Базилика Сан-Лоренцо (Флоренция)


1424—1446         ИталияИталия, Флоренция

Одна из важнейших флорентийских церквей, базилика святого Лаврентия находится в историческом центр Флоренции, между Дуомо и Санта-Мария-Новелла, примерно в 300 м к северо-западу от кафедрального собора.

Первое культовое сооружение на месте базилики Сан-Лоренцо было освящено еще в 393 году, некоторое время церковь была кафедральным собором Флоренции. Первая масштабная реконструкция датируется 1059 годом, следующая фаза пришлась на 1421 год, когда для расширения трансепта было приятно решение о сносе ряда близстоящих домов. В это же время богатый банкир Джованни ди Биччи Медичи заказал Филиппо Брунеллески строительство Старой Ризницы (Sagrestia Vecchia), которая должна была примыкать к церкви. Чуть позже Брунеллески стал архитектором всего комплекса, впрочем, он по прежнему основное внимание уделял Старой Ризнице, которую и завершил в 1428 году (в 1429 именно там состоялись пышные проводы умершего Джованни ди Медичи). Работы по перестройке церкви практически прекратились, и лишь с 1441 года, уже под кураторством Козимо де Медичи, были возобновлены. Новым архитектором церкви стал Микелоццо, заменивший состарившегося и занятого другими проектами Брунеллески.

К 1461 году церковь была в основном завершена, и умерший в 1464 году Козимо де Медичи был похоронен в подземной крипте Сан-Лоренцо, под центральным алтарем. С тех пор базилика стала местом погребения членов этой влиятельнейшей флорентийской семьи. Фасад церкви остался незаконченным: папа Лев X Медичи в 1518 поручил Микеланджело разработать проект фасада. Микеланджело создал деревянную модель в классическом стиле, однако работы так и не были начаты, из-за технических и финансовых проблем. Зато папа заказал Микеланджело строительство Новой Ризницы (Sagrestia Nuova), для захоронения умерших в молодом возрасте представителей дома Медичи: Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцога Урбинского и Джулиано де Медичи, герцога Немура. Строительство продвигалось тяжело, и только охранная грамота, врученная папой Микеланджело, послужила стимулом для завершения строительства. При папе Клименте VII Медичи, Микеланджело спроектировал Библиотеку Медичи, а также балкон на контрфасаде церкви для хранения реликвий.

Последние доработки комплекса относятся к середине 18 века. Маленькая колокольня построена Фердинандо Руджери в 1740 году, а в 1742 году Винченцо Меуччи украсил купол фресками с изображениями флорентийских святых.

С секуляризацией Сан-Лоренцо в девятнадцатом веке, библиотека была юридически отделена от остального комплекса, и был создан Музей капелл Медичи.

Церковь выполнена в форме латинского креста в трех нефах, с часовнями вдоль оснований креста и со стороны трансепта. Нефы отделены колоннами коринфского ордера. Колонны, в стиле Брунеллески, с пирамидальными ложами капителей (пульвино). Боковые стены украшены пилястрами, визуально включающими полукруглые арки часовен. Внутренняя часть церкви замечательно освещена благодаря группе дуговых окон второго яруса. Потолок центрального нефа украшен кессонами с позолотой на белом фоне.

Многочисленные произведения искусства украшают церковь Сан-Лоренцо, среди которых произведения великого Донателло. Мастеру принадлежит авторство двух бронзовых кафедр (около 1460) и саркофаг семьи Мартелли (третья капелла в левом трансепте).

Среди прочих произведений следует отметить:

* Большой цикл фресок, изображающий мученичество святого Лаврентия работы Бронзино (левый неф);

* Алтарная картина «Благовещение Мартелли» Филиппо Липпи (около 1450; капелла левого трансепта);

* Алтарная картина «Рождество со святыми Юлианом и Франциском» Раффаэлино дель Гарбо (левый трансепт);

* Шедевр маньеризма, «Обручение Богоматери» Россо Фьорентино (капелла правого нефа, 1523).

«Старая Ризница» (проход через левый трансепт) - шедевр 15 века, построенный Филиппо Брунеллески в 1421 – 1428 годах в качестве мавзолея богатейшей семьи Медичи. «Старая Ризница» стала первой законченной частью нового Сан-Лоренцо. Капелла, посвященная святому Иоанну Богослову представляет собой центрическое квадратное помещение, покрытое полусферическим зонтичным куполом. Украшения «Старой Ризницы» (медальоны, барельефы, люнеты, бронзовые двери) выполнены Донателло, а саркофаг Пьеро и Джованни де Медичи - работа Верроккьо. Впечатляет фреска купола в апсиде, выполненная Джулиано дАрриго в виде звездного неба, расположение Солнца и созвездий на нем соответствует космологической ситуации во Флоренции 4 июля 1442 года.

«Новая Ризница», находящаяся справа от фасада церкви (проход через правый трансепт), построена по проекту Микеланджело между 1521 и 1534 годом. Она составляет часть «погребального» проекта семьи Медичи, которая в это время из знатной семьи превращалась в семью монархическую – представитель семьи Медичи стал папой Львом X, некоторые члены семьи получили герцогские титулы.

Микеланджело исходил из общего плана, аналогичного проекту Старой Ризницы Брунеллески, однако помещение у него было разделено на более сложные формы, с триумфальными арками, открывающимися на апсиды. В двух боковых стенах - монументальные гробницы Джулиано де Медичи, герцога Немура и его племянника Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцога Урбинского. Для каждой гробницы Микеланджело изваял по три аллегорические скульптуры: скульптуры самих герцогов на троне и аллегории времени - «День», «Ночь», «Сумерки» и «Заря». Статуи герцогов как бы смотрят в центр часовни, где находятся скульптурные изображения Мадонны с Младенцем на руках, также работы Микеланджело, с обеих сторон Богоматери – статуи святых Космы и Дамиана работы учеников Микеланджело.

На противоположной фасаду стороне церкви располагается грандиозная восьмиугольная «Капелла Принцев» (Cappella dei Principi), с ее большим куполом, который является вторым во Флоренции после купола Дуомо. Диаметр сооружения составляет 28 метров. Строительство капеллы велось с 1604 года, под руководством Маттео Ниджетти и Бернардо Буонталенти. В интерьере капеллы – прекрасные инкрустации из темного мрамора и полудрагоценных камней. В центре, согласно намерениям семьи Медичи, должна была находиться частица Гроба Господня, однако все попытки приобрести эту реликвию оказались тщетны.

Проект главного клуатра (внутреннего дворика) был разработан Брунеллески, но реализован уже после смерти мастера между 1457 и 1460 его учеником Антонио Манетти. Дворик представляет собой двойную крытую галерею, с аркадами в нижнем ярусе и архитравами в верхнем ярусе, с левой стороны фасада базилики. В правом углу комплекса с трансептом базилики соседствует здание Библиотеки Медичи Лауренциана, спроектированное Микеланджело. В здании особенного внимания заслуживает уникальная по форме монументальная лестница Микеланджело.

Ссылка на источник: http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/390/?q=497&plint=390


Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб