Амьенский собор


1220—1269         ФранцияФранция, Амьен

Собор Богоматери в Амьене можно назвать одним из наиболее известных образцов готического стиля во французской архитектуре – наравне с Реймсским и Шартрским соборами. Он также является самым крупным кафедральным собором Франции.

До возведения этого собора на его месте последовательно находилось несколько церквей, каждая из которых была в свое время разрушена пожаром. Из них наиболее примечательна последняя – романская церковь начала 12 века, в которой с момента окончания Четвертого Крестового похода хранились мощи Иоанна Крестителя, привезенные из Константинополя в качестве трофея. В 1218 году церковь была разрушена ударом молнии. Жители Амьена сочли это дурным знаком и, для того, чтобы укрепить веру павших духом горожан, епископу пришлось организовать поиски среди развалин сгоревшего храма, в ходе которых была чудесным образом найдена туника Богоматери. Объявив, что этим Богоматерь указывает на то, что городу нужен новый, больший по размер кафедральный собор, епископ Эврар де Фуйуа развернул масштабное строительство и поручил сооружение храма архитектору Роберу из Люзарша. Амьен переживал в 13 веке период процветания, строительство шло быстро: за восемнадцать лет был построен неф, апсида была окружена венцом капелл, вдоль которых был сооружен проход для паломников, был заложен фундамент трансепта. Потом строительство несколько замедлилось, и хор был закончен только в 1269 году. После смерти Робера из Люзарша строительство продолжил Тома де Кормон. Завершение основных строительных работ датируется 1288 годом, главным архитектором здания был в то время Рено де Кормон.

Амьенский кафедральный собор имеет так называемый гармонический фасад: его западный фасад состоит из трех ярусов (яруса порталов, яруса галереи и яруса окна-розы), имеет три перспективных портала и две башни. Это план фасада, ставший классическим для французской готической архитектуры. Фасады богато украшены барельефами, подробно изображающими основные сцены церковной истории: за искусно выполненные барельефы собор называют иногда «амьенской Библией».

Центральный портал (портал Страшного Суда; Portail du Jugement dernier) представляет сцены Судного Дня. В нижнем регистре украшенной рельефами ниши портала изображены мертвые, восстающие из могил по звуку горна, и архангел Михаил с весами. Средний регистр показывает грешников, подталкиваемых демонами к пасти Левиафана; Наконец, в верхнем регистре Иисус Христос, окруженный ангелами и коленопреклоненными Богородицей и святым Иоанном, благословляет праведные души. Несмотря на тему Страшного Суда, вся композиция не создает устрашающего впечатления: наоборот, в ней превозносятся милосердие и доброта Господа. В центре портала между двумя створками врат находится одна из самых примечательных скульптур собора – статуя Благого Господа, изображающая Иисуса Христа в благословляющем жесте.

Левый малый портал посвящен святому Фирмину, первому епископу Амьена (Portail Saint-Firmin). В тимпане этого портала изображена сцена обнаружения тела святого после принятия мученической смерти.

Барельефы и скульптуры правого портала – портала Богородицы (Portail de la Mère-Dieu) – изображают основные сцены из жизни Девы Марии: Благовещение, Введение во храм, Успение, Коронация; также изображены отдельные сцены из Библии. В центре портала находится статуя Богородицы, попирающей Зло, изображенное в виде фантастического животного с человеческой головой.

Над порталами находится крытая галерея, богато украшенная арками и колоннами, которая называется трифорий. Эта галерея имеет не только декоративное, но и практическое значение, и соединена с внутренним пространством обеих башен. Над трифорием помещается так называемая «галерея королей», состоящая из 22 статуй королей, датируемых первой половиной 13 века. Эти скульптуры имеют непропорционально большие головы и короткие ноги. Галереи подобного типа можно также увидеть в кафедральном соборе Реймса и соборе парижской Богоматери.

Собор обильно украшен фигурами горгулий и химер. Горгульи служат декоративным элементом для того, чтобы скрыть водостоки, отводящие дождевую воду от собора. Химеры же представляют собой просто украшения собора, это фантастические фигуры самых причудливых форм: все они были выполнены разными мастерами, которые с радостью дали волю своей фантазии.

Во время реставрационных работ в начале 90-х годов были обнаружены следы краски, которой был раскрашен фасад собора. Для того чтобы реконструировать первозданный вид фасада, перед ним была установлена подсветка с множеством фильтров, позволяющая расцветить собор так, каким он был в 13 веке.

Внутреннее пространство собора во всех его частях также разделено на три яруса: нижней сводчатой галереи, галереи-трифория и окон. Собор очень хорошо освещен благодаря высоким стрельчатым окнам и огромному окну-розе, располагающемуся в центре западного фасада. Интерьер собора причудливым образом сочетает в себе готические и барочные элементы: в 18 веке амьенский епископ пожелал придать интерьеру кафедрального собора отпечаток нового стиля – барокко. Работы велись многими скульпторами, в том числе, Жаном-Батистом Дюпьи. Готический амвон был обнесен витиеватой барочной решеткой, был сооружен новый алтарь, обрамленный огромной скульптурной группой, занимающей практически всю апсиду. Также можно отметить т.н. Трон Истины, располагающийся у последней колонны нефа с северной стороны. Скульптурная группа представляет собой три изображения главных христианских добродетелей – Веры, Надежды и Милосердия – поддерживающих трон, на котором восседает ангел с раскрытым евангелием, указывающий перстом в небо. За ним изображена изящная драпировка, поддерживаемая ангелочками. Эта композиция подвергалась острой критике в течение 19 века, но тем не менее нельзя не отметить ее безусловную художественную ценность и искусное исполнение. Большинство боковых капелл нефа также получили свое окончательное оформление в середине 18 века, поэтому в них можно найти выразительные образцы французской барочной скульптуры и живописи.

У входа в неф по обе стороны от прохода можно наблюдать бронзовые надгробные памятники двух епископов – Эврара де Фуйуа и Жоффруа д’Ё – положивших начало строительству собора. Оба надгробия выполнены в первой половине 13 века. Некоторые полагают, что лица на надгробиях представляют собой настоящие портреты епископов, настолько характерны их черты.

Одна из главных достопримечательностей интерьера амьенского собора – его пол, покрытый самыми разнообразными орнаментами. Среди них находится знаменитый лабиринт, реконструированный в 19 веке по сохранившимся эскизам 13 века. Изначально лабиринт служил своего рода испытанием для паломников, желающих поклониться мощам: чтобы пройти к капеллам, они должны были строго следовать линиям орнамента на полу. В центре лабиринта располагается каменная плита с выгравированной историей сооружения собора. Именно из этого текста известны имена архитекторов. Такие же лабиринты существуют еще только в нескольких соборах Франции: например, в кафедральных соборах Шартра и Байе.

В соборе до сих пор хранится его главная реликвия – маленький осколок черепной кости, по преданию принадлежащий Иоанну Крестителю. Сейчас эти мощи выставлены в реликварии в северном рукаве трансепта. Этот реликварий для мощей Иоанна Крестителя был выполнен в 19 веке по модели реликвария 17 века, разрушенного в годы Революции. Собор Богоматери в Амьене можно назвать одним из наиболее известных образцов готического стиля во французской архитектуре – наравне с Реймсским и Шартрским соборами. Он также является самым крупным кафедральным собором Франции.

До возведения этого собора на его месте последовательно находилось несколько церквей, каждая из которых была в свое время разрушена пожаром. Из них наиболее примечательна последняя – романская церковь начала 12 века, в которой с момента окончания Четвертого Крестового похода хранились мощи Иоанна Крестителя, привезенные из Константинополя в качестве трофея. В 1218 году церковь была разрушена ударом молнии. Жители Амьена сочли это дурным знаком и, для того, чтобы укрепить веру павших духом горожан, епископу пришлось организовать поиски среди развалин сгоревшего храма, в ходе которых была чудесным образом найдена туника Богоматери. Объявив, что этим Богоматерь указывает на то, что городу нужен новый, больший по размер кафедральный собор, епископ Эврар де Фуйуа развернул масштабное строительство и поручил сооружение храма архитектору Роберу из Люзарша. Амьен переживал в 13 веке период процветания, строительство шло быстро: за восемнадцать лет был построен неф, апсида была окружена венцом капелл, вдоль которых был сооружен проход для паломников, был заложен фундамент трансепта. Потом строительство несколько замедлилось, и хор был закончен только в 1269 году. После смерти Робера из Люзарша строительство продолжил Тома де Кормон. Завершение основных строительных работ датируется 1288 годом, главным архитектором здания был в то время Рено де Кормон.

Амьенский кафедральный собор имеет так называемый гармонический фасад: его западный фасад состоит из трех ярусов (яруса порталов, яруса галереи и яруса окна-розы), имеет три перспективных портала и две башни. Это план фасада, ставший классическим для французской готической архитектуры. Фасады богато украшены барельефами, подробно изображающими основные сцены церковной истории: за искусно выполненные барельефы собор называют иногда «амьенской Библией».

Центральный портал (портал Страшного Суда; Portail du Jugement dernier) представляет сцены Судного Дня. В нижнем регистре украшенной рельефами ниши портала изображены мертвые, восстающие из могил по звуку горна, и архангел Михаил с весами. Средний регистр показывает грешников, подталкиваемых демонами к пасти Левиафана; Наконец, в верхнем регистре Иисус Христос, окруженный ангелами и коленопреклоненными Богородицей и святым Иоанном, благословляет праведные души. Несмотря на тему Страшного Суда, вся композиция не создает устрашающего впечатления: наоборот, в ней превозносятся милосердие и доброта Господа. В центре портала между двумя створками врат находится одна из самых примечательных скульптур собора – статуя Благого Господа, изображающая Иисуса Христа в благословляющем жесте.

Левый малый портал посвящен святому Фирмину, первому епископу Амьена (Portail Saint-Firmin). В тимпане этого портала изображена сцена обнаружения тела святого после принятия мученической смерти.

Барельефы и скульптуры правого портала – портала Богородицы (Portail de la Mère-Dieu) – изображают основные сцены из жизни Девы Марии: Благовещение, Введение во храм, Успение, Коронация; также изображены отдельные сцены из Библии. В центре портала находится статуя Богородицы, попирающей Зло, изображенное в виде фантастического животного с человеческой головой.

Над порталами находится крытая галерея, богато украшенная арками и колоннами, которая называется трифорий. Эта галерея имеет не только декоративное, но и практическое значение, и соединена с внутренним пространством обеих башен. Над трифорием помещается так называемая «галерея королей», состоящая из 22 статуй королей, датируемых первой половиной 13 века. Эти скульптуры имеют непропорционально большие головы и короткие ноги. Галереи подобного типа можно также увидеть в кафедральном соборе Реймса и соборе парижской Богоматери.

Собор обильно украшен фигурами горгулий и химер. Горгульи служат декоративным элементом для того, чтобы скрыть водостоки, отводящие дождевую воду от собора. Химеры же представляют собой просто украшения собора, это фантастические фигуры самых причудливых форм: все они были выполнены разными мастерами, которые с радостью дали волю своей фантазии.

Во время реставрационных работ в начале 90-х годов были обнаружены следы краски, которой был раскрашен фасад собора. Для того чтобы реконструировать первозданный вид фасада, перед ним была установлена подсветка с множеством фильтров, позволяющая расцветить собор так, каким он был в 13 веке.

Внутреннее пространство собора во всех его частях также разделено на три яруса: нижней сводчатой галереи, галереи-трифория и окон. Собор очень хорошо освещен благодаря высоким стрельчатым окнам и огромному окну-розе, располагающемуся в центре западного фасада. Интерьер собора причудливым образом сочетает в себе готические и барочные элементы: в 18 веке амьенский епископ пожелал придать интерьеру кафедрального собора отпечаток нового стиля – барокко. Работы велись многими скульпторами, в том числе, Жаном-Батистом Дюпьи. Готический амвон был обнесен витиеватой барочной решеткой, был сооружен новый алтарь, обрамленный огромной скульптурной группой, занимающей практически всю апсиду. Также можно отметить т.н. Трон Истины, располагающийся у последней колонны нефа с северной стороны. Скульптурная группа представляет собой три изображения главных христианских добродетелей – Веры, Надежды и Милосердия – поддерживающих трон, на котором восседает ангел с раскрытым евангелием, указывающий перстом в небо. За ним изображена изящная драпировка, поддерживаемая ангелочками. Эта композиция подвергалась острой критике в течение 19 века, но тем не менее нельзя не отметить ее безусловную художественную ценность и искусное исполнение. Большинство боковых капелл нефа также получили свое окончательное оформление в середине 18 века, поэтому в них можно найти выразительные образцы французской барочной скульптуры и живописи.

У входа в неф по обе стороны от прохода можно наблюдать бронзовые надгробные памятники двух епископов – Эврара де Фуйуа и Жоффруа д’Ё – положивших начало строительству собора. Оба надгробия выполнены в первой половине 13 века. Некоторые полагают, что лица на надгробиях представляют собой настоящие портреты епископов, настолько характерны их черты.

Одна из главных достопримечательностей интерьера амьенского собора – его пол, покрытый самыми разнообразными орнаментами. Среди них находится знаменитый лабиринт, реконструированный в 19 веке по сохранившимся эскизам 13 века. Изначально лабиринт служил своего рода испытанием для паломников, желающих поклониться мощам: чтобы пройти к капеллам, они должны были строго следовать линиям орнамента на полу. В центре лабиринта располагается каменная плита с выгравированной историей сооружения собора. Именно из этого текста известны имена архитекторов. Такие же лабиринты существуют еще только в нескольких соборах Франции: например, в кафедральных соборах Шартра и Байе.

В соборе до сих пор хранится его главная реликвия – маленький осколок черепной кости, по преданию принадлежащий Иоанну Крестителю. Сейчас эти мощи выставлены в реликварии в северном рукаве трансепта. Этот реликварий для мощей Иоанна Крестителя был выполнен в 19 веке по модели реликвария 17 века, разрушенного в годы Революции.

Ссылка на источник: http://virtualeuropa.narod.ru/france/mosaika1.htm


Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб