США, Нью-Йорк
Открытие всемирной промышленной выставки в Нью-Йорке
30.04.1939 - 27.10.1940 США, Нью-Йорк
Связь с другими материалами
События
17.07.1942—02.02.1943
Сталинградская битва07 декабря 1941
Нападение на Пёрл-Харбор04 июля 1776
Подписана Декларация о Независимости США
☓
Белый
Сепия
Ночь
Соединенные Штаты Америки уже в XIX веке накопили солидный опыт проведения различных международных и всемирных выставок. Первой крупной экспозицией можно назвать международную промышленную выставку 1853 г. в Нью-Йорке. Организатором смотра стала группа влиятельных горожан, вдохновленных успехами первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851 г. Город выделил в бесплатную аренду на пять лет участок под строительство выставочного павильона в центре Манхэттена. Для американцев идея англичанина Джозефа Пэкстона с Хрустальным дворцом оказалась весьма привлекательной. Тогда американцы построили свой «Хрустальный дворец» на 42-й улице, между Пятой и Шестой авеню, как раз на месте современного Брайант-парка. Американский «Хрустальный дворец» простоял до 1858 г., пока не погиб в пожаре. Большой успех принесли США всемирные выставки в Филадельфии (1876), Чикаго (1893). Начало ХХ века отмечено крупными международными смотрами в Сен-Луисе (1904) и Сан-Франциско (1915). Американское правительство в мае 1937 г. подало заявку в Международное бюро выставок (МБВ) на проведение всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 г., приуроченной к 150-летию независимости США или, как уточняли американцы, в честь 150-летия инаугурации первого президента США Дж. Вашингтона. В отличие от предыдущих всемирных выставок она была рассчитана на два летних сезона и окончательно закрылась только в октябре 1940 г. Выставка проходила под девизом «Строительство мира завтрашнего дня» («Мир завтра»). Для строительства была выбрана обширная территория на окраине города, в долине реки Флэшинг, площадью около 500 га. Такая большая выставочная территория является пока не побитым рекордом в истории всемирных выставок. На этом пространстве под застройку выделили около 150 га. Территория выставки имела четкое функциональное зонирование в соответствии с тематическим делением. Планировка выставки была разделена на семь секторов, сгруппированных вокруг центральной площади. Это зоны национальных павильонов, транспорта, коммуникаций, пищевой промышленности, торговли, производства и распределения и, наконец, обширная зона зрелищ и развлечений. Выставочная территория отличалась тщательно продуманной инфраструктурой. К услугам посетителей были метрополитен, наземная железная дорога с пропускной способностью 40 тыс. посетителей в час, автомобильный, водный и воздушный транспорт. Аэропорт находился в пяти минутах езды от выставки. От остановок транспорта вели аллеи к нескольким входам. Дальнейшей ориентации посетителей помогали многочисленные схемы, указатели и видимые отовсюду основные выставочные сооружения. Главными из них являлись «Трилон и Перисфера» и гигантская скульптура Дж. Вашингтона, расположенные в самом центре, на главной планировочной оси выставки. Автобусные маршруты покрывали всю выставочную территорию. Они проектировались таким образом, чтобы избежать пересечений с пешеходными путями. Осмотреть выставку можно было из вагонов медленно передвигавшихся электропоездов. На выставке были опробованы новейшие технологии ночного освещения, эффект которого, по мнению многих посетителей, стал «волшебным опытом». Такая продуманная инфраструктура выставки была применена впервые в мире. Всемирная выставка была открыта 30 апреля 1939 г. президентом США Ф. Рузвельтом. На торжественном открытии выставки выступил также Альберт Эйнштейн. Церемония открытия, кроме трансляции по национальному радио, впервые демонстрировалась по телевидению. В первый же день ее посетили 200 тысяч человек, а общее количество посетителей за время работы смотра достигло более 44 миллионов. В выставке приняли участие 52 страны, из которых 22 страны-участницы имели собственные национальные павильоны. Главным архитектурным акцентом и символом выставки стали «Трилон и Перисфера», созданные по проекту известных архитекторов У. Гаррисона и М. Абрамовича. Композиция этого сооружения построена на контрасте форм. «Трилон» – это серебристо-стальной 210-метровый трехгранный обелиск, устремленный ввысь, а «Перисфера» – белый железобетонный шар диаметром 56 м, который как бы парил в воздухе над большим круглым бассейном, омываемый снизу струями воды. Оба сооружения соединялись между собой мостом. Внутри шара находился эскалатор и движущиеся галереи. Здесь разместилась модель города будущего, которая знакомила посетителей с «лучезарным, комфортабельным и демократическим будущим». Если «Трилон», задуманный в форме обелиска, не нов по своей идее, то «Перисфера» была первым сооружением в виде шара, функционирующим как экспозиционное. Эти постройки утверждали принцип чистой геометрической формы как эстетической основы современной архитектуры. Прообразом центрального ансамбля выставки, вероятно, мог послужить известный проект Института им. В.И. Ленина, разработанный в 1927 г. выдающимся советским архитектором И.И. Леонидовым. Архитектура выставки была разнообразной по стилевой направленности, но по сравнению с Парижской Всемирной выставкой 1937 г. здесь было больше павильонов с элементами неоклассицизма. Выставка продолжила тенденцию усиления экспозиционного значения национальных павильонов и сокращения общего количества отраслевых зданий. Основная экспозиция размещалась в национальных павильонах (22 шт.), павильонах отдельных штатов, многочисленных павильонах крупных частных фирм и нескольких тематических павильонах. Большим успехом пользовались павильоны американских фирм «Дженерал Моторс», «Форд», «Дженерал Электрик», павильон Эдисона и др. Во многих американских павильонах было устроено показательное производство большого количества товаров. В павильоне компании «Форд» демонстрировался почти полный цикл изготовления автомобилей. Особый интерес публики вызывали последние достижения в авиации, первые телевизоры, магнитофоны и кондиционеры, люминесцентные лампы, нейлоновые чулки и т.п. Подлинной сенсацией стал первый говорящий робот, представленный в павильоне фирмы «Вестингауз электрик». Среди национальных павильонов пресса отмечала павильоны Франции, Италии, Великобритании, Бельгии, Финляндии (арх. Алвар Аалто), Бразилии (арх. Оскар Нимейер) и СССР. Впервые на всемирной выставке появился павильон Еврейской Палестины, где была представлена миру концепция современного еврейского государства, которое спустя десять лет станет суверенным государством Израиль. Павильон Японии напоминал традиционный храм в национальном стиле. Несомненный интерес вызывал павильон СССР, построенный по проекту архитекторов Б.М. Иофана и К.С. Алабяна. Советский павильон представлял собой монументальное двухэтажное здание, облицованное различными породами мрамора общей площадью 12 тыс. кв. м. Здание имело в плане подковообразную форму с открытым пространством амфитеатра античного типа в центре на 700 зрителей. Посетитель, пройдя демонстрационные помещения, попадал в амфитеатр, где мог отдохнуть, посмотреть документальные фильмы о Стране Советов, послушать музыку. Перед ним был воздвигнут обелиск высотой 55 метров, увенчанный статуей рабочего высотой 17 м с рубиновой звездой в поднятой руке (скульптор В.А. Андреев). На входных пилонах висели барельефы И.В. Сталина и В.И. Ленина из розового гранита. В отличие от предыдущей парижской выставки 1937 г., ставшей непревзойденным примером подлинного синтеза архитектуры и скульптуры, здесь в Нью-Йорке скульптура играла самостоятельное значение, что привело к менее удачному решению проблемы синтеза искусств. Введение в архитектуру павильона стилизованных античных мотивов стало отражением ретроспективного неоклассического направления в советской архитектуре, которое возникло в середине 30-х годов после конкурса на проект Дворца Советов в Москве на месте взорванного храма а Христа Спасителя. Павильон СССР, как отмечала американская пресса, имел ярко выраженный пропагандистский характер, «где каждый экспонат, начиная от политических портретов до фарфора» служил идеологической цели. Газета «Нью-Йорк пост» писала в те дни: «Огромная популярность советского павильона объясняется двумя причинами: большим интересом к СССР, к его политической и экономической системам и тем, что павильон представляет из себя шедевр выставочного помещения». Экспозиция нашего павильона создавалась большим коллективом художников под руководством Н.М. Суетина и К.И. Рождественского, которые внесли большой вклад в развитие советского экспозиционного искусства. В создании монументальных панно участвовали известные художники В. Ефанов, Г. Нисский, Ю. Пименов, А. Пластов, К. Рокотов, Д. Шмаринов. Над диорамами трудились Ф. Федоровский, И. Рабинович, И. Шифрин, А. Лабас. Кроме того, в разных разделах были представлены картины известных советских художников И. Бродского, А. Герасимова, А. Дейнеки, П. Кончаловского, М. Нестерова и др. Восемь экспозиционных залов раскрывали следующие темы: общественное устройство, народное хозяйство и социалистический труд, транспорт, культура и отдых, градостроительство, искусство, печать и т.д. Одна из основных оформительских особенностей нашего павильона на выставке 1939 г. в Нью-Йорке – включение в экспозицию большого количества диорам. Они стали ведущим средством выразительности, так как никакие другие способы изображения не создавали такого впечатления реальности, сходства с действительностью. Обозреватели отмечали макеты Днепрогэса площадью 50 кв. м, города Магнитогорска с доменными печами и корпусами металлургического завода, Дворца Советов – высотой 10 м и весом 20 т. Заметным экспонатом стал фрагмент станции московского метро «Маяковская» в натуральную величину, построенной по проекту архитектора А. Душкина. Еще одним примечательным экспонатом была громадная карта Советского Союза, выполненная из самоцветов. Она экспонировалась и на предыдущей Парижской выставке в 1937 г., но здесь ее увеличили (добавили около 1000 различных объектов), перевели на английский язык и показали маршрут экспедиции Папанина. Кроме главного павильона СССР соорудил еще и небольшой павильон Арктики (арх. Зенкевич). Здесь демонстрировались различные материалы, связанные с освоением Арктики, героическая зимовка экспедиции Папанина, в том числе и подлинная палатка Папанина. Рядом с павильоном установили самолет, на котором экипаж В.П. Чкалова совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Америка в июне 1937 г. Как и остальные участники выставки, наша страна была представлена еще и отдельным залом «Государственное устройство СССР» в главном павильоне – Дворце наций. На сценической площадке павильона регулярно выступали наши фольклорные, музыкальные и танцевальные коллективы. Большим успехом пользовались гастроли Ансамбля Красной Армии под руководством А.В. Александрова и выступления Д. Ойстраха и Я. Флиера. За время работы выставки советский павильон посетило 16,5 млн. человек. После окончания смотра павильон СССР разобрали и перевезли в Москву. Предполагалось воссоздать его на территории ЦПКиО им. Горького. Начавшаяся война помешала осуществлению этой идеи. Знаменательным событием Нью-Йоркской выставки стала закладка капсулы с посланием в будущее. Рассчитанное на открытие через пять тысяч лет, оно содержало наиболее характерные свидетельства эпохи. Послание состояло из трех микрофильмов с описанием технических и гуманитарных достижений эпохи на миллионах страницах текста. В контейнер вместе с трудами Альберта Эйнштейна и Томаса Манна были также помещены образцы семян, различные образцы тканей, минералов и драгоценных металлов, молитва «Отче наш» на нескольких языках, банкноты и …альбом современной моды, экземпляры журнала «Life», несколько потребительских товаров, символизирующих дух эпохи: зубная щетка, бритвенный станок Gillette, сигареты Camel, часы Микки-Мауса, косметика, жевательная резинка, игральные карты и др. Всемирная выставка в Нью-Йорке закрылась 31 октября 1940 г. Как и большинство всемирных выставок, она оказалась убыточна. Общий дефицит смотра составил 18 млн. долларов. Несмотря на это, выставка значительно укрепила международный престиж США. После закрытия выставки почти все сооружения были демонтированы, а на ее месте разбит общественный парк, существующий и сегодня. Ссылка на источник: http://www.mirvistavok.ru/2015-02-25/3124-mir-zavtra-poslednjaja-pered-vojnoj.html |