Центральная Азия, Мавераннахр
Восстание Муканны
776 - 783 годы -нет-,
Связь с другими материалами
События
1895 - 1908 годы
Восстания батетела27.01.2011 - 27.02.2012
Революция в Йемене (2011—2012)570 год
История возникновения шахматДостопримечательности
Города
500
Бухара
☓
Белый
Сепия
Ночь
Разногласия между арабами и покоренными народами привели к ряду серьезных восстаний. В 720-722 гг. в Согдиане вспыхнуло восстание. Согдийцы вместе с тюркскими племенами захватили Самарканд. Но вскоре арабы подавили восстание. Однако согдийцы не считали себя покоренными, и после событий 722-723 гг. силы их не были сломлены. Тюрки также не подчинились, они нападали на арабов, наносили им ущерб. В годы наместнечества Ашраса ибн Абдаллаха арабы стали строить укрепления, сторожевые посты на границах с кочевой степью и одновременно проводить исламизацию. Обещая новообращенных освобождать от уплаты хараджа, Ашрас продолжал его сбор. Это вызвало протест населения Согда и Бухары, который перерос в восстание (727-728 гг.). В 728 г. согдийцы вытеснили военные отряды арабов из очень многих районов страны. В руках арабов остались только Дабусия и Самарканд. В 729 г. арабам удалось вернуть Бухару. На пять лет Мавераннахр после этих событий (за исключением Самарканда и Бухары и некоторых других мест) вышел из-под власти арабов. В 40-х-80-х годах VIII в. народные массы продолжали вести борьбу против завоевателей и установленных ими порядков. Наиболее крупным движением местного населения, охватившим всю долину Заравшана и Кашкадарьи, было восстание, вспыхнувше в 70-х годах 8 века под предводительством Хашима ибн Хакима, прозванного Муканной, что по арабски означает "закрытый покрывалом". Муканна старался придать ему религиозную окраску , проповедовал маздакизм ( все материальные блага должны делиться поровну) и социально е равенство. Началом восстания принято считать 776 г. Муканна объявил людям, что он действует от имени бога, который воплотился в нем Муканна направлял в разные области, главным образом в Мавераннахр, письма-послания с изложением свих проповедей. Последователи Муканны грабили караваны, нападали на селения, не желавшие к ним присоединиться, убивали муэдзинов и других мусульманских духовных лиц. На сторону восставших переходили один за другим мелкие города и села Кашкадарьи и Зарафшана. Муканну поддерживали в основном согдийские земледельцы. Большая же часть дехканской знати помогала арабским военачальникам в ликвидации движения Муканны. Арабы и арабофильствующие элементы в период восстания стали покидать Мавераннахр. Большая группа беглецов появилась в Багдаде. События настолько обеспокоили аббасидского халифа ал-Махди, что он решил сам взять в свои руки руководство военными операциями против Муканны. Ал-Махди собрал большое хорошо вооруженное войско, часть которого отправил в Мавераннахр, а с другой частью двинулся в Нишапур, чтобы оттуда руководить подавлением восстания. Муканна позвал на помощь тюрков. В апреле 776 г. у стен селения Наршахи произошло сражение между арабскими войсками и последователями Муканны. Повстанцы были разбиты. Начался второй этап борьбы. На втором этапе напуганная размахом согдийская знать перешла на сторону халифата. В 778 г. войскам халифата удалось завладеть Самаркандом и продолжить наступление на восставших. В 783 г. арабскими войсками была захвачена крепость Санам в которой находился Муканна. Все защитники крепости были казнены. Сам Муканна покончил с собой. Со смертью Муканны движение не было окончательно разгромлено. Оно продолжалось еще в течение 100 лет. Последователи его учения ждали его, верили ему и вели проповедь вплоть до XII в. Несмотря на поражение, народное восстание имело огромное значение в истории Ср. Азии. Борьба которую вели народные массы против Арабского халифата, явилась ярким примером мужества и свободолюбия народов Ср. Азии. Последним восстанием в Согде было народное выступление против халифата под руководством Рафии ибн Лейса (806- 810 гг), проповедовавшего также лозунги маздакизма . Оно было подавлено , после чего правители халифата пришли к выводу , что более целесообразно иметь в качестве наместников в восточных провинциях (Ср.А.) представителей местных династий. Это положило начало новой эре в истории Среднеазиатской государственности. Ссылка на источник: http://www.test-uz.ru/history_test_view.php?id=113 |