Эчмиадзинский кафедральный собор


IV—V век         АрменияАрмения, Вагаршапат

Собор был основан в историческом Вагаршапате, ныне город Эчмиадзин, согласно источникам историка, в 301-303г.г., при царствовании Трдата 3-го (273-330г.г.) и первом армянском патриархе Григоре Лусавориче (Просветителе).

Этo первая церковь Армении, которая также является одной из первых во всем христианском мире. В течение своего многовекового существования много раз реконструировалась, была разрушена и реконструирована, вследствие чего ее начальные формы были искажены.

Во время нашествий персидского царя Шапуха, в Армении были уничтожены и разрушены многие церкви (вероятно также Вагаршапатский Кафедральный Собор). Их реконструкцию во второй половине 4 века предприняли католикос Нерсес и его преемник Саак (387-389г.г.).

Следующая реконструкция Кафедрального собора была в последней четверти 5 века по непосредственной инициативе первого армянского правителя Вагана Мамиконяна, который “… закладывал и реконструировал с роскошью древнее дело предков”. О плодотворной деятельности Вагана Мамиконяна по реконструкции в разных местах Армении и Вагаршапате свидетельствует также Себеос.

Относительно реконструкцой, совершенных при Вагане Мамиконяне имеются разногласия. Т.Тораманян пришел к заключению, что Эчмиадзинский Кафедральный Собор изначально имел центрокупольную крестообразную композицию, и был увенчан 5 куполами (главный в центре, остальные на четырех угловых ризницах). Четыре апсиды, заключенные в квадратный периметр, в ходе реконструкций, совершенных Ваганом Мамиконяном, в целях расширения молельни, своими пятигранными объемами выступали в сравнении с фасадами. В этой же композиции с 5-го века до нас дошел Эчмиадзинский Кафедральный Собор.

Согласно другим историкам, после реконструкции Вагана Мамиконяна, Эчмиадзинский Кафедральный Собор имел деревянное покрытие, которое при католикосе Комитасе, инициировавшем сооружение храма Рипсиме, было заменено каменной арочно-купольной системой. Некоторые исследователи, комментируя источник К.Парпеци “Закладка реконструкции”, как основательную реконструкцию, новое строительство, выдвинули мнение о том, что начальное здание кафедрального собора имело тип базилики, а дошедшая до нас композиция является следствием реконструкции, осуществленной со стороны католикоса Нерсеса Г, когда деревянное покрытие собора было заменено камнем.

В ходе работ по реконструкции и укреплению собора в 1954-1955г.г., раскопки А.Сагиняна не подтвердили мнение о том, что здание Кафедрального Собора изначально имело тип базилики. В настоящем план собора четырехугольный, с внешними размерами 22,55Х20,72. С южной, западной и северной сторон собора полукруговые изнутри и пятигранные снаружи апсиды выступают в сравнении с фасадом. Восточная апсида (главный алтарь) размещена между двумя ризницами. Собор имеет три входа. Главный вход открыт под западной колокольней, а остальные два – у юго-западного и северо-западного углов собора. Предполагается, что был также четвертый вход у юго-восточного угла.

В центре четырехугольной молельни размещены четыре мощных пилона, имеющих крестообразный разрез в плане, которые связаны между собой и с встречными пристенными арками. Над подкупольным квадратом, возникшим от размещения пилонов, возвышаются тамбур и увенчивающий его купол. Четыре квадратные участки потолка молельни покрыты крестообразными, а части между ними – цилиндровыми сводами.

Части, свидетельствующие о древности собора, еле видны на западном и особенно северном фасадах. Среди них выделяются остатки копытных карнизов треугольных фронтонов (которые по мнению Т.Тораманяна являются доказательством существования пяти куполов собора), сохранившихся на верхних частях правой и левой сторон северного фасада, две каменные плиты, вмурованные в восточную плоскость восточной части того же фасада, на которые выполнены статуи с греческими надписями. На одном из последних изображены Павел и Текхе, а на другом – две птицы в круге. Исследователи датируют их 5-7 веком, некоторые даже считают их современниками Трдата Третьего и Григория Лусаворича (Просветителя).

Старая кладка по цветам камней некоторым образом выделяется от отреставрированных и дополненных в дальнейшем рядов. Во время работ в 1954-55г.г. из под слепки на внутренней поверхности северной стены была открыта противоземлетрясенная зона, выполненная деревянными бревнами. Под главным алтарем были открыты стены наиболее древних апсид, осколки мозаики и фрески, под пилонами – профильные основания полов, которые встречаются в памятниках 4-5в.в. Искажения древних форм Эчмиадзинского собора являются следствием основной реконструкции, проведенной в 17 веке. В 1627г., при католикосе Мовсесе были укреплены внутренние и внешние слабые стены собора, было восстановлено покрытие молельни, основательно разрушенный купол. Продолжив с 1633 года реставрационные усилия своего предшественника, католикос Пилипос замостил покрытие собора и окрестности каменными плитами. Далее, в 1654-64г.г. с западной стороны собора была пристроена башня-колокольня. В 1682г., по заказу католикоса Егиазара, в центре собора, под куполом был установлен престол. При богоданном католикосе, в 1720г. внутренние стены собора были обнесены фресками (художник – Нагаш Овнатанян). В дальнейшем эту работу продолжил внук художника Овнатан Овнатанян. В 1954-1955г.г. были проведены работы по капитальному ремонту и укреплению собора, а при католикосе Вазгене А, в 1956-1964г.г. – работы по внутренней отделке.

Колокольня Эчмиадзинского Кафедрального Собора принадлежит к числу памятников, являющихся результатом строительной деятельности, осуществленной в 17 веке в кафедральном соборе католикосом Мовсесом Сюнеци и его преемниками. Большой вклад имеет в этом деле католикос Пилипос Агбакеци. Согласно упоминанию современного историка, когда Пилипос в 1652г. посещает Константинополь, встречается с турецким подданным Антоном Челепи из Барса, получает его добровольное согласие стать меценатом строительства колокольни Эчмиадзинского кафедрального собора. Потом, возвращаясь в Кафедральный собор, он в 1654г. начинает строительство колокольни, которое было прекращено в 1655г. в связи со смертью Пилипоса. Незавершенные работы были продолжены со стороны его преемника Акоба Джухаеци в 1656г., с согласия Наджафхулского хана. В 1658г. строительство полностью заканчивается. Величественная колокольня, по описанию того же историка, является удивительным искусством, которая включает в себя изящные скульптуры на темы растительного и животного мира. Имеются упоминания также о мастерах, которые строили собор, из них Саак Хизанци (из Васпуракана), его сын Мисак и зять Мурад, которые являются также строителями Мугнийской Церкви Св.Геворга.

Колокольня прилегает к западному фасаду Кафедрального собора и имеет трехэтажную башенную композицию. Ее общая высота 27,1м, из которых высота первого этажа 10,5м, второго – 8,3м, третьего – столько же. Первый этаж, опирающийся на пару пилонов и пару пристенных пилонов, представляет собой арочное преддверие с тремя колоннами (шириной 2,8м, направленные к западу, югу и северу).

Объем первого этажа завершен широким поясом со скульптурным украшением. На нем возвышается также трехарочный объем второго этажа, на фасадах которого арки увенчаны острыми фронтонами, а все элементы (пилоны и пристенные пилоны, арки и карнизы фронтонов) предельно обременены скульптурными украшениями и статуями. Продолжением этого этажа колокольни с восточной стороны является верхнее здание, опирающееся на западную апсиду Кафедрального собора.

Ссылка на источник: http://christiantours.am/tour/эчмиадзинский-кафедральный-собор/


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб