению, левый – Св. Григору, в память, вероятно, Григора Тутеворди, чей надгробный хачкар находится на территории монастыря.

Ссылка на источник: http://kanepyan.ru/monastyr/


Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб