Санта-Мария-ин-Трастевере


1143         ИталияИталия, Рим

Санта-Мария-ин-Трастевере — одна из самых древних церквей Рима. Утверждается, что это первый римский христианский храм, в котором была открыто проведена месс.

Как считают ученые, базилика была воздвигнута папой Юлием I в IV веке, хотя по традиции считается, что храм возник еще раньше: в первой половине III века, после смерти папы Каликста. Каликст был замучен в 222 году близ нынешней площади Piazza di San Callisto в Трастевере. Жил он тоже, как полагают, в этом районе; возможно, как раз на площади Санта-Мария-ин-Трастевере.

Посвящение Богоматери церковь получила в конце VIII века.

Храм основательно перестроили в начале 1140-х годов при папе Иннокентии II, причем на стройматериалы пошел камень из руин терм Каракаллы . Для папы реконструкция этой церкви была важна как способ самоутверждения, заявления о своей власти: в 1139 году наконец завершилась восьмилетняя схизма (противник Иннокентия, антипапа Анаклет II, к тому времени скончался, а преемник последнего, Виктор IV, оказался более уступчивым), и Иннокентий занял папский престол единолично. Перестройка данного храма была символическим жестом еще и потому, что Анаклет в свое время был здесь титулярным кардиналом , и Иннокентий, решив сровнять здание с землей и полностью его перестроить, стирал таким образом память о своем сопернике .

В конце XVI века была проведена реставрация церкви, а в 1617 году появился великолепный потолок главного нефа. В 1702 году реконструировали непрочный нартекс (притвор), но в целом фасад сохранил свой первоначальный облик.

В 1865-1866 годах была проведена масштабная реставрация базилики по приказу папы Пия IX. В ходе работ, к сожалению, были уничтожены многие археологические находки и разрушены другие ценности. Тогда же в главном нефе и на фасаде появились фрески (к нынешнему времени изрядно потускневшие), а в боковых нефах были созданы цилиндрические своды взамен крестовых.

Архитектура церкви Санта-Мария-ин-Трастевере: 

Несмотря на некоторые перестройки церковного здания, нынешняя базилика, в сущности, является тем самым храмом, который построил Иннокентий II. Ученые называют ее самым законченным и гармоничным памятником римской архитектуры XI-XIII веков.

Фасад и средневековые мозаики:

Фасад базилики Санта-Мария-ин-Трастевере выходит на одноименную площадь (Piazza di Santa Maria in Trastevere). Он ориентирован не на запад, как обычно бывает, а на восток.

Собственно фасаду предшествует нартекс (портик), перестроенный архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana) в 1702 году. Он имеет пять одинаковых арок, обрамленных ионическими пилястрами. Три центральные арки фланкированы ионическими колоннами из серо-голубого мрамора, оставшимися от прежнего нартекса . Над антаблементом — парапет, который в центральной части оформлен в виде балюстрады с четырьмя фигурами в стиле барокко. Статуи изображают святых Каликста, Корнелия, Юлия и Калеподия .

Расположенный выше фасад прорезан полукруглыми окнами и украшен сильно потускневшими фресками XIX века. В центральной части можно различить финиковые пальмы, а по бокам находятся совсем уж трудно различимые картины Иерусалима и Вифлеема. Изначально фасад имел три арочных окна (это хорошо видно на старинной гравюре XVI века). В XVII веке их заложили, заменив большим квадратным окном в центре и круглым в тимпане. Нынешние три окна были проделаны во время реставрации XIX века .

Главное, чем выделяется фасад базилики и чем он отличается от большинства римских церквей, обычно довольно строгих снаружи, — красочные средневековые мозаики, расположенные на вогнутой стене под треугольным фронтоном. Такая форма поверхности (cavetto) гарантирует, что пропорции мозаичных изображений не выглядят искаженными, если рассматривать их, стоя перед нартексом.

Мозаики, вероятно, датируются XII веком. Предполагают, что в XIII веке их реставрацией занимался знаменитый художник и мозаичист Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini) (ок. 1240-ок. 1330-1340), работавший также над мозаичным оформлением интерьера (алтарной части).

Сюжет мозаичного панно иногда трактуется как притча о десяти девах. Пять мудрых и пять неразумных дев изображены по обеим сторонам Богоматери, кормящей грудью маленького Иисуса. Можно заметить, что у двух неразумных дев, стоящих справа от Богоматери, на головах нет корон, и огонь в их светильниках уже погас. Впрочем, исследователи до сих пор спорят о том, кого представляют эти десять женских фигур: видимо, первоначально сюжет был иным, но, поскольку в ходе истории фигуры были сильно изменены, теперь уже трудно установить их исходный облик. Не исключено, что это были римские девы-мученицы или просто прислужницы. По другой версии, две женские фигуры с погасшими светильниками, изображают вдов, а восемь фигур с горящими светильниками являются юными девами. У подножия трона, на котором сидит Богоматерь, различимы две крошечные фигурки, изображающие безвестных жертвователей, а над ее головой — образ Святого Агнца (Agnus Dei).

Восемь центральных фигур (Мадонна с Младенцем, два донатора и четыре ближайшие к ним девы) являются наиболее древними (эти мозаики датируются XIII веком). Три крайние правые фигуры — менее древние, а три левые — появились еще позднее, однако не позднее начала XIV века.

Над мозаичной композицией находится треугольный фронтон с потускневшей фреской XIX века, изображающей Христа во славе. Он восседает, окруженный семью светильниками, ангелами и символами евангелистов, а у его ног преклонил колени папа Пий IX.

Ссылка на источник:http://www.mishanita.ru/2016/05/27/27104/


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб