Пном Бакхенг


889—910         КамбоджаКамбоджа, Ангкор

Пном Бакхенг некогда был главным храмовым комплексом столичного региона Ангкор. После многих веков забвения сейчас он снова открыт для посещения. Храм Пном Бакхенг был возведен в конце IX в. в честь бога Шивы. Инициатива его строительства принадлежит королю Яшоварману I.

Придя к власти, он принял решение создать новую столицу Кхмерской империи — ею стал город Яшодхарапура, который был выстроен к северу от озера Тонлесап. Впоследствии этот город стал известен под названием Ангкор, ныне он лежит в руинах.

Новому центру государства требовался и новый величественный храм, в результате в центре Яшодхарапуры на естественном холме был построен храм Пном Бакхенг. От стен храма Пном Бакхенг открывался вид не только на всю столицу Кхмерской империи, но и на соседние два холма, увенчанных храмами, которые также были построены при Яшовармане I. Это храмы Пном Кром и Пном Бок.

В ходе храмового строительства времен правления Яшовармана I сформировался архитектурный стиль бакхенг, который проявился в декорировании сооружений. Однако в целом традиции были соблюдены.

История Ангкора оборвалась в XV в., тогда город был покинут его жителями и навсегда заброшен. Причины запустения столицы до сих пор являются темой обсуждения для специалистов. На протяжении многих столетий храм Ином Бакхенгоставался заброшенным, он зарастал и постепенно разрушался под действием мощных корней деревьев, воды и ветров. Фрагменты стен использовались в качестве строительных материалов для возведения новых культовых сооружений. В частности, буддистские монахи начали из обломков создавать статую сидящего Будды, правда, идея так и не была воплощена в жизнь. Вновь Пном Бакхенг открыли лишь в середине XIX в.

В плане здание храма Пном Бакхенг имеет квадратную форму, первоначально его окружала стена, протяженность которой превышала 4 км. К вершине холма вели четыре широких лестницы, по одной с каждой стороны. Площадь каждой из террас, составляющих часть храмового комплекса, пропорционально уменьшается от основания к вершине холма. Террасы были украшены многочисленными скульптурами львов, небольшая часть из которых сохранилась до наших дней.

Устройство храма Пном Бакхенг имеет глубокое символическое значение, в каждой детали зашифрован определенный посыл, который был понятен современникам. Комплекс выстроен террасами в семь уровней, каждый из которых символизирует одно из семи небес. Храм венчают пять больших башен-прасатов из песчаниковых блоков, стоящих по форме рисунка на игральной кости, четыре из них имеют по два входа.

Ниже размещены 104 меньших по размеру башен. В целом расположение башен таково, что с одной стороны их можно увидеть лишь 33, и в этом заключался особый замысел архитектора. Таково число богов, живущих на горе Меру. Кроме того, специалисты находят в конструкции храма много отсылок к астрономическому календарю, в том числе символы земного года и юпитерианского, а также шестидесятилетнего цикла самватсары.

Центральное святилище имеет 8 м в диаметре. Своды его колонн украшены барельефами женских божеств, а также фигурами божеств деват, морских чудищ макар и апсар — индуистских полубогинь. Лишь этот главный прасат имел четыре входа, что подчеркивало ключевое значение этого помещения во всем комплексе.

Ссылка на источник: http://3spm.ru/pnom-bakxeng-xram-v-kambodzhe.html


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

Достопримечательности

Города