Базилика Сан-Витале


527—548         ИталияИталия, Равенна

Собор Сан-Витале в Равенне не только удивительный памятник зодчества, не просто захватывающие дух мозаики. Это один из ключевых памятников в истории культуры - церковь, сияющая сквозь века в обрамлении античного и византийского искусства.

Раннехристианский период - сложное, во многом драматичное, но вместе с тем и прекрасное время, когда христианство уже укрепилось в Византийской Империи и постепенно начинало осваиваться в королевствах Западной Европы. Это была эпоха, прославившаяся своими первыми мучениками, и это была эпоха, когда вместе с новым мировосприятием формировалось новое искусство. Главные и самые крупные его центры - Константинополь и Рим, однако и Равенна, сохранившая множество памятников той поры, - яркая и важная в истории культуры страница.

Равенна - древний североитальянский город. Ее расцвет восходит к V веку, когда здесь размещалась резиденция императора Западной Римской Империи Гонория. Тогда город превратился в экономический, политический и культурный центр имперского значения. После падения Западной Римской Империи, в VI - первой половине VIII в., Равенна стала центром так называемого Равеннского экзархата (представлявшего собой военно-административный округ в Византийской Империи под управлением экзарха) и главной опорой византийцев на Западе. Называемое «золотым веком» правление Юстиниана (527-565) связано с укреплением позиций Церкви и с активным строительством по всей Империи. Однако, если в столичном Константинополе многое не дошло до наших дней, то не уступающие ему по качеству памятники Равенны сохранились значительно лучше.

Очевидно, что статус Равенны привлекал в этот город знатных состоятельных людей и кроме того получил дополнительное подтверждение во множестве произведений архитектуры и монументально-декоративной живописи. Среди них - так называемый мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии православных и ариан, Сант-Аполлинаре ин Классе и Сант-Аполлинаре Нуово, Архиепископская капелла, так называемый дворец Теодориха, а также его Мавзолей. И наконец, один из важнейших памятников - церковь Сан-Витале.

Точно назвать заказчика Сан-Витале (527-548) трудно, но, вероятно, храм возводился либо на средства греческого ростовщика Юлиана Серебренника (который также вел строительство Сант-Аполлинаре ин Классе), либо по поручению самого императора Юстиниана. В таком случае эта богато украшенная постройка могла дополнительно подчеркивать тесные связи Равеннского экзархата с самой Империей (и если здесь заказчиком строительства был Юстиниан, то напомню, что в Константинополе тогда же возводилась главная византийская святыня - церковь Св. Софии (532-537).

К сожалению, до сих пор не установлено, кем именно был святой Виталий. Скорее всего, имеется в виду либо Виталий Равеннский, во времена Нерона отказавшийся предать христианство, либо же Виталий Болонский, раб, по той же причине принявший мученическую смерть со своим хозяином Агриппой уже в 304 г.

Обращаясь к архитектурным особенностям этого памятника, нужно сказать, что в плане Сан-Витале представляет собой восьмигранник с куполом, т. е. центрический храм. Эта форма непосредственно могла быть вдохновлена императорским дворцом в Константинополе (ныне утраченным), а в более далекой перспективе - античными мавзолеями. Вообще, в Сан-Витале черты классического римского зодчества (такие, как, например, купол и порталы) сочетаются с новыми византийскими приемами (такими, как граненая апсида или трапециевидные капители). Таким образом, в этой постройке прослеживается связь и с предыдущей традицией. Только в эпоху христианства центрический собор начинает наделяться новыми смыслами.

Центрический храм всегда орентирован не на движение (как в случае вытянутой базилики, которая впоследствии будет более характерна для западноевропейского искусства), но на остановку и созерцание. Человек, пришедший в церковь, останавливается для молитвы, для самопогружения, для созерцания Господа. Центрическое постранство Сан-Витале играет вокруг находящегося в нем человека как бы волнующейся тканью храма - изгибающимися арками и уходящими в глубину нишами, жилками мраморных плит или золотым блеском мозаик. А поскольку сооружение имеет несколько входов с разных сторон, то пространственные эффекты каждый раз будут новыми. Сам свет, проникающий сюда с улицы в виде направленного потока и преображающий цвета и архитектурные объемы, приобретает характер почти трансцендентный

Ссылка на источник: http://www.taday.ru/text/79937.html


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб