Церковь спаса преображения на Ильине улице — одна из древнейших и почитаемых церквей в Великом Новгороде. История ее основания уходит в глубокое прошлое. Именно в ней, по преданию, хранилась новгородская святыня — икона «Богоматерь Знамение», в 1169 году защитившая город от суздальцев.
В 1374 году деревянная церковь была заменена каменной. Средства на ее строительство дали «уличане», а торжественное освящение провел архиепископ Алексий с клиром Софийского собора. Это еще раз свидетельствовало о важности храма в жизни всего Новгорода.Церковь спаса преображения — характерный образец новгородского зодчества XIV века. Значительность размеров, особое выделение высотной доминанты, энергия движения масс и объемов сочетаются в ней с богатством декоративного убранства фасадов.Церковь спаса преображения — это небольшой однокупольный храм, стены которого украшены разнообразными арочками, нишами, поясками, фигурными обрамленьями оконных проемов, закладными крестами замысловатых форм (они ставились горожанами во исполнение различных обетов или в благодарность за чудо прямо в стены каменных церквей при их строительстве).Живопись в церкви, дошедшая до нас в виде отдельных фрагментов, — единственное монументальное произведение великого византийского художника Феофана Грека. Она выполнена в 1378 году на средства боярина Василия Даниловича. Хорошо сохранились и поражают воображение фрески купола и светлого барабана — колоссальное изображение Вседержителя, гневно взирающего на землю, охраняющие его престол архангелы и серафимы, а также фигуры праотцев и пророков.Не меньший интерес вызывает живопись Троицкого придела — личной молельни заказчика. Центр композиции — Ветхозаветная Троица, рядом — «Служба святых отцов» и «Богоматерь в типе Знамение-Воплощение».Фрески греческого мастера отличаются суровой одухотворенностью. В них нет ничего умиляющего и благостного. Художник наделяет образы святых сильными чувствами, превышающими возможности обычного человека.Монументальная живопись церкви спаса на Ильине улице была в течение столетий скрыта за побелкой и покраской. XX век, создавший новые методы научной реставрации, дал ей новую жизнь.Ссылка на источник: http://worldwalk.info/ru/catalog/1160Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
1374 Россия, Великий Новгород
Фотографии объекта
Видеозаписи объекта
Объект сегодня. Инстаграм
Онлайн панорама
Связь с другими материалами
События
17.06.2017—02.07.2017
Кубок конфедераций 201702.09.1812—06.09.1812
Московский пожар (1812)14.07.1789—09.11.1799
Великая французская революция
☓
Особенно поразил Епифания метод работы Феофана. Когда он рисовал или писал, никто не видел его «на образцы когда взирающе», как это делали другие иконописцы, которые, неумеренно пользуясь образцами, «очима мещуще семо и овамо» (то есть постоянно заглядывали на образец, с которого писали). В отличие от них, Феофан, по словам Епифания, создавая свои бессмертные образы, «ногама без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумная обгадываша».
Фото статьи: Вернуться в статью: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице |