Искусство Романского стиля

1 января 1000 - 1 января 1299         ИталияИталия, Рим

италия, Рим

#искусство #рим #романский стиль #живопись #гравюра

В западноевропейской средневековой культуре необычайно велика была роль изобразительного искусства и архитектуры. Причина этого заключалась в том, что они являлись наиболее важным сред­ством общения в эпоху, когда образова­ние было монополией церкви, а грамотность — уделом немногих, когда языком науки, учености и богослужения была латынь, малопонятная большинству населения. В таких условиях искусство и архитектура вы­полняли роль «проповеди в камне».

Хотя искусство средних веков было ансамблевым искусст­вом, т.е. существовало в неразрывном единстве архитектуры, скульптуры и живописи, все же роль главного, стиле образующего элемента принадлежала архитектуре. Другие виды искусства подчинялись ей, комментировали и уточняли суть передаваемого ею образа.

В X веке, на рубеже тысячелетий, в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль — романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин «романский стиль» появился в XIX в. (по аналогии с понятием «романские языки») и означал «римский». Таким образом, он отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также с византийским. Хотя термин «романский» и подразумевает использование некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян, все же он не отражает главных черт романского искусства и достаточно условен.

Романский стиль в искусстве многое унаследовал от византийского зодчества. Византийское влияние (через памятники Равенны) особенно сказалось в архитектуре базилики, наиболее распространен­ной форме храмовых построек.

Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху в Западной Европе были замки, монастырские ансамбли и храмы. Их отличительные особенности — массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчатоуглубленные порталы (входы) и, главное, башни — важнейший элемент архитектурной композиции.

Возникновение в Западной Европе замков было порождением феодальной эпо­хи, эпохи разобщенности и раздробленности, войн и набегов. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты: основное создание романского стиля — это замок-крепость. Тяжелое и мрачное вели­чие романской архитектуры выразило ми­роощущение западноевропейского общества Х-ХП вв. Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота были соединены с подъемным, на цепях, мостом. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню — донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка.

Ведущим типом романского зодчества был храм, который в средневековой Западной Европе был средоточием всей культурной жизни. Храмы были центрами просвещения и науки, там звучала церковная музыка, стены храмов украшались скульптурой, фресками и мозаикой, а окна — витражной живописью. Наибольшее распространение в Х-ХП вв. получили 3-5-нефные постройки с трансептом и крестовым или цилиндрическим сводом. Внешний вид романского храма прост и суров. Композиционным центром его служила башня, увенчанная шпилем, которая устанавливалась над средокрестием.

Наиболее последовательно процесс формирования храмовой романской архитектуры и сложения законченного стиля осуществлялся во Франции, главным образом в областях к югу от р. Луары. Именно там проходили основные пути паломничества к святым местам, в Палестину. На путях паломничеств строились дороги, мосты, гостиницы, госпитали и храмы. Строительная инициатива нахо­дилась в руках монастырей: монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, из аббатства в аббатство, принося с собой свой опыт и традиции и тем самым, распространяя новый стиль. Поскольку узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к возросшему потоку па­ломников, поэтому романские храмы строятся большими по размерам и с высоким центральным нефом. В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется более прочным камнем. Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т.е. как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы — редкими и узкими.

Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции. Это — церковь Сен Мартен в Туре, церковь Нотр-Дам в Клермоне, шедевр ро­манской архитектуры — церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Во французской романике сложилось несколько местных школ. Так монументальностью композиции отличалась бургундская шко­ла, богатым скульптурным декором — школа Пуату, строгой отделкой — нормандская школа.

Один из самых величественных романских храмов находился в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен цер­ковью (длина — 127 м, ширина — 40 м). Монастырская церковь в Клюни, не сохранившаяся до нашего времени, представляла собой пятинефную базилику с двумя трансептами и очень длинным нартексом, с высоким центральным нефом (30 м), с восемью башнями и мощными контрфорсами.

Романская архитектура не была связана с городом — монастыри, замки и храмы располагались, главным образом, среди сельского ландшафта, на холме, на возвышенном берегу реки и прекрасно гармонировали с природой. Таковы знаменитые приреинские собо­ры — наиболее совершенные образцы романского зодчества в Германии: собо­ры в Вормсе, Майнце и Шпейере. Они неоднократно перестраивались, а самой отличительной их чертой является грандиозность и пышность. Замечательные памятники романской архитектуры сохранились в Италии, где особенно выделялись Милан, Венеция и Флоренция.

Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества. Наряду со строительством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура: строились жилые многоэтажные дома, здания городского самоуправления, колокольни (звонницы), помещения для цехов и торговых гильдий и др. Итальянская архитектура романской эпохи испытала на себе сильное византийское и римское влияние. Она более есте­ственна и жизненна, более пластична и размеренна, чем, например, немецкое зодчество. Наиболее значительное создание средневековой романской архитектуры Италии — венецианский собор Св. Марка (строился в 1063-1085 гг., достраивался в XIII в.). Собор Св. Марка, созданный по образцу византийских церквей, был важнейшим религиозным и государственным центром Венецианской республики. Он имеет четкий крестово-купольный план и обильно украшен мрамором и мозаиками.

Центр Тосканы — Флоренция — создал собственный стиль архитектуры, продолживший позднеантичные традиции. Так, необыкновенно параден многоцветный мраморный фасад флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте (конец XI в.).

Из белого мрамора выстроен знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе — шедевр средневе­ковой итальянской архитектуры, включающий собор, баптистерий и колокольню. Они по-ро­мански грандиозны и величественны и в то же вре­мя легки и изящны. Знаменитую Пизанскую колокольню называют «Падающей башней». Она, вследствие неравномерной осадки грунта, наклонилась еще в пери­од строительства. Чтобы воспрепятствовать падению башни, ее последний ярус, построенный в 1301 г., был несколько смещен в сторону, противоположную наклону башни.

В романской архитектуре Южной Италии и Сицилии особенно сильно ощу­щалось византийское влияние: соборы в Чефалу и Палермо имеют роскошное мозаичное убранство.

Архитектура романской эпохи в Испании несет на себе отпечаток восточных влияний. Испанские дворцы и храмы на­поминают крепостные сооружения: суровая действительность Реконкисты и оже­сточенные религиозные битвы вызвали к жизни эту особенность испанского зодчества. Влияние восточной архитектуры выразилось в применении ребристого свода и подковообразных арок. Наиболее знаменитыми образцами испанской романики являются Дворец Алькасар в Сеговии (IX в.) и церковь Сант Яго де Компостелла (XI в.).

Специфической особенностью романского стиля в Англии было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность (до 170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни. При короле Вильгельме Завоевателе (XI в.) был, воздвигнут Лондонский Тауэр, в котором роль донжона играла знаменитая Белая башня.

Романский стиль господствовал не только в архитектуре, но также и в скульптуре и живописи. Центральное место в них занимали темы могущества Бога — Страшный Суд, Христос во славе и т.п., причем фигура Христа всегда значительно превосходила по размерам другие фигуры. Романская пластика подчиняется архитектуре и используется внутри собо­ра и вне его, украшая западный фасад, тимпаны (пространство стены над входом в храм, ограниченное полукружием арки) и капители колонн. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Как правило, романская скульптура непропорциональна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела — схематичны. Весьма своеобразна немецкая пластика, например, рельефы бронзовых дверей цер­кви Св. Михаила в Гилъдесгейме, в которых запечатлены сюжеты из Священного Писания (XI в.). Человеческие фигуры здесь необычайно подвижны, динамичны и передают гамму чувств и страстей. Таковы, например, Адам и Ева, буквально дрожащие от страха перед божьей карой.

Скульптурные изображения святых в романских храмах лишены каких-либо канонов, часто неказисты и приземисты, имеют простые и выразительные лица. Этим романская скульптура отличается от византийской, которая создавала более утонченные и одухотворенные образы. Наряду с евангельскими образами и сце­нами в романской скульптуре соседствовали и сюжеты из древней и средневековой истории, встречались изображения реальных людей. В то же время скульптурные композиции иногда насыщались плодами народной фантазии — тогда в них встречались изображения различных фантастических существ и сил зла (например, аспидов).

От романской эпохи сохранились прекрасные образцы прикладного искусства. Почетное место среди них занимает знаменитый 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английс­кой королевы Матильды. Вышитые на нем сцены повествуют о завоевании Англии норманнами в 1066 г.

Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию и плоскостной, отрицающей трехмерность пространства и фигур. Она так же, как и скульптура, была подчинена архитектуре. Наиболее распространенным видом живописной техники была фреска, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла).

Ссылка на источник: http://suslovas.narod.ru/refer/MXK/romst.htm




Фотографии о событии




Видеозаписи о событии




Статьи о собыии



ru.wikipedia.org

Романское искусство

Ближайшие события