Мавзолей Хомейни


1989         ИранИран, Тегеран

Мавзолей открыт для посещения круглосуточно и для прохода вовнутрь совершенно не обязательно быть мусульманином. Высота главного купола – более 100 метров. Четыре минарета, высота которых составляет 91 метр – именно столько лет прожил Хомейни. Видимо, мавзолей этот строят не торопясь (с 3 июня 1989 года) потому, что строят на века. Или потому, что строят на пожертвования, хотя по слухам правительство Ирана тоже вложило в проект около двух миллиардов долларов.

Стены зала сделаны из отполированного белого мрамора. Пол зала тоже мраморный и, как и вообще все полы в мавзолее, покрыт коврами, но не дорогими персидскими, а современными полусинтетическими. И покрыт не везде. Сам зал делится на мужскую и женскую половину, точнее на женские 25% справа и мужские 75% слева. Ближе к женской половине собственно и стоит гробница Хомейни – так, чтобы почитатели обоих полов имели к ней доступ со своей стороны.

Гробница представляет из себя, как бы это правильно описать, большую металлическую клетку. Довольно стильно выполненная из современных материалов клетка, украшена в верхней части зеленой тканью, арабской вязью и гирляндой зеленых электрических лампочек. В виде клетки гробница сделана с одной стороны для того, чтобы оградить гроб с телом от домогательств особенно неистовых поклонников, а с другой стороны, чтобы люди могли свободно взирать на гроб с телом Хомейни и просить у него помощи, так сказать, непосредственно. К тому же в ячейки клетки так удобно кидать деньги – купюрами завален весь внутренний периметр гробницы.

Гроб с телом Хомейни стоит внутри этой клетки на невысокой подставке. И гроб, и его подставка, покрыты зеленой тканью. У изголовья стоит стойка с Кораном. Рядом расположена еще одна подставка, также покрытая зеленой тканью и на которой тоже есть стойка с Кораном, а рядом лежат и другие книги. Возможно, это самое почетное место для совершения молитв или проповедей. Довершает композицию свисающая с потолка хрустальная люстра с лампочками все того же зеленого цвета, спрятанными в плафоны в виде тюльпанов - иранского символа мученичества. В общем, выглядит все это очень скромно, совершенно не пафосно и как-то по домашнему (быть может, еще и потому, что «заведует» мавзолеем внук Хомейни – Хассан). Впрочем, скорее всего, такая нарочитая скромность усыпальницы вождя Исламской революции сделана не случайно, а с пропагандистскими целями.

Под стать и общая демократичная атмосфера в мавзолее – люди сидят, ходят, разговаривают (хотя и вполголоса), очень много фотографируют, даже – спят. Но многие и занимаются «прямыми обязанностями» – молятся или подолгу стоят у гробницы, видимо о чем-то прося покойного Хомейни.

С обратной стороны мавзолейного комплекса (противоположной входу), несколько подсвеченных фонтанов. Мавзолей Имама Хомейни – это такой островок на оживленный трассе, где каждый найдет себе пристанище и занятие по душе.

Родился Рухолла («Божий дух») Аль-Мусави 17 мая 1900 года (хотя иногда приводят 1898 и 1903 годы) в городке Хомейн (отсюда его самое распространенное имя - Аль-Хомейни), в семье аятоллы Мустафы Мусави, потомка пророка Мухаммеда по линии Фатимы аз-Захры. Отца будущего основателя исламской республики убили по приказу шаха, когда мальчик был еще младенцем, мать умерла, когда Рухолле исполнилось 15 лет. Заботу о его воспитании взял на себя старший брат.

В 1920 году Рухолла переехал в город Арак, а затем в Кум, где закончил медресе и получил степень ученого-богослова. К этому времени Хомейни уже был ярым противником монархии, он считал, что шахи династии Пехлеви, не будучи прямыми потомками пророка, не имели права руководить мусульманами Ирана, что они незаконно узурпировали власть (это полная правда – Реза Пехлеви пришел к власти с помощью государственного переворота) и должны быть низвергнуты. Кроме того, пылкому Хомейни не нравилась и явная прозападная политика шахов, да и вообще их попытка превратить Иран в европеизированную страну, сопровождающаяся повсеместным отказом от исламских традиций.

В 1937 году, в уже зрелом возрасте, Рухолла совершил хадж в Мекку. В конце 1950 годов он получает высокое духовное шиитское звание аятоллы («божественное знамение») и возглавляет религиозную оппозицию, а в 1961 году за свою активную деятельность он удостаивается звания Великого аятоллы.

В 1962 году Хомейни выступает против законопроекта, разрешавшего избираться в органы государственной власти не только мусульманам, но и представителям других религий. Его задел даже не этот факт, а то, что избранным немусульманам разрешалось принимать присягу на любой священной книге, а не только на Коране. Хомейни направил шаху и правительству ноты протеста и опубликовал специальное послание всем верующим – он призывал к бойкоту шахских законов (они все же были приняты и стали основой «Белой революции») и свержению режима вооруженным путем. Шах ответил арестом Хомейни, однако, в связи с активными протестами населения, его через две недели (по другим данным – два месяца) отпустили под надзор полиции. В 1964 году, подальше от греха, имама и его сына Мустафу выслали в Турцию. Но и находясь в эмиграции на протяжении 14 лет (в Турции, Ираке и Франции), Хомейни продолжал оставаться духовным и идейным лидером становящейся все более мощной иранской оппозиции.

В 1979 году шах решил, что с него хватит (ему надоели активные выступления в защиту Хомейни с призывами разобраться в таинственных причинах смерти сына имама), и покинул Иран. Казалось, победа близка. С каким восторгом люди встречали 31 января 1979 года самолет с возвращающимся на Родину Имамом Хомейни. Однако, победа оказалась неоднозначной. 11 февраля 1979 года Хомейни объявил о триумфе революции. Но тут же назвал эту революцию Исламской и предупредил, что жизнь теперь будет идти по-другому. По законам шариата.

Одним из первых указов Хомейни был создан Корпус стражей Исламской революции, главной целью которого стал поиск недовольных и нарушающих нормы исламской морали. Вскоре была принята и новая конституция, согласно которой самым главным в стране объявлялся Великий аятолла.

Будучи уже глубоким стариком, Хомейни руководил вооруженными силами в ходе Ирано-иракской войны, и умер вскоре после ее окончания - 3 июня 1989 года. В этот день, как я уже отмечал, и начали строить достойный его личности мемориальный комплекс. А на сами похороны пришли около десяти миллионов человек.

1 февраля 1979 года, Хомейни выступил с речью на соседнем кладбище Бехеште-Захра («Рай Захры» – Захрой – «сияющей» прозвали дочь Пророка Мухаммеда Фатиму). Позже на этом кладбище были похоронены около двухсот тысяч погибших во время Ирано-иракской войны. Там же хоронили и видных деятелей Исламской революции – видимо Хомейни решил быть поближе к соратникам.

Ссылка на источник: http://inotex.negusexpo.ru/attractions/11/287.html


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм


Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб