Церковь Святого Креста (Ахтамар)


915—921         ТурцияТурция, Ван

Ахтамар — крестово-купольная церковь несколько видоизмененное в плане, длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м.. Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века. К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня а в 1763 году высокая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырехколонный гавит. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Более чем тысячелетний храм сохранилась без значительных видоизменений

Скульптура и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню, особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам-рельефами. При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение. Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов. Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза». На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных... на всем христианском Востоке». В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу. На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски. В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности.

Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры.

Фрески

Предполагается, что фрески церкви были исполнены под непосредственным руководством архитектора и скульптора Ахтамара Мануэла. Ахтамар по сути единственный сохранившийся памятник времени, фрески которого сохранились сравнительно полноценно и дают возможность для формирования представления о живописи эпохи и его стилевых особенностях. Сохранилось 2 слоя фресок. Предполагаестя, что в куполе было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста». Цикл начинается росписью истории Адама и Евы на барабане, а внизу в 4 алтарях в 3 ярусах исполнен обширный цикл фресок земной жизни Иисуса Христа. Примечательно также, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской, и от западной программ росписи: считается, что композиция «Второе пришествие Иисуса Христа», расположенная над входом южной экседры, является прототипом византийской редакции «Страшного Суда». Исполнены также фрески евангельских сцен, фигур апостолов и святых, орнаментальные полосы. Как отмечает Л. Дурнова фрески Ахтамарского храма «поражают динамикой не только всей фигуры, но и складок одежды».

Ссылка на источник: http://uk.rukivnogi.com/england/sights/935-zamok-chillingem


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм




Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

Достопримечательности

Города