Старый город в Дамаске


3 тыс. лет до н.э.         СирияСирия, Дамаск

Дамаск - Damascus (франц. Дамас - Damas , араб. Димешк - Dimashq , или Димешк-аш-Шам, в более ранние периоды также Демшак, Димаску, Дурмешк и др.) - столица Сирийской Арабской Республики, отдельное столичное губернаторство (мухафазат) и центр Дамасского сельского мухафазата, расположен на 33,5°с.ш. и 36,25° в.д., на Сирийском плато, на высоте 690 м над уровнем моря, на пересекающих город реке Барада и её протоках, в центре цветущего оазиса Гута, в окружении пустынь и полупустынь, в зоне высокой сейсмической активности.

Во всех направлениях из города расходятся автомобильные дороги: автострады на север до Халеба (с ответвлением к Средиземноморскому побережью до Латакии), на юг до границы с Иорданией (от Дамаска около 250 км до Аммана), на запад до границы с Ливаном (до Бейрута всего около 80 км), шоссе на восток ведёт через Сирийскую пустыню в Пальмиру, к реке Евфрат и далее в Ирак. Дамаск - это также железнодорожный узел и, в частности, начальный пункт Хиджазской железной дороги, введённой в действие в 1908г. для доставки мусульманских паломников на хадж в Мекку.

Дамаск - главный политический и культурный центр страны, крупный промышленный комплекс - машиностроительная, текстильная, пищевая, кожевенная, мыловаренная, цементная промышленность, самое разнообразное ремесленное производство, строительство. Население Дамаска все последние десятилетия быстро растёт и к началу ХХI века превысило 2000 тыс. человек, а вся агломерация Дамасского оазиса имеет до 4 млн. жителей, что составляет более четверти населения всей страны.

Город возник в очень давние времена (археологи называют 3-е или даже 4-е тысячелетия до н.э.). Первое письменное упоминание относится к ХVI веку до н.э., когда Дамаск был под властью египетских фараонов. В ХI-VIII вв. до н.э. он был столицей сильного арамейского государства - Дамасского царства. Затем наступили многие века владычества здесь целого ряда сменявших друг друга доминировавших в Передней Азии держав, среди которых наибольшее влияние на развитие города оказали ассирийцы, персы, Селевкиды и Римская империя.

В 635г. продолжающих древнеримскую градостроительную традицию византийцев сменили арабские последователи Мухаммеда, и Дамаск с тех пор относится к Исламскому миру. В 661-750 гг., при династии Омейядов, он даже был столицей всего огромного Арабского халифата. После того, как следующая династия Аббасидов перенесла столицу в Багдад, Дамаск остался хотя и провинциальным, но важным центром халифата, а затем центром многих небольших феодальных владений, сначала арабских, а с ХI века - сельджукских династий.

ХII век был особо значимым в истории города. В это время он оказался одним из главных центров борьбы мусульманских владетелей с крестоносцами, захватившими в начале ХI века всё восточное побережье Средиземного моря, Палестину и Ливан. Дамаск на какое-то время стал опорным пунктом и резиденцией наиболее значимых и успешных борцов с крестоносцами - последнего сельджукского правителя из династии Зенгидов Нур-ад-Дина (в 1150-х - 1170-х гг.) и основателя новой династии Айюбидов Салах-ад-Дина (Саладина, 1170-е - 1190-е гг.).

В дальнейшем Дамаск последовательно был провинциальным центром двух крупных мусульманских держав, долгое владение каждой из которых внесло многое в развитие города и, по сути, наложило наибольший отпечаток на современный архитектурный облик его старой части. Это были государства египетских мамелюков (1260-1516) и османских турок (1516-1918). Долгое время особая роль Дамаска в Исламском мире заключалась в том, что здесь собирались паломники из множества стран, чтобы затем в составе охраняемых караванов двинуться через Сирийскую пустыню на юг в направлении Мекки.

После крушения Оттоманской империи в 1-й мировой войне и последовавшим за этим периодом французского колониального управления на основе мандата (в Дамаске была большую часть времени резиденция губернатора) в 1946г. Сирия обрела независимость, и Дамаск стал её столицей.

Первоначально Дамаск возник как сельское поселение - небольшое укрепление и место стоянки караванов в самом центре оазиса Гута, на южном бе-реге одного из протоков реки Барада - Баниас. Все последующие века он расши-рялся сначала на восток, а затем главным образом в западном и южном направле-ниях, осваивая относительно более пологие территории вдоль южных склонов отрога Антиливанского хребта - горы Кассиун, а затем и поднимаясь на эти склоны. На вершине горы, возвышающейся над центральной частью города на 450м, сейчас находится телебашня и видовая площадка, откуда открывается изумительный вид на город, в том числе, на его исторический центр.

Долгое время застройка города оставалась в пределах территории, ограниченной крепостной стеной, сохранившиеся части которой относятся в основном к периоду римского владычества, хотя она обновлялась, и усиливалась позже многими мусульманскими правителями. Эта территория, и являющаяся, собственно Старым городом - объектом Всемирного наследия, имеет неправильную, в чём-то среднюю между прямоугольником и овалом, форму. Она вытянута в широтном направлении и имеет наибольшие поперечники 1500 и 800 м. Весь Старый город имеет площадь порядка 95 га. Сейчас здесь проживает не менее 100 тыс. человек, а также располагается значительная часть традиционной рыночной торговли и ремесленного производства всего Дамаска.

Исторически в разных частях Старого города достаточно обособлено проживали: мусульмане - на западе, христиане - на северо-востоке, иудеи - на юго-востоке, курды и черкесы - на севере. Соответственно, в этих частях города возводились свойственные этим группам населения здания и сооружения.

Особенностью планировки Старого города Дамаска является соединение в ней характерных черт регулярной прямоугольности, унаследованной ещё от эл-линистического градостроительства Селевкидов, и стихийной запутанности тра-диционного мусульманского города. Главная широтная улица пересекает весь Старый город. На западе - это Мадхат-Баша, на востоке - Баб-Шарки, но есть и её полуофициальное общее название - Прямая улица. Несколько меридиональных более коротких улиц пересекают её под прямым углом. А остальная планировка - это множество очень узких улочек и переулков. Некоторые из них также сохра-няют в плане черты прямоугольной системы, но другие идут как бы совершенно бессистемно, имея множество изгибов, разветвлений и тупиков.

Северо-западный угол Старого города занят Цитаделью - наиболее сильной крепостью и резиденцией бывших властителей города. В том виде, в котором её сооружения дошли до настоящего времени, она была возведена в 1076-78 гг. и затем еще не раз разрушалась, восстанавливалась и укреплялась. В начале 2000-х годов этот прямоугольный в плане комплекс, имеющий площадь около 3,5 га, с 12 башнями, тремя воротами и остатками дворца, интенсивно реставрируется и должен стать важным объектом посещений туристами.

Значительная часть территории на западе Старого города, к югу от Цитадели, та, куда прежде всего попадают в Старый город из современного центра Дамаска, занята системой рынков. Эта часть имеет прямоугольную планировку, ряд её улиц перекрыт металлическими полуцилиндрическими кровлями. Самая знаменитая и выразительная по облику - Сук аль-Хамидия - приобрела современный вид во второй половине ХIХ века. Она имеет длину около 400м и соединяет главный вход в Старый город с площадью перед наиболее выдающимся памятником архитектуры Дамаска - Мечетью Омейядов.

На этом месте всегда располагалось главное святилище города: арамей-ское - бога Хадада, древнеримское - Юпитера Дамасского, византийское - базили-ка Св.Иоанна Крестителя. От всех них сохранились, как в самой мечети, так и в её ближайшем окружении, некоторые материальные свидетельства - сам план комплекса, основания, фрагменты колоннад, арок, встроенные в современное зда-ние мечети архитектурные детали.

Однако в основном Большая мечеть Омейядов обрела сохранившееся до настоящего времени архитектурно-планировочное решение в 705-715 гг. при ха-лифе Валиде I. Весь её ансамбль: огромный прямоугольный двор, окружённый с трёх сторон двухярусными аркадами с великолепными мозаиками VIII века, об-наруженными под слоем штукатурки только в 1927г., и фигурным мраморным мощением; восьмигранный на колоннах, также украшенный мозаиками, павильон сокровищницы в центре двора; три мощных, но разных по архитектуре, разновременно возведённых минарета; многоколонный, также великолепно укра-шенный, молитвенный зал площадью более 5000 кв. м, - производит неизгладимое впечатление «одного из чудес света». Здание мечети неоднократно тщательно реставрировалось (в том числе, после сильного пожара в конце ХIХ века) и в начале ХХI века находится в прекрасном состоянии.

Помимо двух названных уникальных архитектурных ансамблей, Старый город Дамаска обладает огромным количеством интересных в архитектурном и мемориальном отношении зданий и сооружений, органично «встроенных» в его историческую среду. На схеме памятников Старого города нанесены 250 объектов - почти 50 мечетей, около 20 медресе, более 20 гостиниц «ханов», более 20 фонтанов, 12 церквей, 9 ворот в крепостной стене и 85 жилых домов самой разной величины и богатства оформления.

Немыслимо здесь даже просто перечислить их. Но нельзя не назвать хотя бы некоторые. Среди них: мавзолей Салах-ад-дина (1195г.), больница-маристан Нур-ад-дина (1154-64 гг., ныне здесь музей арабской медицины и служба охраны памятников Старого города), медресе аль-Адилия (1171-1222 гг., ныне - академия наук), медресе аз-Захирия (1277г., ныне - национальная библиотека).

Вблизи Большой мечети в переулках таится вход в роскошный комплекс дворца Каср-аль-Азем (1749г., бывшая резиденция одного из турецких губернаторов) с несколькими богато озеленёнными и обводнёнными дворами. В середине 1950-х гг. этот комплекс, ранее бывший в запустении, был тщательно отреставрирован. Позже высокое качество этой реставрации было отмечено премией Ага-хана. В богато украшенных комнатах дворца сейчас располагаются экспозиции музея искусств и народных традиций Сирии.

Турецкий период в истории Дамаска в архитектуре Старого города представлен сравнительно поздними купольными мечетями Синан-паша (1586-1591 гг.) и Дервиш-паша (1574г., исключительно интересные фаянсовые декора-ции в интерьере), караван-сараями - ханами аль-Харир (1572г.), Асаад-паша (1752г.) и др., несколькими банями - хаммамами, фонтанами и многими жилыми домами, в том числе - дворцового типа, как например, Джабри-хауз (ныне – попу-лярный и доступный для молодежи ресторан в национальном духе), аль-Ширази, аль-Куатли, Принс-Абдул-Кадир и др.

В восточных христианских кварталах Старого города находятся здания христианских церквей множества религиозных направлений: Св.Марии (ныне - резиденция Антиохийской патриархии Греческой православной церкви), Св.Сергия (Армянская патриархия), Св.Георгия, Францисканская церковь католиков и др. В подземелье под «Домом Св.Анания» - одного из первых святых в христианском синодике, находится капелла, посвящённая апостолу Павлу. Ему же посвящена уже в 1939г. церковь, расположенная внутри бывших ворот Баб аль-Кисан в городской стене (ведь именно отсюда, согласно легенде, Св.Павел сумел чудесным образом спастись от преследования).

И вся архитектурная среда Старого города обильно насыщена множеством малых форм и деталей - айванов, михрабов, балконов со сложными решётками, перекрывающих переулки арок, фонтанчиков. Большую специфику облику города придаёт цветовое решение фасадов многих зданий, в котором чередуются светлые и тёмные горизонтальные полосы - так называемый стиль «аблак». А весь старый город окружён сохранившейся на большом протяжении стеной с целым рядом башен, как, например, башня Нур-ад-дина (1163-1173 гг.), и ворот - Баб аль-Сагир, Баб аль-Шарки, Баб аль-Тума и др., воздвигнутых в основном в ХII-ХIV вв., причём некоторые ещё на римских основаниях.

За пределами стен Старого города находится ещё некоторое количество древних памятников: в бывшем северном пригороде, на склонах горы Кассиун в районе Салихия, а также находящаяся западнее Старого города знаменитая мечеть Такия-Сулеймания, построенная в 1554г. великим турецким архитектором Синаном.

Старый город Дамаска продолжает и ныне выполнять свои функции как традиционный религиозный, торговый, ремесленный и развлекательный центр города. Он полон жизни, звуков, запахов, движения. Недаром в Дамаске еже-годно проводится Международная ярмарка цветов, а символом города является Дамаская роза. Здесь оживает память о событиях многовековой истории, о великих деятелях, бывших здесь - полководцах и властителях, апостолах и фило-софах.

Номинация № 20. Включение - 1979г. Критерии I, II, III, IV, VI «Старый город Дамаска».

Ссылка на источник: http://www.infoisto.ru/goroda/siriya/damask/


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб