Часовая башня Святого Марка


XV век         ИталияИталия,Венеция

Одним из самых посещаемых мест знаменитого города на воде, безусловно, является часовая башня Святого Марка или Торре-делл'Оролоджо (Torre dell'orologio) с удивительными по своей функциональности и красоте часами. Уникальная достопримечательность, символ эпохи Раннего Возрождения, расположена в центральной части одного из зданий, выходящих на площадь Святого Марка, вблизи Большого венецианского канала. Месторасположение Торре-делл'Оролоджо выбрано вовсе не случайно. Согласно задуманному, башенные «хранители времени» должны были достаточно хорошо просматриваться со стороны лагуны с целью наглядной демонстрации богатства и величия Венеции, а регулярные удары в колокол бронзовых статуй призваны усиливать производимый эффект.

История возникновения Torre dell'orologio уходит истоками в 1493 год, когда Сенатом города было принято постановление о необходимости возведения нового сооружения с надежными часами. В 1495 году было утверждено место в самом центре города под это важное архитектурное строение, для освобождения которого были снесены несколько старых зданий. Выполнив подготовительные работы, венецианцы приступили к строительству Торре-делл'Оролоджо, стартовавшему в 1496 году. Предположительно здание возводилось по проекту известного архитектора средневековья Мауро Кодуччи, однако документального подтверждения истинности данной версии пока не найдено. Изготовление механизма башенных «ходиков» доверили часовых дел мастерам Джан Паоло и Джан Карло Раньери, отцу и сыну из Реджо-Эмилии. Имя автора бронзовых скульптур доподлинно не известно. Одни источники приписывают авторство Паоло Савину, другие – Антонио Риццо, а отлиты фигуры были из бронзы в 1494 году Амброджо делле Анкоре. Строительство башни велось с 1496 по 1497 год, после чего на богатую отделку и декор ушло еще немало времени.

Праздничное открытие архитектурного сооружения датируется 1 февраля 1499 года и, согласно записям венецианского историка Марино Санудо, состоялось оно весьма помпезно. В 1506 году, для устойчивости Торре-делл'Оролоджо, с двух сторон здания были пристроены флигели. В дальнейшем визуальный облик одного из главных строений Венеции не единожды менялся, башня реконструировалась, а флигели перестраивались. Однако устройство астрономических часов на протяжении пяти веков остается неизменным, а внедренные инженерные решения поражают своей сложностью. Многофункциональные «ходики» на фасаде башни информируют венецианцев и гостей города о ходе текущего времени, доминирующем зодиакальном знаке и фазе луны. Характерный колокольный звон разливается вблизи площади Сан-Марко за минуту до, и минуту после положенного часа. Ежечасно с расположенной на вершине террасы раздается величественное звучание колокола, а дважды в сутки, в полдень и полночь, звучит meridiana – механическая мелодия в 132 удара.

Даже взглянув невооруженным взглядом на башню Святого Марка, расположенную в самом центре города романтиков, можно оценить уникальность старинного многофункционального часового устройства, помпезность отделки циферблата, а так же композиционный символизм в целом. С инженерной точки зрения конструкция башенных «временимеров» крайне сложна, и ее можно условно разделить на четыре блока-узла, работа которых взаимосвязана.

Первой составляющей часового механизма являются из потемневшей бронзы пастухи, бьющие в колокол, именуемые Маврами. С молотами в руках, развернутые к колоколу огромные фигуры высотой 2,5 метра (бородатый великан и молодой мавр) конструктор разместил на террасе башни в самой верхней части здания. Великаны ударяют в колокол поочередно. Показаниям времени на часах соответствует количество ударов каждого из гигантов. Вначале бьет в колокол бородатый исполин, символизируя уходящее прошлое - его удар опережает стрелки часов приближающиеся к новому часу. Через время, возвещая о настоящем и будущем, следует удар молота молодого мавра - звон на пару минут запаздывает после наступления нового часа.

Второй блок состоит из барабанов с цифрами на эффектном фоне цвета ультрамарин, которые видны в окошках справа и слева от золотой статуи Богородицы с Младенцем, стоящей на уступе полукруглом в нише над циферблатом часов. Римские цифры в левом оконном проеме показывают часы, а арабскими цифрами в правом окне обозначены минуты, однако сменяются они лишь раз в пять минут.

Третий компонент уникального механизма Торре-делл'Оролоджо отвечает за механическое шествие волхвов, увидеть которое в настоящее время можно лишь дважды в году. В те редкие дни, когда венецианские «хранители времени» показывают свое механическое представление каждый час, все желающие могут полюбоваться торжественной церемонией вокруг Богородицы. Движение фигур происходит ежечасно в течение семи дней после Рождества Христова и недели со дня Вознесения, что на сороковой день после Пасхи католической. Фигуры ангела, трубящего в золотую трубу, и трех волхвов в ярких одеждах двигаются по специально предназначенным рельсам, появляясь из окна слева у стоп Мадонны с Младенцем. Приближаясь к Богородице, фигуры волхвов поочередно преклоняют колени перед ней, а приносящий благую весть ангел, играет на горне. После чего деревянные фигуры друг за другом скрываются в правом окне по другую сторону Мадонны. Стоит отметить, что расположенные по обе стороны золотой статуи Богородицы окошки используются и во второй и в третьей составляющей механизма башенных часов. Совместное использование окон реализовано продуманным устройством, которое освобождает окна для шествия волхвов в период работы механического спектакля, отодвигая барабаны с меняющимися цифрами.

Четвертый, и наиболее значимый узел механизма - старинные астрономические часы. Циферблаты, украшающие фасады башни с севера и юга, имеют сегментарную разбивку на двадцать четыре деления. Кроме того, время начинает отсчет не от полудня, а от вечерней католической молитвы, что встречается достаточно редко у башенных измерителей времени средневековья. Южный парадный циферблат оснащен несколькими последовательно изменяющими свои позиции концентрическими сферами. Непосредственно циферблат имеет конструкцию из трех компонентов: двух движущихся внутренних, и статичного внешнего. Неподвижная внешняя окружность, с выгравированной римскими цифрами оцифровкой от I до XXIIII, выполнена из белого мрамора, Указатель золоченой стрелки с изображением Солнца плавно шагает по мраморным делениям, искусно отмеряя отрезки неумолимо текущего времени. Внутри неподвижной окружности белого цвета расположены подвижные составляющие ультрамаринового циферблата с золотыми деталями, изображающими знаки зодиака, звезды и луну, последняя - сине-золотая. Чтобы определить какой из двенадцати символов зодиакального круга активен в настоящее время, достаточно увидеть какой из них находится в данный момент под изображением Солнца со стрелкой. А определить положение Луны и нахождение ее в зодиакальном знаке поможет центральная сфера циферблата.

Тыльная сторона часовой башни украшена циферблатом менее помпезным, состоящим из движимого центрального сегмента и статичного мраморного с секторальным делением на двадцать четыре временных отрезка. Движимая часть циферблата голубого цвета декорирована россыпью позолоченных звезд, с медным диском в виде солнца по центру, и указательной стрелкой-копьем.

Ссылка на источник:http://inhoras.com/marko.html


Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб