Монастырь Ганина Яма


2000         РоссияРоссия, Екатеринбург

Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма – один из самых молодых в России. Он создан на месте острейших драматических событий, где была поставлена последняя точка в земной жизни членов последней Царской семьи.

Именно сюда в июле 1918 г. были привезены для уничтожения из ипатьевского дома Екатеринбурга тела членов Царской семьи, а также их верных слуг.

В последнее десятилетие ХХ в. на Ганину яму устремились паломники со всех концов России. В 1991 г. в д. Коптяки (расположенную неподалеку от урочища Ганина яма) приехал известный русский писатель Владимир Солоухин. Его проводником к месту трагедии стал старик, который еще мальчишкой видел место, где сжигали останки.

В том же 1991 г. по благословению архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека на Ганиной яме был установлен первый Поклонный крест.

17 июля 1992 г. на место уничтожения останков Царской семьи прибыл первый архиерейский Крестный ход. Так зарождались современные Царские дни – дни памяти Царственных Страстотерпцев.

В ночь на 17 июля 1995 г. у креста над Ганиной ямой была совершена первая Божественная Литургия. После этого ночные Литургии в трагический день памяти стали совершаться здесь каждый год. Церковь еще не прославила подвиг Царской семьи, но народное почитание уже предвещало скорую канонизацию Царственных Страстотерпцев.

На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем в Москве 14 августа 2000 г., Царская семья была прославлена в чине святых Царственных Страстотерпцев.

23 сентября 2000 г. во время своего визита на уральскую землю Святейший Патриарх Алексий II посетил урочище Ганина яма. Предстоятель Русской Православной Церкви заметил, что лучшим увековечиванием памяти на Руси всегда было строительство Божиего храма или монастыря. Так было получено патриаршее благословение на учреждение монашеской обители на Ганиной яме. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поставил свою подпись на генеральном плане монастыря. Этот документ сегодня бережно хранится в музее обители. Однако этому первому плану не суждено было воплотиться в жизнь. Живой интерес к святому месту был настолько велик, что сразу стало понятно: в одном храме люди не смогут размещаться.

Чуть позже Первосвятитель пишет в Екатеринбургскую епархию: «Надеемся, что строительство скита на месте уничтожения тел Царственных Страстотерпцев в Ганиной яме, где в скором времени тоже будет возноситься церковная молитва, изгладит последствия страшных преступлений, совершившихся на многострадальной уральской земле».

В тексте нового генерального плана развития обители эта мысль выразилась таким образом: «В плане монастырского комплекса с первого взгляда прочитывается абрис (контурный рисунок) Пасхального яйца – символа Великого Воскресения». Чертеж, представляющий уже совсем иную обитель, в музее монастыря соседствует с первым. Между созданием этих документов – несколько недель.

28 декабря 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода на месте уничтожения останков членов Царской семьи был учрежден мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев.

С этого момента началась новейшая история молодого монастыря. Его строителем стал схиигумен Сергий (Романов).

Сердцевина монастыря, святое место – шахта № 7, где были растерзаны останки членов Царской семьи, и которая, по сути, сама стала настоящим Антиминсом. Так ее назвал в своей проповеди после молебна Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Все пространство Ганиной ямы – это живой Антиминс, пронизанный частицами сожженных святых мощей».

Сейчас шахта огорожена специальной галереей, вокруг нее с обеих сторон воздвигнуты храмы. Вдоль галереи расположены лампадки, они зажжены в память об ушедших отсюда в вечность Царственных Страстотерпцах и в вечернее время освещают путь паломникам, а также участникам ежевечернего монастырского крестного хода. У спуска к шахте стоит памятный камень. На нем высечена фраза из книги пророка Амоса: «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь» (Амос 2;1). В Библии, которую читали члены Царской семьи перед смертью, осталась закладка именно на этих словах, словно Страстотерпцы предвидели, что и их кости будут пережжены в известь.

Здесь же, у шахты № 7, расположен Поклонный крест из мореного дуба. Этот дуб тоже имеет свою историю. Он вырос на станции Прохоровка под Белгородом и стал «свидетелем» великого русского танкового сражения, произошедшего 12 июля 1943 г. и обеспечившего коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Память о людях жива, пока о них возносится молитва Господу. Поэтому во время панихид, совершаемых на этом месте, в монастыре молятся о всех невинно убиенных и умученных в страшные годы гонений за веру.

Храмы обители построены из дерева, как на Руси в древности. А семь их – по числу членов Царской семьи. Каждый из построенных храмов в освящении обрел незримую духовную связь с Царственными Страстотерпцами.

Храмы

Храм святых Царственных Страстотерпцев

Закладка первого камня в основание храма состоялась 1 октября 2000 г., а уже 27 декабря 2000 г. было совершено освящение храма. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия начались богослужения.

Замечателен в Царском храме иконостас. Художники решили сделать его в древнерусском стиле ХV в.: с резными царскими вратами и столбиками. Для нижнего ряда была выбрана Феодоровская икона Божией Матери. У этого чудотворного образа Михаил Феодорович Романов, первый из царской династии Романовых принес 14 марта 1613 г. обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Справа от Спасителя помещена храмовая икона святых Царственных Страстотерпцев. С другой стороны – икона преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, около нее в специальном ковчежце хранятся частицы их мощей - дар Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра, побывавшего в монастыре 19 мая 2004 г. Также в нижнем ряду на столбцах установлены иконы: небесного покровителя Императора Николая II – святителя Николая Чудотворца, а также тех святых, которые были прославлены Русской Православной Церковью после падения большевистского режима – праведного Иоанна Кронштадтского и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Когда писались иконы, в обители закладывались храмы преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, поэтому в иконостасе решили поместить и их иконы.

Одна из самых почитаемых святынь монастыря хранится именно в этом храме. Это крест-мощевик, принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам. Небольшой крест был отлит в 1710 г. и в конце ХVIII в. передан князьями Шаховскими царствующему Дому Романовых. Он спаян из нескольких литых частей. На обратной стороне креста выгравированы слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня...». Здесь также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике: Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; апостола Андрея Первозванного; праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих.

История сохранения креста-мощевика удивительна. Протоиерею Григорию Пономареву его передала родная сестра Мария от монахини Серафимы, получившей этот крест от членов императорской семьи. В 1999 г. после кончины отца Григория крест-мощевик был передан в екатеринбургский храм Преображения Господня.

В апреле 2001 г. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий принял решение о передаче этого креста в монастырь на Ганиной яме. Это знаменательное событие произошло в день рождения Императора Николая II и день памяти Иова Многострадального – 19 мая 2001 г.

Царский крест-мощевик крестным ходом после молебна святым Царственным Страстотерпцам на Вознесенской горке Екатеринбурга в специально изготовленном для этого торжества киоте был перенесен на Ганину яму. Крестный ход пришел в монастырь часов в 12 ночи, и сразу началась Литургия. После нее Царским крестом владыка осенил святое место – шахту № 7 и строящийся монастырь.

Сегодня в ковчежце со святыней хранится еще одна удивительная реликвия – кольцо с монограммой, принадлежавшее великой княжне Ольге Николаевне Романовой.

Храм преподобного Серафима Саровского

10 марта 2001 г. была совершена закладка первого камня в фундамент.

Храм имеет два придела: верхний – во имя преподобного Серафима и нижний, освященный в честь его любимой иконы Божией Матери «Умиление». Нижний придел храма – особенный. Он – монашеский, поскольку здесь перед иконой Пресвятой Богородицы «Умиление» братия читает Неусыпаемую Псалтирь. В Богородичный храм миряне приглашаются только в престольный праздник.

Император Николай II очень почитал преподобного старца и способствовал его прославлению. Святейший Синод в январе 1903 г. извещал: «Благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его – святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою».

Августейшая семья присутствовала в Дивеево на канонизации преподобного Серафима Саровского и молилась о даровании наследника. Через год после посещения Дивеевской обители родился цесаревич Алексей Николаевич.

Храм Серафима Саровского в обители был освящён архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием 7 июня 2001 г., в день рождения государыни Александры Феодоровны.

Храм преподобного Сергия Радонежского

С древних веков утвердился благочестивый обычай – во всех важных случаях русские князья, а позже – цари, испрашивали благословения у преподобного Сергия Радонежского, сначала при его жизни, а потом, прося его небесного заступничества. Эту традицию свято хранила и семья Императора Николая Александровича.

15 марта 2001 г. была совершена закладка храма преподобного Сергия Радонежского, а освящён он был 18 июля 2001 г., в день обретения мощей преподобного, и в 83-ю годовщину убийства в Алапаевске преподобномученицы Елисаветы, самым трепетным образом почитавшую Сергия Радонежского как небесного покровителя своего супруга – великого князя Сергея Александровича Романова.

Высота храма Сергия Радонежского – около 27 м. Он – многоярусный, что не совсем типично для русской архитектуры. Хотя подобные примеры и встречаются. К примеру, Ильинская церковь в Белозёрске и Вознесенская – в Торжке.

В Царском храме монастыря находится Крест-мощевик, в котором имеется частица мощей преподобного Сергия Радонежского, а в иконостасе Царского храма – его икона. Частица мощей игумена Земли Русской находится и в Свято-Никольском храме обители.

В Свято-Сергиевском храме хранится список с чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская», сделанный ещё при жизни Царственных Страстотерпцев. В алтаре – образ Богородицы «Троеручица», подаренный обители святогорскими монахами сербского Хиландарского монастыря.

Храм иконы Божией Матери «Иверская»

11 апреля 2001 г. началось строительство четвёртого храма обители в честь иконы Божией Матери «Иверская». Пять месяцев спустя, 22 сентября, храм был освящен.

Паломников, прибывших в монастырь, встречает на вратах Иверский образ Божией Матери.

Почитание Иверского образа было широко распространено по всей Российской земле.

Все русские государи, прежде чем въехать в Первопрестольную, обязательно преклоняли колена перед Иверской иконой Пресвятой Богородицы. Поэтому для обители образ «Вратарницы», как его еще именуют, был специально написан на святой горе Афон. В Екатеринбург он прибыл в июле 2002 г. Около трёх месяцев этот образ пребывал в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга, а затем был доставлен в обитель. Сейчас по многочисленным просьбам паломников он находится в Свято-Никольском храме.

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

Весной 2001 г. был заложен монастырский храм святителя Николая Чудотворца.

Спустя год, 19 мая 2002 г., храм был освящен. Семнадцать куполов, семнадцать крестов придают храму удивительно торжественный вид. Их число напоминает нам о 17 июле – дате уничтожения царских останков. Высота храма также составляет 17 м.

Свято-Никольский храм находится вблизи «открытой шахты №7», рядом с одним из кострищ, где уничтожались останки Августейшей семьи.

В храме пребывает особая святыня – икона святителя Николая Чудотворца – небесного покровителя Николая II, находившаяся с Императором в доме Ипатьева. Как свидетельствует хранитель иконы священник Владимир Ведерников: Государю незадолго до смерти удалось незаметно передать этот чтимый им образ двум монахиням Ново-Тихвинского монастыря. Впоследствии одна из сестер в конце 50-х годов вручила в Екатеринбурге эту икону совсем ещё молодому священнику. В 2002 г. уже пожилой батюшка передал святой образ Царской обители.

19 мая 2002 г. генеральный директор УГМК Андрей Анатольевич Козицын, один из самых постоянных и заботливых ктиторов монастыря, преподнёс в дар храму еще одну писанную в ХIХ в. икону святителя Николая Чудотворца со словами: «Мы находимся в вечном долгу перед Императором и членами его семьи. Пройдут годы, прежде чем будет снято проклятие за совершённое здесь 80 лет назад злодеяние. Надеюсь, что сегодня, освятив в день рождения Николая II этот храм, мы все стали немного чище».

В конце мая 2002 г. в Екатеринбург прибыла написанная специально для храма икона Николая Чудотворца – дар итальянско-российского Фонда святителя Николая Чудотворца. По свидетельству очевидцев иконописцу долго не давался образ святителя Николая. И вдруг ночью он приснился ему. Иконописец при пробуждении набросал образ прямо на стене, а позже перенес его на доски. После написания икона была доставлена в итальянский город Бари, где ее освятили на мощах святителя Николая, после чего доставили в Екатеринбург. На въезде в город святыню встретили тысячи горожан. Святыню принесли крестным ходом в Свято-Троицкий Кафедральный собор. Немного позже икона была торжественно перенесена в монастырь.

На противоположной стене храма находится икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Как свидетельствует подпись, образ написан на Афоне в 1913 г. к 300-летию Дома Романовых.

Вблизи иконостаса установлен ковчег с частицами святых мощей: преподобного Макария Великого, преподобного Ефрема Сирина, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Пантелеимона, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Сергия Радонежского, святителя Иоанна Тобольского и других угодников Божиих.

Храм праведного Иова Многострадального

День рождения Государя Николая II приходится на 19 мая, день, когда Православная Церковь чтит память праведного Иова Многострадального. Позднее, в тяжелые годы царствования, Император не раз упоминал это обстоятельство, говоря о своей внутренней готовности принять испытания, которые одно за другим обрушивались на него и в государственной, и в личной жизни.

Иову Многострадальному посвящен храм, закладка которого состоялась 9 февраля 2003 г. Он освящен архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием 23 сентября 2003 г.

Это – храм для монастырской братии. Он расположен сразу за шахтой №7, вокруг которой каждый вечер совершается покаянный Крестный ход.

В 4000 км от Екатеринбурга, в Брюсселе, находится другой храм праведного Иова Многострадального, также посвященный Августейшей семье.

В 1920 г. следователь Николай Соколов, изучавший обстоятельства гибели членов Царской семьи, передал в эмиграции князю Ширинскому-Шихматову те малые частицы их останков, что обнаружил на Ганиной яме в 1919 г.

1 октября 1950 г. при Великом освящении брюссельского храма праведного Иова митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Анастасий, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, благословил замуровать в стене эти бесценные частицы мощей Царственных Страстотерпцев, запечатанные в свинцовом цилиндре.

Храм иконы Божией Матери «Державная»

6 февраля 2002 г. был совершен чин закладки храма Державной Иконы Пресвятой Богородицы, явленной в день, когда русскому народу сообщили об отречении Императора от престола Российского – 15 марта 1917 г. С того дня Сама Божия Матерь взяла под Свой Покров наше Отечество, поэтому на иконе Богородица изображена с державой – символом государственной власти. В память об этих событиях в монастыре и было решено создать Богородичный храм.

К большой скорби братии в 2010 г. огонь его уничтожил.

18 мая 2013 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил закладной камень в основании храма иконы Божией Матери «Державная» и благословил его восстановление. «На сем камне основати церковь… Благословляется и освящается основание сие» – звучало в этот день над Ганиной ямой. Заново отстроенный храм стал самым вместительным в обители.

26 ноября 2014 г. митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил в нем первую Божественную Литургию.

Жизнь монастыря

Помимо святынь в монастыре есть свои достопримечательности, любимые паломниками.

В 2008 г. из Киева был привезен в дар обители бюст Императора Николая II. Он был торжественно установлен в 2009 г. При установке стало очевидным, что в монастыре, где с любовью чтят память всей Царской семьи, должны быть памятники и остальным ее членам.

В июле 2011 г. в монастыре появился монумент императрицы Александры Феодоровны, установленный на средства, собранные братией монастыря. Бронзовая скульптура святой Страстотерпицы Александры Феодоровны выполнена уральским скульптором Игорем Акимовым и изготовлена в литейной мастерской «Дубровин» (г. Екатеринбург).

Памятник императрице был установлен во время проведения фестиваля «Царские дни». На открытии памятника Владыка Викентий сказал: «Царская семья всегда встречала нас в монастыре невидимым образом. Но мы не всегда это осознавали. Отныне их зримый облик, отлитый в бронзе, позволит нам постоянно помнить, что мы находимся под их защитой и покровительством».

16 ноября 2011 г., в день рождения великой княжны Ольги Николаевны Романовой, был установлен памятник «Царские дети». На памятнике установлена табличка со словами из дневника священника, исповедавшего семью Императора перед гибелью: «Царские дети были удивительно нравственно чистыми. Дай Бог, чтобы все дети были так нравственно высоки, как дети Царя». Монумент, покрытый патиной, также отлит в мастерской «Дубровин». Его высота – 2,9 метра, вес – свыше 2 тонн. Иван Дубровин, руководитель мастерской, отлившей памятник, сказал на церемонии открытия: «Самое главное, что они – единое целое, они – семья, они неразрывно находятся вместе. Наша идея состояла в том, чтобы показать, что это были очень красивые и благородные люди». Монумент также создан на средства, собранные братией монастыря.

Все памятники связаны аллеей, ведущей в храм Царственных Страстотерпцев. Августейшая семья словно сопровождает паломников по всей обители. Император Николай II их встречает неподалеку от входа в монастырь, императрица Александра Феодоровна указывает путь к Царскому храму, а цесаревич Алексий и великие княжны зовут поклониться подвигу Царственных Страстотерпцев у шахты №7.

Также в общий архитектурный ансамбль гармонично вписаны: музей, колокольня, сухой колодец, беседка для отдыха паломников.

Уже к началу строительства обители сам Екатеринбург настолько разросся, что практически приблизился к монастырю. От его окраины до ворот обители всего около 2-х километров. Поэтому с одной стороны, близость к крупному мегаполису обеспечивает паломникам и гостям транспортную доступность к монастырю, с другой – обитель остается в уединенном месте, что позволяет монашествующим заниматься тем, к чему они и призваны – к молитве о спасении человеческих душ.

И монашеская молитва здесь никогда не угасает. Утренняя молитва начинается в 6.30 и продолжается братским молебном. Далее читается акафист святым покровителям обители – Царственным Страстотерпцам.

Каждый день в разных храмах служится по две Литургии. Все 24 часа в сутки, в нижнем приделе храма Серафима Саровского монахи, сменяя друг друга, читают Неусыпаемую Псалтирь.

Главное дело монаха – это молитва, и братья стараются молиться за всех просящих. Таинство покаяния совершается ежедневно в Царском храме, а по праздничным дням может совершаться в нескольких храмах одновременно.

Насколько же возможно для паломников увидеть духовную жизнь монастыря? Есть та ее часть, которая открывается мирянам, и та, что сокрыта от них и не выходит из келий, с братского правила. Паломник может принять участие в монастырских богослужениях, пообщаться с духовником обители. Именно ради этого люди и приезжают в монастырь. В Царской обители духовник принимает паломников несколько раз в неделю. К нему можно прийти, чтобы просто поговорить о житейских проблемах.

Хорошо, когда человек приезжает в монастырь на несколько дней. Тем более, что с ноября 2013 г. у паломников появилась возможность круглосуточного размещения в Паломническом центре «Ганина яма», расположенном в 100 м от монастыря. Человек, приехавший в монастырь не на один день, может вдумчиво помолиться, исповедаться, причаститься, принять деятельное участие в жизни обители.

В ночь с 16 на 17 июля после службы в Храме-на-Крови несколько десятков тысяч человек каждый год проходят от места убиения Царской семьи до места уничтожения останков Царственных Страстотерпцев 23-х километровым крестным ходом. Все это говорит о том, что любовь к Царской семье не оскудевает в народе. Еще в богоборческие времена люди десятилетиями тайно хранили у себя фотографии Государя, Царской семьи, совершали домашние молитвы об упокоении страдальцев.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего пребывания в монастыре на Ганиной яме 18 мая 2013 г. сказал:«Наверное, теми, кто убивал Царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководил, с одной стороны, страх, а с другой стороны – ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного Государя Императора и его семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о Царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего Императора, началось поминовение Государя и его семьи, почитание страшного ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел.

Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего

Государя и его семьи. И возникает вопрос: а как все это стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения – кондака Святой Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову сокрушил еси силу». Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу – оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, – временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление Царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!»

Особое внимание монастырю уделяет и священноархимандрит обители митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Владыка обстоятельно вникает как в духовные, так и хозяйственные нужды монастыря.

В одной из своих проповедей наместник Царской обители архимандрит Пимен сказал: «Я очень благодарен и всем насельникам, которые сейчас трудятся в обители, и Владыке – митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Они – для меня лучшие учителя жизни. Я приобретаю у них драгоценный монашеский опыт, и очень радуюсь тому, что Господь однажды нас свел».

Монастырская жизнь устроена так, что кроме молитвы здесь всегда требуется и труд. Сейчас среди монашеских послушаний порой встречаются весьма интеллектуально емкие, но основная часть, как и в старые времена, предполагает физический труд ради спасения братии, а также ради пропитания ее и паломников и для обеспечения жизнедеятельности обители. Святые отцы сравнивали молитву и труд с двумя веслами ладьи духовного Спасения, которая при отсутствии любого из весел не поплывет, а будет лишь крутиться на одном месте. Труд в монастыре – также своего рода молитва, он посвящен Богу и любви к ближним. Монастырская работа всегда начинается молитвой, непрестанно ей освящается и оканчивается тоже ей. Поэтому и результаты труда порой намного плодотворней и радостней для людского глаза или вкуса, чем в миру.

В 2002 г. монастырю святых Царственных Страстотерпцев для организации подворья была передана земля угасшего подсобного хозяйства Среднеуральской ГРЭС. Тогда кроме деревянной сторожки и двух палаток посреди густого леса ничего не было. Первые трудники с Ганиной ямы прибыли сюда 18 мая 2002 г. Хозяйство разрасталось, и со временем оно было передано женскому монастырю в честь Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». И вскоре в нем появились келейный корпус с мастерскими и школой для детей, многоэтажные добротные каменные постройки, странноприимный дом, молочный цех, создано свое обширное подсобное и садовое хозяйство. Таким образом, братия оказалась у истоков создания еще одного уральского монастыря.

И все же без своего хозяйственного двора наладить полноценную монастырскую жизнь было затруднительно. Поэтому при монастыре на Ганиной яме было решено завести подсобное хозяйство. Уход даже за малым стадом требует особых знаний и навыков, и они за несколько лет были приобретены. Забот много, но и экономия в хозяйстве немалая. В скоромные дни молочные продукты попадают на братскую и паломническую трапезу, а во время постов из молока делают длительно хранящиеся сыры.

Сейчас на скотном дворе кроме коров живет уже небольшое стадо коз, овцы. Есть и птичий двор, который часто пополняется – люди дарят монастырю кур, гусей. Работа по управлению всем этим хозяйством нелегка. Она начинается раньше остальных монастырских послушаний, а заканчивается намного позже.

В преддверии дня рождения обители в сентябре 2014 г. на территории монастыря был разбит яблоневый сад. Сортовые деревца были подарены Л.А. Котовым, кандидатом сельскохозяйственных наук, профессором, руководителем кафедры государственного Агроуниверситета. Все эти саженцы – представители сортов, выведенных этим известным на Урале ученым за последние 15 лет, и доказавших свою полную приспособленность к местным условиям и хорошую урожайность.

Яблони для монастырского сада были выбраны не случайно. Именно эти деревья особо любили члены Августейшей семьи. Император считал, что яблони «в высшей степени являются перворазрядным украшением сада». О этом в 1915 г. в книге «Декоративные кустарники и деревья для садов и парков» писал Э.Л. Вольф, главный садовник при Императорском Лесном Институте в Петрограде. Он также отмечал, что «для сада нет более прочного и богаче цветущего украшения нежели яблони».

Сам плод этого прекрасного дерева имел для Царской семьи символическое значение.

«Державным Яблоком» – до 16 в. назывался символ государственной власти – «Держава». Описание «Державы» упоминается при описании венчания на царство Михаила Романова.

Есть на монастырском дворе и своя теплица. В сезон она дает достаточное количество свежих помидоров и огурцов. А на зиму немногочисленная братия заготавливает разнообразные соленья. Так, на зиму были засолены огурцы, кабачки, патиссоны, помидоры. Созданы по разнообразным рецептам овощные салаты. За время существования монастыря здесь уже появились собственные рецепты. К примеру, за квашеной капустой после службы постоянные прихожане обязательно заходят в трапезную, как, впрочем, и за квасом, который тоже делается по особому монастырскому рецепту. Послушание в квасной – одно из самых ответственных – паломники, привыкшие к особому вкусу монастырского кваса, за его качеством следят не менее требовательно, чем старший трапезный.

Монастырская пекарня готовит собственный хлеб и разнообразную выпечку: всевозможные пироги, маленькие пирожки с капустой и яблоками, морковью и изюмом, со сладкими начинками, постные пирожные и торты. Все готовится с молитвой, как для братской, так и для паломнической трапезы.

Часто на память об обители паломники увозят «Царскую воду» из освященной скважины, находящейся прямо под монастырской колокольней. Ее качество превосходно, эта вода является замечательным подарком для близких людей.

В монастыре паломников ждут с любовью, стараясь, каждый раз порадовать их чем-то новым. В мае 2014 г. появились собственные ульи – десяток пчелиных семей. Пчелу издавна считают Божьей работницей, поэтому кому, как не этой маленькой труднице, поработать во Славу Божию. Лес, окружающий монастырь, полон трав, цветущих с ранней весны до поздней осени, а значит, и мед вкусен. Особенно пчелы ценят иван-чай, которого в округе – целые поляны, а этот цветок – настоящий медосборник.

Гостеприимство и хлебосольство обители известны далеко за ее пределами – это выражение Христова духа: отдать гостю, посланнику Божию, все самое лучшее, что у тебя есть, – и пищу, и труд твоих рук, а главное – искреннюю любовь и радость о Господе.

Кроме братии в монастыре трудятся и сотрудники-миряне.

Первыми встречают в обители гостей и паломников экскурсоводы – монашествующие и миряне, историки и искусствоведы. Экскурсии рассказывают и об истории России, о Царской семье и древнерусской архитектуре.

Но не только экскурсии создают впечатление о монастыре, но и пение птиц, и аромат цветов, и лицезрение пока еще маленького дуба, выросшего несколько лет назад от отростка дерева, посаженного Императором Николаем II в 1904 г. в Царском Селе в честь рождения сына.

Шаг за шагом обустраивается и преобразовывается внешний облик обители.

Царский монастырь находится в лесу, и порой его подстерегает большая беда. Огонь не раз уничтожал постройки. Поэтому в монастыре проведена большая работа по усилению пожаробезопасности.

Появились и новые строения: музей, игуменский дом, иконная лавка, беседка для паломников. Полностью обновлен административный корпус. Территория монастыря покрыта декоративным камнем. Создана трапезная для паломников. Сделаны ремонт и реконструкция пекарни.

Во всем, что делается, есть огромная заслуга Андрея Анатольевича Козицына, генерального директора УГМК, других благодетелей, которые на протяжении многих лет помогали обители.

В монастыре благодарны всем: и Андрею Анатольевичу, и его ближайшим помощникам и сотрудникам. А также – всем тем добрым людям, которые вносят свой посильный вклад в обустройство и благоукрашение монастыря, в том числе, помогая своим трудом, на кухне, при уборке территории и т.п.

С какой бы целью ни приехал в монастырь на Ганиной яме человек: с желанием ли покаяния и молитвы, в поисках ли ответа на духовные вопросы или с желанием лучше узнать историю и культуру своей Родины, здесь он имеет возможность найти желаемое.

И ради его духовного утешения и Спасения в монастыре идет тихая, часто незаметная стороннему глазу внешняя жизнь и внутренняя бурная, неугасаемая борьба с врагом рода человеческого.

Ссылка на источник: http://ganinayama.ru/o-monastyire.html


Фотографии объекта

Видеозаписи объекта

Объект сегодня. Инстаграм



Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб