Церковь Святого Креста (Ахтамар)


915—921         ТурцияТурция, Ван

Ахтамар — крестово-купольная церковь несколько видоизмененное в плане, длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м.. Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века. К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня а в 1763 году высокая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырехколонный гавит. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Более чем тысячелетний храм сохранилась без значительных видоизменений

Скульптура и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню, особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам-рельефами. При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение. Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов. Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза». На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных... на всем христианском Востоке». В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу. На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски. В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности.

Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры.

Фрески

Предполагается, что фрески церкви были исполнены под непосредственным руководством архитектора и скульптора Ахтамара Мануэла. Ахтамар по сути единственный сохранившийся памятник времени, фрески которого сохранились сравнительно полноценно и дают возможность для формирования представления о живописи эпохи и его стилевых особенностях. Сохранилось 2 слоя фресок. Предполагаестя, что в куполе было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста». Цикл начинается росписью истории Адама и Евы на барабане, а внизу в 4 алтарях в 3 ярусах исполнен обширный цикл фресок земной жизни Иисуса Христа. Примечательно также, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской, и от западной программ росписи: считается, что композиция «Второе пришествие Иисуса Христа», расположенная над входом южной экседры, является прототипом византийской редакции «Страшного Суда». Исполнены также фрески евангельских сцен, фигур апостолов и святых, орнаментальные полосы. Как отмечает Л. Дурнова фрески Ахтамарского храма «поражают динамикой не только всей фигуры, но и складок одежды».

Ссылка на источник: http://uk.rukivnogi.com/england/sights/935-zamok-chillingem


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм




Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб