Фламандские монашеские общины — Бегинажи


XII век         БельгияБельгия, Нидерланды, Германия

XIII век выдался непростым… Европу раздирали бесконечные междоусобные войны, шел передел земель и сфер влияния. В то же время церковь продолжала подстрекать феодалов на борьбу с неверными и еретиками, крестовые походы продолжались один за другим – четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой… А также альбигойский крестовый поход, организованный против религиозного течения катаров. Только во время альбигойских войн было уничтожено порядка миллиона человек. А сколько погибло в прочих войнах того времени? Практически бесчисленное количество людей. И преимущественно, конечно, мужчины. Что же оставалось делать женщинам?

Роль средневековой женщины была совершенно незавидной. Мужья, сыновья, возлюбленные уходили на войну и не возвращались. Даже девушки благородных кровей не могли найти себе женихов. И вот, чтобы как-то упорядочить свою жизнь, придать ей смысл, облегчить свое существование и найти опору, женщины стали объединяться в совместные общины. В те времена религия присутствовала практически во всех сферах жизни и совсем не удивительно, что эти общины стали носить религиозный характер. Да и религия это всегда, своего рода система, порядок – то есть именно то, к чему стремились потерявшие смысл в жизни женщины. Лишь в религии они могли найти покой, и лишь в единении безопасность.

Многие стремились попасть в уже существующие монастыри, присоединиться к различным монашеским орденам. Но часто терпели в этом неудачу, монастыри были переполнены, да и женщина в те времена часто рассматривалась как источник зла, способный отравить любую благочестивую душу. Потому несчастным приходилось создавать собственные общины и жить по собственному укладу, часто близкому к монашеству, но отнюдь не тождественным ему. Именно так и зародилось в XII веке религиозное движение бегинок, получившее массовое распространение в Нидерландах к XIII веку.

Бегинки селились компактно, часто на окраине городов, где строили себе дома. Порой такой квартал, называемый бегинаж, образовывал целый город в городе. И ярким примером такого городка является бегинаж в бельгийском Лёвине, не случайно называемым большим. Этот необычайно квартал, вместе с другими фламандскими бегинажами, что сохранились до наших дней, в 1998 году был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первое упоминание о бегинаже в Лёвине отходит к 1232 году, но известный фламандский историк Юст Липсий, относит возникновение поселения бегинок к 1205 году. И это одно из крупнейших поселений такого типа во Фландрии. Квартал насчитывает около ста домов, расположенных вдоль узких улочек вокруг нескольких площадей. Когда-то здесь проживало несколько сотен представительниц религиозной общины. Бегинаж также делится на три района протекающей здесь рекой Диль, через которую перекинуто несколько мостов.

Место очень красивое, настоящее царство красного кирпича. Построек XIII века, конечно, не сохранилось, но есть несколько домов (вроде как пять) оставшихся от века XVI-го. Остальные дома и домики это уже XVII век и более поздние. Но дух средних веков здесь ощущается по сию пору. Хотя и бегинок сейчас здесь уже нет, говорят, что последняя, из проживающих в Лёвене, умерла в 1988 году. Сейчас бегинаж принадлежит Лёвенскому католическому университету.

Бегинки жили по укладу близкому к монашескому, они молились, вели благочестивый образ жизни, помогали больным и страждущим, воспитывали сирот, занимались миссионерством. Но как такового строгого устава у них не было, к официальной церкви их движение не принадлежало. Бегинки имели право в любой момент покинуть общину. Что довольно часто и случалось, если женщинам удавалось найти себе мужа. Если же что-то в мирской жизни шло не так, то также не было особых препятствий к тому, чтобы вернуться в общину. Наверняка такие удобные правила вызывали зависть и неприязнь во многих монашеских орденах официальной церкви.

Каждая община самостоятельно устанавливала для себя правила, а также выбирала лидера или, если ее можно так назвать, настоятельницу. Женщины занимались ремеслами, плели кружева, выполняли другую работу, тем самым зарабатывая себе на существования. Иногда бегинажи получали неплохой доход за счет наследств, которые одинокие бегинки оставляли в пользу общины, и разных пожертвований. Не удивительно, что при таких условиях движение бегинок в XIII-XIV веках приобрело довольно большую популярность.

Но вместе с популярностью для одной стороны общества росла и неприязнь со стороны другой. Бегинки хотели все большей самостоятельности в вопросах веры, но были вынуждены постоянно взаимодействовать со священнослужителями. В конце концов в среде бегинок зародились сомнения в необходимости посредников в деле общения с Господом. Многие стали считать, что душа может объединиться с божественной, принять в себя волю Бога без лишних институтов, напрямую. Это не могло не насторожить официальную церковь, так как все это ставило под сомнение ее авторитет. Более того вызывала много вопросов и миссионерское движение бегинок.

Если в начале среди благочестивых женщин преобладали дамы из довольно обеспеченных семей, то в период расцвета движения общины все больше наполнялись людьми из самых бедных слоев общества и, порой, бегинские проповедницы не имели никакого церковного образования. И вследствие этого очень часто то, что они проповедовали граничило с ересью в глазах церкви.

Таким образом переодически деятельность бегинок оказывалась под полным запретом и они подвергались преследованию. Тем не менее общины сохранялись, а в XVII веке многие из них, как например и Большой бегинаж в Лёвене, пережили период повторного расцвета. В период с 1650 по 1670 здесь проживало порядка 360 бегинок, в этот же период была построена и большая часть сохранившихся строений.

Закат Большого бегинажа пришел вместе с французскими революционерами, не отличавшимися большой религиозностью. Комиссия по социальному обеспечению преобразовала бегинаж в богадельню. Бегинкам разрешили остаться, но часть комнат и пустые квартиры отдали нищим, больным, старикам. Что, конечно, не могло не привести к тому, что дома к середине XX века оказались в крайне плачевном состоянии. У людей, долгое время проживающих в них, не было средств даже на простейший ремонт.

В конце концов территорию бегинажа решили отдать под застройку, но вмешался Лёвинский университет, который попросил, чтобы территорию отдали ему. И в 1960-1980 годах силами университета была выполнена реконструкция. Бегинаж вновь заиграл живыми красками.

Ссылка на источник: http://ren-ar.livejournal.com/124723.html


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

https://www.360cities.net/image/bridge-and-entrance-to-beguinage-near-minnewater

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб