Кафедральный собор в Турне


1191         БельгияБельгия, Турне

Кафедральный собор находится в самом центре Турне, в непосредственной близости от Большой площади, примерно в 1 км к юго-западу от железнодорожного вокзала. В 2000 году он был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Располагавшийся на пересечении важных дорог Турне – тогда Турнакум – уже с 1 века до нашей эры являлся одним из административных и военных центров римлян. Христианство распространилось в городе в конце 3 – начале 4 веков, а в 5 веке возникло епископство с центром в Турне.

В 5 веке по инициативе святого Элевтерия, являвшегося в то время епископом Турне, в городе началось сооружение первого собора. Вскоре он стал кафедральным собором объединенного епископства Нуайона и Турне, которое существовало с 532 по 1146 год. Второй собор, построенный в 9-11 веках, дважды горел – в 881 и в 1066 годах.

В начале 12 века началось строительство нынешнего собора. В 1171 году он был освящен. В 1243 году вместо романского хора был возведен новый в стиле лучистой готики, что свидетельствует о влиянии французской готической архитектуры, воплотившейся в соборах Амьена и Суассона. В начале 14 века был построен западный портал в готическом стиле.

В 1566 году собор был разграблен иконоборцами, которые уничтожили большую часть средневекового убранства. В конце 18 века в эпоху Французской революции собор понес новые потери: он лишился алтарей, мраморной отделки, колоколов. Богослужения в соборе возобновилось в начале 19 века. Постепенно внутренний вид собора был приведен в порядок, в том числе и благодаря восстановительным работам, продолжавшимся 40 лет.

В мае 1940 года Турне подвергся интенсивным немецким бомбардировкам, в результате которых была уничтожена готическая капелла 16 века, примыкавшая к северному боковому нефу.

Общая длина собора составляет 134 метра, что соответствует длине собора Парижской Богоматери. Общая длина хора равняется 58 метрам (для сравнения: 38 метров – в парижском соборе, 64 метров – в соборе Амьена). Длина нефа составляет 48 метров; ширина вместе с капеллами – 20 метров, без капелл – 11 метров. Ширина трансепта – 14 метров, а его длина – 67 метров, что на 20 метров больше, чем в парижском соборе.

Романский неф, основания двух башен и боковые нефы с верхними галереями представляют собой самую древнюю часть собора. Их датируют концом 11 – первой половиной 12 веков. Подобно англороманским церквям, неф собора в Турне делится на четыре уровня: нижний, уровень галерей, глухой трифорий и открытый этаж. К 12 веку относятся лишь своды боковых нефов. Своды расположенных над ними галерей выполнены в 17 веке, а центрального нефа – в 18 веке.

Примечательно внутреннее архитектурное убранство собора. Ни одна из капителей, венчающих колонны, не повторяется: они выполнены как с использованием растительного орнамента, так и в виде антропоморфных или зооморфных изображений. Например, можно увидеть скульптурные изображения древнеегипетских божеств – Ибиса и Аписа – в виде голов птицы и быка, франкской королевы Фредегунды, передающей меч своему супругу, человеческих голов во фригийских колпаках и так далее. Изначально все капители, как и стены нефа, были покрыты разноцветными росписями и позолотой: остатки краски еще можно различить в некоторых местах.

Трансепт лишен гармоничности и целостности нефа, однако он поражает своими размерами. Эта часть собора претерпела ряд изменений во второй половине 12 века, поскольку предполагалось сооружение более высоких стен. В результате по обеим сторонам трансепта появились полукруглые апсиды, что свидетельствует о влиянии французской архитектуры. Трансепт представляет собой своего рода «собор в соборе».

К хору собора можно применить определение «гигантский». Это связано с тем, что в эпоху строительства собора, диоцез с центром в Турне охватывал большие территории (включая города Брюгге, Гент, Лилль) и насчитывал большое количество прихожан, которых нужно было где-то разместить во время богослужений. Хор протяженностью 58 метров включает шесть прямоугольных пролетов и завершается глубокой семигранной апсидой. Его высота и освещенность являются выдающимися для постройки начала 13 века. Хор состоит из трех уровней: аркад, трифория с парными стрельчатыми проемами и ряда из 19 высоких окон. В оформлении хораочевидно влияние архитектуры соборов в Амьене и Суассоне. Хор окружен просторной галереей, за которой размещается несколько капелл. Пять из них примыкают к апсиде, и еще по пять расположено с северной и с южной стороны отапсиды.

Великолепный амвон отделяет готический хор от остального, выполненного в романском стиле, пространства собора, а также служит преградой, за которой расположены помещения, доступные лишь церковнослужителям. В 1566 году,готический амвон был разрушен, поскольку сторонники Реформации стремились вернуться к более простым ритуалам первых христиан. Когда политические страсти улеглись, архитектор де Вринд, который руководствовался традицией сооружения триумфальных арок, спроектировал новый амвон. Влияние итальянского ренессансапрослеживается в выборе использованных материалов: отдельные фрагменты амвонавыполнены на основе штукатурки с помощью приема имитации мраморной поверхности. Амвон был закончен к 1572 году. Восемь дорических колонн из полированной яшмы пурпурного цвета поддерживают три арки. Основания и капителиколонн выполнены из черного мрамора. Украшением амвона служат двенадцать барельефов с изображением основных сцен Страстей Христовых и сюжетов из Ветхого завета. Над арками установлены три статуи из алебастра: в центре – статуя Богоматери с младенцем, а по сторонам от нее – святые Пиат и Элевтерий, который держит в руках макет собора.

Готический портик, украшающий западный фасад собора, имеет двойной портал. Скульптуры, расположенные в нижней части фасада, относятся к различным эпохам (14, 16 и 17 векам) и представляют собой фигуры святых, а также сцены из Ветхого Завета или из истории города. Выше находится большое романское окно-роза, увенчанное треугольным фронтоном с двумя круглыми островерхими башенками по бокам.

Над пересечением нефа и трансепта возвышается пять романских башен, которые имеют приблизительно равную высоту – около 83 метров (против 69 метров в парижском соборе). В архитектурном облике башен уже прослеживаются черты готического искусства. Благодаря этим башням, Турне в свое время прозвали «городом пяти колоколен». В центре находится мощная квадратная башня-фонарь, которую снаружи поддерживают четыре огромных опоры. Башня увенчана восьмиугольной крышей, имеющей форму пирамиды. Ее четыре угла украшены пирамидионами. Башни, расположенные с четырех сторон от центральной, также имеют пирамидальную крышу, но четырехугольной формы.

Ближайшими к хору являются башни святого Иоанна (Tour Saint-Jean) и Марии (Tour Marie). Последняя названа так потому, что в ней находится соборный колокол «Мари-Понтуаз» (Marie-Pontoise). Эти две башни выполнены в романском стиле. С противоположной, западной, стороны находятся башни Брюнен (Tour de Brunin) и Трей (Tour de la Treille). Хотя эти башни также относятся к романской архитектуре, однако их отличают высокие готические окна. В башне Брюнен прежде располагалась тюрьма соборного капитула. По легенде, она названа по имени первого узника этой тюрьмы. Название второй башни, в переводе означающее «беседка из виноградных лоз», напоминает о том, что раньше у подножия башни находились виноградник и винодельня.

В августе 1999 года собор серьезно пострадал от сильнейшего смерча. В 2000 году начались временные работы по укреплению здания и, в особенности, башен. К 2006 году были собраны средства для проведения полноценных реставрационных работ, которые должны продлиться несколько лет. Тем не менее, восстановительные работы и археологические раскопки осуществляются так, чтобы, по возможности, не мешать церковным службам, а также посещению собора верующими и туристами.

Ссылка на источник: http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/4064/?q=497&plint=4064


Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб