Казнен Джироламо Савонарола – итальянский проповедник, монах и реформатор


23 мая 1498         ИталияИталия, Флоренция

Италия, Флоренция

Будущий политический и религиозный деятель родился в Ферраре в знатной семье родом из Падуи. Первое время Джироламо готовился к медицинской карьере (его дед был знаменитым врачом), однако потом увлекся стихосложением и теологией, прежде всего работами Фомы Аквинского.

В 1475 втайне от семьи Джироламо бежит в монастырь святого Доминика в Болонье и становится монахом. В своем письме семье он пишет: «Я выбираю религию, потому что я увидел бесконечную нищету людей, изнасилования, прелюбодеев, воровство, высокомерие, идолопоклонство, все насилие общества, которое потеряло каждую способность к добру. Чтобы жить свободно, я отказался от женщин, чтобы жить в мире, я укрылся в гавани веры».

С 1479 года Савонарола проповедует в Ферраре, в 1482 отправляется во Флоренцию, в монастырь Сан-Марко. В течение двух следующих лет он готовит послания и проповеди, а с 1484 сам становится за кафедру, но уже в Сан-Лоренцо. Его первые проповеди в «культурной столице Италии», как тогда называли Флоренцию, не имеют успеха, что во многом обусловлено недостатком ораторского мастерства и его эмилианским произношением, звучавшим довольно странно в просвещенной столице. В марте 1485 года он уполномочен отбыть в Сан-Джиминьяно, где проповедует в Коллегиальной церкви. Именно там в его проповедях впервые звучит требование к обновлению церкви и общества, именно в Сан-Джиминьяно Савонарола отточил и свою философию, и свое мастерство проповедника. Там же его проповеди начинают принимать пророческий, апокалипсический характер.

В 1490 году Лоренцо Медичи по наущению придворного философа Джованни Пико делла Мирандола вновь приглашает уже прославившегося в Сан-Джиминьяно, а потом в Болонье и Брешии, проповедника, во Флоренцию, предложив ему кафедру Сан-Марко. В 1490 – 1491 проповеди Савонаролы все более откровенны и жестки, часто обращаются против руководства церкви, правителей и богатых горожан. Лоренцо Медичи, проявляя явное неудовольствие, тем не менее, не решается выслать проповедника, приобретшего большую народную популярность, из Флоренции. Вместо этого устраиваются дебаты между Савонаролой и знаменитым своим красноречием монахом-августинцем Мариано да Дженадзано, что никак не уменьшило популярность Савонаролы. В июле 1491 он единогласно избирается настоятелем Сан-Марко. 5 апреля 1492 года молния попадается в лантерну кафедрального собора. Это было истолковано народом Флоренции как дурное предзнаменование. Через три дня, в ночь с 8 на 9 апреля 1492 года, умирает правитель Флоренции Лоренцо Великолепный.

В 1493 году Савонарола начинает реформу монастыря Сан-Марко, монахи должны были действительно стать нищенствующими, началась распродажа монастырского имущества. Однако у Савонаролы не хватает времени завершить реформу.

В 1494 году после начала французского вторжения в Тоскану клан Медичи свергнут народом Флоренции. Савонарола был самым популярным человеком в городе и сразу превратился в духовного и политического лидера восстановленной в правах республики. Под влиянием Савонаролы синьором республики был провозглашен Иисус Христос, а его представителем – Савонарола.

Самыми яркими (и в прямом, и в переносном смысле) эпизодами кратковременного властвования Савонаролы во Флоренции являлись «костры тщеславия», самый пышный из которых был устроен в феврале 1497 года. Со всего города на площадь Синьории свозились зеркала, косметика, «непристойные» картины, языческие книги, «безнравственные» скульптуры, игорные столы, музыкальные инструменты, платья, шляпы. Множество прекрасных произведений искусств было безвозвратно потеряно в печально известных кострах Савонаролы, включая картины преданного поклонника проповедника живописца Сандро Боттичелли, который, как предполагается, сам бросал в огонь некоторые свои работы.

Экономическая и политическая изоляция Флоренции в период властвования Савонаролы привела к обеднению среднего класса и существенному снижению популярности проповедника. Безусловно, следует отметить и усталость народа от постоянных обличительных проповедей, нежелание расставаться с материальными благами ради призрачных идеалов. На выборах в синьорию в 1497 году сторонники Савонаролы уже оказались в меньшинстве. 12 мая 1497 года Савонарола предан анафеме папой Александром VI.

Францисканский проповедник бросил Савонароле вызов, предложив пройти публичное испытание огнем 7 апреля 1498 года. Савонарола отказался, после чего его влияние на горожан окончательно ослабло. 8 апреля 1498 года толпа разъяренных граждан Флоренции напала на монастырь Сан-Марко, несколько сторонников Савонаролы было убито, сам проповедник захвачен и брошен в тюрьму. 23 мая 1498 года Джироламо Савонарола, Фра Сильвестро и Фра Доменико да Пешиа были задушены, а затем сожжены на костре на площади Синьории. Их пепел был впоследствии брошен в Арно около Понте-Веккьо.

Впоследствии учение Савонаролы было оправдано папой Павлом IV.

Ссылка на источник: http://www.cult-turist.ru/country-topics/1544/?q=524&it=1544&tdp=hlptr


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами